Внешнеэкономические связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешнеэкономические связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Обычаи
(КонсультантПлюс, 2025)Обычаи в сфере внешнеэкономических связей могут толковаться международными организациями (например, Правила "Инкотермс")
(КонсультантПлюс, 2025)Обычаи в сфере внешнеэкономических связей могут толковаться международными организациями (например, Правила "Инкотермс")
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа, поскольку обязательства по поставке товаров спорными контрагентами не выполнялись и выполняться не могли, т.к. у них отсутствовали ресурсы, технические и производственные мощности, необходимые для ведения специализированной хозяйственной деятельности. Кроме того, указанные организации не являлись участниками внешнеэкономической деятельности, в связи с чем не могли осуществлять закупку спорного товара у иностранных поставщиков.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа, поскольку обязательства по поставке товаров спорными контрагентами не выполнялись и выполняться не могли, т.к. у них отсутствовали ресурсы, технические и производственные мощности, необходимые для ведения специализированной хозяйственной деятельности. Кроме того, указанные организации не являлись участниками внешнеэкономической деятельности, в связи с чем не могли осуществлять закупку спорного товара у иностранных поставщиков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор поручения декларанта с таможенным представителем. Риски, связанные с привлечением таможенного представителя к солидарной ответственности
(Агаев В.Ш. оглы)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Глобализация экономики, внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) являются наиболее важной частью любой экономической системы государства. Процессы, связанные с перемещением товаров, оказанием услуг в рамках ВЭД, относятся к особой экономической отрасли взаимоотношений. Субъекты ВЭД, исходя из конъюнктуры экономики и геополитических отношений, всеми возможными способами пытаются оптимизировать процессы получения прибыли в рамках бизнес-процессов. Каждый из участников международного предпринимательства обязан действовать осознанно и добросовестно, принимать возможные риски и нести ответственности перед государством и контрагентами. Осуществляя профессиональную деятельность, участники ВЭД вступают в достаточно специфичную отрасль правоотношений - таможенное право, которое тесно пересекается с гражданским и международным правом.
(Агаев В.Ш. оглы)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Глобализация экономики, внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) являются наиболее важной частью любой экономической системы государства. Процессы, связанные с перемещением товаров, оказанием услуг в рамках ВЭД, относятся к особой экономической отрасли взаимоотношений. Субъекты ВЭД, исходя из конъюнктуры экономики и геополитических отношений, всеми возможными способами пытаются оптимизировать процессы получения прибыли в рамках бизнес-процессов. Каждый из участников международного предпринимательства обязан действовать осознанно и добросовестно, принимать возможные риски и нести ответственности перед государством и контрагентами. Осуществляя профессиональную деятельность, участники ВЭД вступают в достаточно специфичную отрасль правоотношений - таможенное право, которое тесно пересекается с гражданским и международным правом.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Автор более 100 научных работ <1>, из которых более 30 статей по порядку рассмотрения обращений граждан. Соавтор учебников "Основы государства и права" (под ред. д. ю. н., проф. С.А. Комарова), "Парламентаризм" (под ред. д. экон. н., проф. В.И. Добросоцкого), "Право интеллектуальной собственности" (под ред. д. ю. н., проф., заслуженного юриста Российской Федерации Л.А. Новоселовой), учебных пособий "Правовое сопровождение внешнеэкономических сделок" (под ред. д. ю. н., проф. В.А. Бублика), "Правовое регулирование инвестиционной деятельности" и "Международное предпринимательское право" (под ред. д. ю. н., проф. В.С. Белых), "Современные технологии и методы научных исследований" (под ред. д. э. н., проф. Н.В. Шумянковой), рецензируемых монографий "Конституционализация института обращений граждан" <2>, "Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации", "Гражданско-правовой институт акционерных соглашений". Автор книги "Услуги представителя в гражданском, арбитражном и административном процессах: договор, компенсация, проблемы взыскания. Теория, анализ, практика", комментария к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" 2020 г. <3>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Автор более 100 научных работ <1>, из которых более 30 статей по порядку рассмотрения обращений граждан. Соавтор учебников "Основы государства и права" (под ред. д. ю. н., проф. С.А. Комарова), "Парламентаризм" (под ред. д. экон. н., проф. В.И. Добросоцкого), "Право интеллектуальной собственности" (под ред. д. ю. н., проф., заслуженного юриста Российской Федерации Л.А. Новоселовой), учебных пособий "Правовое сопровождение внешнеэкономических сделок" (под ред. д. ю. н., проф. В.А. Бублика), "Правовое регулирование инвестиционной деятельности" и "Международное предпринимательское право" (под ред. д. ю. н., проф. В.С. Белых), "Современные технологии и методы научных исследований" (под ред. д. э. н., проф. Н.В. Шумянковой), рецензируемых монографий "Конституционализация института обращений граждан" <2>, "Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации", "Гражданско-правовой институт акционерных соглашений". Автор книги "Услуги представителя в гражданском, арбитражном и административном процессах: договор, компенсация, проблемы взыскания. Теория, анализ, практика", комментария к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" 2020 г. <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Глава 9. Международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Глава 9. Международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления
Статья: Муниципальное процессуальное регулирование деятельности органов местного самоуправления
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)К группе отсылочных норм относятся нормы, отсылающие к федеральным и областным законам, в которых установлен порядок решения конкретного вопроса. Согласно ч. 3 ст. 6 данного Устава, к примеру, органы местного самоуправления города Воронежа вправе заключать соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами иностранных государств в порядке, определенном законодательством Воронежской области.
