Внесение изменений в схему избирательных округов
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в схему избирательных округов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Верховного Суда РФ от 29.02.2000 N ГКПИ99-1116
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным Постановления Центризбиркома РФ от 04.09.1999 N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва".Кроме того, по мнению суда, приведенные выше доводы Козлова Н.И. не могут служить основанием к отмене оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по мотивам несоответствия опубликованной схемы избирательных округов требованиям закона, поскольку в соответствии с данным Постановлением опубликована фактически утвержденная Федеральным законом схема округов, вносить в которую какие-либо изменения либо дополнения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации была не вправе. Факт опубликования этой схемы в "Российской газете" заявителем не оспаривается.
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным Постановления Центризбиркома РФ от 04.09.1999 N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва".Кроме того, по мнению суда, приведенные выше доводы Козлова Н.И. не могут служить основанием к отмене оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по мотивам несоответствия опубликованной схемы избирательных округов требованиям закона, поскольку в соответствии с данным Постановлением опубликована фактически утвержденная Федеральным законом схема округов, вносить в которую какие-либо изменения либо дополнения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации была не вправе. Факт опубликования этой схемы в "Российской газете" заявителем не оспаривается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Думается, в значительной мере образная оценка всего правового поля страны В.Д. Зорькиным может быть распространена на произошедшие в 2020 г. изменения избирательного права. Они затрагивают круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, вопросы формирования списков избирателей, схем избирательных округов, подписных листов и порядка сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, видов, сроков и мест голосования, наблюдения за голосованием, публикации информации о движении средств избирательных фондов, сроков административного судопроизводства, компетенции избирательных комиссий, статуса членов комиссий. Продолжены освещенные специальными федеральными законами эксперименты по голосованию на цифровых избирательных участках и дистанционному электронному голосованию. Таким образом, под влиянием подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу о внесении изменений в Конституцию РФ, которое было выведено за пределы полей действия и законодательства о выборах, и законодательства о референдумах, избирательное право России в 2020 г. претерпело существенные изменения. Фактически под флагом изменений действующего избирательного законодательства осуществлена его масштабная реформа, меняется практика выборов, что требует теоретического осмысления. К сожалению, не впервые законодатель и практика предлагают решения, которые далеко не всегда имеют теоретическое обоснование.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Думается, в значительной мере образная оценка всего правового поля страны В.Д. Зорькиным может быть распространена на произошедшие в 2020 г. изменения избирательного права. Они затрагивают круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, вопросы формирования списков избирателей, схем избирательных округов, подписных листов и порядка сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, видов, сроков и мест голосования, наблюдения за голосованием, публикации информации о движении средств избирательных фондов, сроков административного судопроизводства, компетенции избирательных комиссий, статуса членов комиссий. Продолжены освещенные специальными федеральными законами эксперименты по голосованию на цифровых избирательных участках и дистанционному электронному голосованию. Таким образом, под влиянием подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу о внесении изменений в Конституцию РФ, которое было выведено за пределы полей действия и законодательства о выборах, и законодательства о референдумах, избирательное право России в 2020 г. претерпело существенные изменения. Фактически под флагом изменений действующего избирательного законодательства осуществлена его масштабная реформа, меняется практика выборов, что требует теоретического осмысления. К сожалению, не впервые законодатель и практика предлагают решения, которые далеко не всегда имеют теоретическое обоснование.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов - 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов - 40 процентов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.
Постановление ЦИК России от 08.06.2022 N 86/725-8
"О типовых учебных программах для членов территориальных и участковых избирательных комиссий"6.1. Избирательные округа, избирательные участки. Основания и порядок внесения изменений и уточнений в схему избирательных округов, перечень и границы избирательных участков. Порядок утверждения новой схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
"О типовых учебных программах для членов территориальных и участковых избирательных комиссий"6.1. Избирательные округа, избирательные участки. Основания и порядок внесения изменений и уточнений в схему избирательных округов, перечень и границы избирательных участков. Порядок утверждения новой схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
"Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)При определении новой схемы округов избирательная комиссия, организующая выборы, вправе:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)При определении новой схемы округов избирательная комиссия, организующая выборы, вправе:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко)
("НОРМА", 2003)Комментируемая статья достаточно исчерпывающе регламентирует возможные действия комиссии, организующей выборы, при принятии ею решения в случае, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется. Комментируемая норма наделяет комиссию правом внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только те округа, которые не соответствуют требованиям п. 4 комментируемой статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана судом недействующей и не подлежащей применению. Это означает, что комиссия принимает новый акт о схеме избирательных округов, в котором за основу берется прежняя схема округов с внесенными в нее редакционными и уточняющими поправками, и на этой основе определяется соответствие новой схемы округов требованиям п. 4 комментируемой статьи. Комиссия наделена также правом изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями п. 4 комментируемой статьи в том случае, когда произведенные ею в соответствии с законом изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов.