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)К группе отсылочных норм относятся нормы, отсылающие к федеральным и областным законам, в которых установлен порядок решения конкретного вопроса. Согласно ч. 3 ст. 6 данного Устава, к примеру, органы местного самоуправления города Воронежа вправе заключать соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами иностранных государств в порядке, определенном законодательством Воронежской области.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Среди факторов, которые заставляют специалистов все чаще обращаться к пересмотру классических правовых категорий и понятий, можно выявить внешние, обусловленные объективными обстоятельствами, и внутренние, вызванные процессами, происходящими в самой правовой системе. Так, трансформация внешнеэкономических связей и отношений стала сильнейшим катализатором безотлагательной масштабной переработки законодательства в сфере иностранных инвестиций и сделок с валютой, исполнения обязательств перед определенной категорией иностранных кредиторов, некоторых сделок с участием иностранных юридических и физических лиц.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Среди факторов, которые заставляют специалистов все чаще обращаться к пересмотру классических правовых категорий и понятий, можно выявить внешние, обусловленные объективными обстоятельствами, и внутренние, вызванные процессами, происходящими в самой правовой системе. Так, трансформация внешнеэкономических связей и отношений стала сильнейшим катализатором безотлагательной масштабной переработки законодательства в сфере иностранных инвестиций и сделок с валютой, исполнения обязательств перед определенной категорией иностранных кредиторов, некоторых сделок с участием иностранных юридических и физических лиц.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Цифровой бизнес - это новая экономическая модель, существующая в глобальном масштабе за счет использования Интернета и новых цифровых технологий, поэтому целесообразно исследовать именно внешнеэкономическую деятельность, основанную на цифровом взаимодействии значительного числа субъектов предпринимательской деятельности. Создание цифровой экономики вывело правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг на надгосударственный уровень, обеспечивающий синхронизацию экономических связей хозяйствующих субъектов различных стран. Важнейшей задачей права стала разработка моделей правового регулирования, позволяющих соблюсти баланс между сохранением фундаментальных общественных ценностей, принципов права и беспрепятственным развитием новых технологий и их использованием во внешнеэкономических связях. Новые технологии ведут к появлению новых субъектов, правовой статус которых не определен, и к совершенствованию инфраструктуры, что также требует внесения изменений в существующее правовое регулирование. Кроме того, возникает проблема адаптации гражданско-правовых институтов к условиям всемирной цифровой экономики, проблема автоматизации заключения и исполнения договоров и алгоритмизации таких оценочных понятий, как добросовестность, справедливость, качество услуг.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Цифровой бизнес - это новая экономическая модель, существующая в глобальном масштабе за счет использования Интернета и новых цифровых технологий, поэтому целесообразно исследовать именно внешнеэкономическую деятельность, основанную на цифровом взаимодействии значительного числа субъектов предпринимательской деятельности. Создание цифровой экономики вывело правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг на надгосударственный уровень, обеспечивающий синхронизацию экономических связей хозяйствующих субъектов различных стран. Важнейшей задачей права стала разработка моделей правового регулирования, позволяющих соблюсти баланс между сохранением фундаментальных общественных ценностей, принципов права и беспрепятственным развитием новых технологий и их использованием во внешнеэкономических связях. Новые технологии ведут к появлению новых субъектов, правовой статус которых не определен, и к совершенствованию инфраструктуры, что также требует внесения изменений в существующее правовое регулирование. Кроме того, возникает проблема адаптации гражданско-правовых институтов к условиям всемирной цифровой экономики, проблема автоматизации заключения и исполнения договоров и алгоритмизации таких оценочных понятий, как добросовестность, справедливость, качество услуг.