(постатейный)
(под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко)
("НОРМА", 2003)Комментируемая статья достаточно исчерпывающе регламентирует возможные действия комиссии, организующей выборы, при принятии ею решения в случае, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется. Комментируемая норма наделяет комиссию правом внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только те округа, которые не соответствуют требованиям п. 4 комментируемой статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана судом недействующей и не подлежащей применению. Это означает, что комиссия принимает новый акт о схеме избирательных округов, в котором за основу берется прежняя схема округов с внесенными в нее редакционными и уточняющими поправками, и на этой основе определяется соответствие новой схемы округов требованиям п. 4 комментируемой статьи. Комиссия наделена также правом изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями п. 4 комментируемой статьи в том случае, когда произведенные ею в соответствии с законом изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов.
"Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений"
(Колюшин Е.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Верховный суд Республики Тыва решением от 29 ноября 2002 г. признал недействующим и не порождающим правовых последствий Постановление республиканского парламента от 31 октября, которым внесены изменения и дополнения в утвержденную ранее этим парламентом схему образования избирательных округов в части одного из округов по выборам в законодательный орган Республики. Изменение схемы округа произведено перед повторными выборами, назначенными на 1 декабря 2002 г. Верховный Суд РФ согласился с решением республиканского суда, сделав вывод о том, что не могут быть основанием к отмене решения суда доводы кассационной жалобы, где обращается внимание на отсутствие в законодательстве сроков, указывающих на время внесения изменений в схемы уже образованных избирательных участков, а указанные в решении суда правовые акты относятся к срокам утверждения схем избирательных участков. Суды не согласились с доводом о том, что отсутствие в законодательстве сроков, указывающих на время внесения изменений, дает право делать это за пределами допустимых сроков утверждения схемы образования избирательных округов. В Определении Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. (дело N 92-Г03-1) изменение схемы образования избирательных округов квалифицировано как изменение порядка подготовки и проведения выборов в ходе уже начатых выборов, что влечет нарушение принципа равного избирательного права. Соответствующие изменения и дополнения могут применяться в силу п. 3 ст. 11 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав к выборам, которые назначены после вступления в силу нормативных актов.
(Колюшин Е.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Верховный суд Республики Тыва решением от 29 ноября 2002 г. признал недействующим и не порождающим правовых последствий Постановление республиканского парламента от 31 октября, которым внесены изменения и дополнения в утвержденную ранее этим парламентом схему образования избирательных округов в части одного из округов по выборам в законодательный орган Республики. Изменение схемы округа произведено перед повторными выборами, назначенными на 1 декабря 2002 г. Верховный Суд РФ согласился с решением республиканского суда, сделав вывод о том, что не могут быть основанием к отмене решения суда доводы кассационной жалобы, где обращается внимание на отсутствие в законодательстве сроков, указывающих на время внесения изменений в схемы уже образованных избирательных участков, а указанные в решении суда правовые акты относятся к срокам утверждения схем избирательных участков. Суды не согласились с доводом о том, что отсутствие в законодательстве сроков, указывающих на время внесения изменений, дает право делать это за пределами допустимых сроков утверждения схемы образования избирательных округов. В Определении Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. (дело N 92-Г03-1) изменение схемы образования избирательных округов квалифицировано как изменение порядка подготовки и проведения выборов в ходе уже начатых выборов, что влечет нарушение принципа равного избирательного права. Соответствующие изменения и дополнения могут применяться в силу п. 3 ст. 11 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав к выборам, которые назначены после вступления в силу нормативных актов.
"Комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 93-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва";
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 93-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва";
"Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов"
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)- если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным законом, и (или) признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям закона, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов.
(Ершов В.А.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)- если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным законом, и (или) признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям закона, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов.
Статья: Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации
(Зражевская Т.Д.)
("Право и власть", N 1, 2001)Разбивка избирательных округов - сложная политическая и юридическая проблема. Из-за постоянно усиливающейся миграции населения Центральная избирательная комиссия попыталась внести соответствующие изменения в ранее действующую схему избирательных округов, однако Государственная Дума не поддержала их. Отсутствие закрепления в Конституции принципа равных выборов в отношении депутатов Государственной Думы, с одной стороны, привело к тому, что выборы депутатов в Государственную Думу 1999 года пришлось проводить по устаревшей схеме, а с другой стороны, лишает возможности обратиться в Конституционный Суд с соответствующим запросом.