Статья: Состояние и перспективы конституционно-политического развития России в контексте внутригосударственных и международных интеграционных процессов (канун первой четверти XXI века)
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Исследование интеграционных процессов применительно к развитию федеративного государства предполагает обращение к следующим вопросам: во-первых, как должны быть устроены внутригосударственные, федеративные отношения в контексте развития интеграционных связей; во-вторых, актуально исследование состояния и перспектив внешних межгосударственных и межрегиональных интеграционных процессов, осуществленное на основе дифференциации на две составляющие системы отношений: Федерации в целом - в межгосударственном формате взаимодействий с зарубежными государствами и как системы межрегиональных и межмуниципальных взаимодействий российских территориальных единиц, а также взаимодействий регионов Российской Федерации с регионами (субъектами Федерации) и административно-территориальными единицами зарубежных государств. Для развития российской практики важен учет того, что, как отмечается в научных исследованиях: современный тренд мирового развития связан "с объективным возрастанием роли региональных факторов в политической и экономической жизни стран и народов. Эта тенденция набирает силу как в планетарном масштабе, в формировании новой региональной карты мира, так и в масштабе национальном. Это мотивирует ученых и практиков концентрировать внимание на решении глобальных проблем на региональном уровне, а также на разнообразных формах включения в международные и внешнеэкономические связи регионов государства" <5>. Специалисты отмечают также, что наиболее востребованы интеграции, целями которых выступают экономика, сотрудничество государств в сфере торговой деятельности, в меньшем объеме - производственной деятельности, иных видов экономической деятельности а также в "области внешней политики, правосудия, внутренних дел, безопасности" <6>.
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Исследование интеграционных процессов применительно к развитию федеративного государства предполагает обращение к следующим вопросам: во-первых, как должны быть устроены внутригосударственные, федеративные отношения в контексте развития интеграционных связей; во-вторых, актуально исследование состояния и перспектив внешних межгосударственных и межрегиональных интеграционных процессов, осуществленное на основе дифференциации на две составляющие системы отношений: Федерации в целом - в межгосударственном формате взаимодействий с зарубежными государствами и как системы межрегиональных и межмуниципальных взаимодействий российских территориальных единиц, а также взаимодействий регионов Российской Федерации с регионами (субъектами Федерации) и административно-территориальными единицами зарубежных государств. Для развития российской практики важен учет того, что, как отмечается в научных исследованиях: современный тренд мирового развития связан "с объективным возрастанием роли региональных факторов в политической и экономической жизни стран и народов. Эта тенденция набирает силу как в планетарном масштабе, в формировании новой региональной карты мира, так и в масштабе национальном. Это мотивирует ученых и практиков концентрировать внимание на решении глобальных проблем на региональном уровне, а также на разнообразных формах включения в международные и внешнеэкономические связи регионов государства" <5>. Специалисты отмечают также, что наиболее востребованы интеграции, целями которых выступают экономика, сотрудничество государств в сфере торговой деятельности, в меньшем объеме - производственной деятельности, иных видов экономической деятельности а также в "области внешней политики, правосудия, внутренних дел, безопасности" <6>.
Статья: Некоторые особенности составления приказа по основной деятельности
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)приказ департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 2015 года N 130-од "Об утверждении служебного распорядка департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа...".
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)приказ департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 2015 года N 130-од "Об утверждении служебного распорядка департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа...".
Статья: Институциональные особенности внедрения МСФО в российскую учетную систему
(Воронова Е.Ю., Пучкова С.И.)
("Аудитор", 2023, N 2)Началом плотного "знакомства" российских бухгалтеров и аудиторов с МСФО можно считать 1998 г., когда была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета [4]. В Программе обосновывалась необходимость реформирования отечественного учета с целью его соответствия международной практике. Данный переход был обусловлен формированием новых рыночных отношений, выходом большого числа российских предприятий на международные рынки, до этого работавших в условиях монополии внешней торговли, когда они не имели права самостоятельного заключения контрактов с иностранными компаниями. Импорт товаров из-за рубежа и поставка отечественной продукции на экспорт осуществлялись отечественными предприятиями через внешнеторговые организации системы Министерства внешней торговли (в дальнейшем Министерства внешнеэкономических связей). Изменение формы собственности потребовало от учета решения новых задач и расстановки акцентов, направленных на приоритеты новых собственников, в интересы которых входила информация о величине собственного капитала, прибыли. Привлечение иностранных инвесторов, получение кредитов и займов у иностранных банков, возможность эмиссии ценных бумаг и их размещение не только на российских, но и зарубежных фондовых биржах, вовлечение в другие финансовые операции также требовали представления качественно иной информации о деятельности российских компаний, заверенной международными аудиторскими компаниями.
(Воронова Е.Ю., Пучкова С.И.)