(Зражевская Т.Д.)
("Право и власть", N 1, 2001)Разбивка избирательных округов - сложная политическая и юридическая проблема. Из-за постоянно усиливающейся миграции населения Центральная избирательная комиссия попыталась внести соответствующие изменения в ранее действующую схему избирательных округов, однако Государственная Дума не поддержала их. Отсутствие закрепления в Конституции принципа равных выборов в отношении депутатов Государственной Думы, с одной стороны, привело к тому, что выборы депутатов в Государственную Думу 1999 года пришлось проводить по устаревшей схеме, а с другой стороны, лишает возможности обратиться в Конституционный Суд с соответствующим запросом.
Статья: Соотношение конституционно-правовых и международно-правовых основ определения роли суда в избирательном процессе в Российской Федерации
(Вдовин Д.)
("Российский судья", 2006, N 4)Необходимо отметить, что Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрены отдельные случаи обжалования в суд действий (бездействия) и решений, нарушающих избирательные права граждан. Так, согласно п. 16 ст. 17 Федерального закона граждане вправе обжаловать в суд решение участковой избирательной комиссии об отказе во внесении изменений в список избирателей (в запись, содержащую данные о гражданине) по требованию указанного гражданина. Подпунктом "б" п. 3 ст. 18 Федерального закона об основных гарантиях предусмотрена возможность признания недействительной в судебном порядке схемы избирательных округов. В суд может быть также обжаловано решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
(Вдовин Д.)
("Российский судья", 2006, N 4)Необходимо отметить, что Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрены отдельные случаи обжалования в суд действий (бездействия) и решений, нарушающих избирательные права граждан. Так, согласно п. 16 ст. 17 Федерального закона граждане вправе обжаловать в суд решение участковой избирательной комиссии об отказе во внесении изменений в список избирателей (в запись, содержащую данные о гражданине) по требованию указанного гражданина. Подпунктом "б" п. 3 ст. 18 Федерального закона об основных гарантиях предусмотрена возможность признания недействительной в судебном порядке схемы избирательных округов. В суд может быть также обжаловано решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Игнатов С.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В такой схеме избирательных округов согласно рассматриваемому пункту должны быть: обозначены границы избирательных округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В новой редакции данного пункта (после внесения изменений Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ), как и ранее, устанавливалось, что в схеме избирательных округов должны быть указаны место нахождения каждой ОИК или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия ОИК, но это положение исключено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ.
(постатейный)
(2-е издание)
(Игнатов С.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В такой схеме избирательных округов согласно рассматриваемому пункту должны быть: обозначены границы избирательных округов, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В новой редакции данного пункта (после внесения изменений Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ), как и ранее, устанавливалось, что в схеме избирательных округов должны быть указаны место нахождения каждой ОИК или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия ОИК, но это положение исключено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ.
Статья: Очередная попытка стабилизации института выборов: чьи права гарантируются?
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 7)<11> Решение Волгоградской городской Думы от 6 марта 2013 г. N 73/2209 "О внесении изменения в схему избирательных округов Волгограда для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы, утвержденную решением Волгоградской городской Думы от 30.01.2013 N 72/2150 "Об утверждении схемы избирательных округов Волгограда и ее графического изображения для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы".
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 7)<11> Решение Волгоградской городской Думы от 6 марта 2013 г. N 73/2209 "О внесении изменения в схему избирательных округов Волгограда для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы, утвержденную решением Волгоградской городской Думы от 30.01.2013 N 72/2150 "Об утверждении схемы избирательных округов Волгограда и ее графического изображения для проведения выборов депутатов Волгоградской городской Думы".
"Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций"
(Зимненко Б.Л.)
("Статут", "РАП", 2010)498. Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. по делу N 92-Г03-1. Рассмотрение в кассационном порядке заявления о признании недействительными и не порождающими последствий постановлений Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 31 октября 2002 г. N 46-ЗП-1 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" и от 21 ноября 2002 г. N 23 "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
(Зимненко Б.Л.)
("Статут", "РАП", 2010)498. Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. по делу N 92-Г03-1. Рассмотрение в кассационном порядке заявления о признании недействительными и не порождающими последствий постановлений Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 31 октября 2002 г. N 46-ЗП-1 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" и от 21 ноября 2002 г. N 23 "Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".