("Аудитор", 2023, N 2)Началом плотного "знакомства" российских бухгалтеров и аудиторов с МСФО можно считать 1998 г., когда была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета [4]. В Программе обосновывалась необходимость реформирования отечественного учета с целью его соответствия международной практике. Данный переход был обусловлен формированием новых рыночных отношений, выходом большого числа российских предприятий на международные рынки, до этого работавших в условиях монополии внешней торговли, когда они не имели права самостоятельного заключения контрактов с иностранными компаниями. Импорт товаров из-за рубежа и поставка отечественной продукции на экспорт осуществлялись отечественными предприятиями через внешнеторговые организации системы Министерства внешней торговли (в дальнейшем Министерства внешнеэкономических связей). Изменение формы собственности потребовало от учета решения новых задач и расстановки акцентов, направленных на приоритеты новых собственников, в интересы которых входила информация о величине собственного капитала, прибыли. Привлечение иностранных инвесторов, получение кредитов и займов у иностранных банков, возможность эмиссии ценных бумаг и их размещение не только на российских, но и зарубежных фондовых биржах, вовлечение в другие финансовые операции также требовали представления качественно иной информации о деятельности российских компаний, заверенной международными аудиторскими компаниями.
Статья: Признание решений иностранных судов по делам о трансграничной несостоятельности в разрезе компаративистского анализа
(Скопцова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Трансграничная несостоятельность остается крайне сложным и вызывающим множество вопросов явлением. Несмотря на активную научную разработку темы зарубежными исследователями, такими как К. Андерсен (K. Andersen) <1>, Х.Л. Баксбаум (H.L. Buxbaum) <2>, С.Л. Баффорд (S.L. Bufford) <3>, М. Бальц (M. Balz) <4>, Л. Бебчук (L. Bebchuk) <5>, Дж.Л. Вестбрук (J.L. Westbrook) <6>, М. Виргос <7>, Ф.Р. Вуд (P.R. Wood) <8>, Дж.Дж. Спигельман (J.J. Spigelman) <9>, И. Флетчер (I. Fletcher) <10>, в отечественной доктрине тема предоставляет значительное поле для исследования. Несомненно, следует указать на ряд крайне важных и значимых для науки специальных исследований, осуществленных С.В. Бахиным <11>, А.А. Костиным <12>, Е.В. Моховой <13>, А.А. Рягузовым <14>, однако представляется, что указанный научный дискурс необходимо активно расширять и развивать, особенно в свете интенсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, изменения рынков экономической активности и качественной трансформации устоявшейся позиции российских судов о компетенции на рассмотрение такого рода споров.
(Скопцова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Трансграничная несостоятельность остается крайне сложным и вызывающим множество вопросов явлением. Несмотря на активную научную разработку темы зарубежными исследователями, такими как К. Андерсен (K. Andersen) <1>, Х.Л. Баксбаум (H.L. Buxbaum) <2>, С.Л. Баффорд (S.L. Bufford) <3>, М. Бальц (M. Balz) <4>, Л. Бебчук (L. Bebchuk) <5>, Дж.Л. Вестбрук (J.L. Westbrook) <6>, М. Виргос <7>, Ф.Р. Вуд (P.R. Wood) <8>, Дж.Дж. Спигельман (J.J. Spigelman) <9>, И. Флетчер (I. Fletcher) <10>, в отечественной доктрине тема предоставляет значительное поле для исследования. Несомненно, следует указать на ряд крайне важных и значимых для науки специальных исследований, осуществленных С.В. Бахиным <11>, А.А. Костиным <12>, Е.В. Моховой <13>, А.А. Рягузовым <14>, однако представляется, что указанный научный дискурс необходимо активно расширять и развивать, особенно в свете интенсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, изменения рынков экономической активности и качественной трансформации устоявшейся позиции российских судов о компетенции на рассмотрение такого рода споров.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа, поскольку обязательства по поставке товаров спорными контрагентами не выполнялись и выполняться не могли, т.к. у них отсутствовали ресурсы, технические и производственные мощности, необходимые для ведения специализированной хозяйственной деятельности. Кроме того, указанные организации не являлись участниками внешнеэкономической деятельности, в связи с чем не могли осуществлять закупку спорного товара у иностранных поставщиков.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа, поскольку обязательства по поставке товаров спорными контрагентами не выполнялись и выполняться не могли, т.к. у них отсутствовали ресурсы, технические и производственные мощности, необходимые для ведения специализированной хозяйственной деятельности. Кроме того, указанные организации не являлись участниками внешнеэкономической деятельности, в связи с чем не могли осуществлять закупку спорного товара у иностранных поставщиков.