Внесение изменений в градостроительный регламент
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в градостроительный регламент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 85 ЗК РФСобственник недвижимости может использовать ее и участок, на котором она расположена, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"Проверяя законность оспариваемого решения Комитета, суд апелляционной инстанции исходил в том числе из того, что деятельность в здании Л. в настоящее время не ведется. В суде кассационной инстанции представитель истца М. пояснил, что здание требует ремонта, по назначению не используется, Л., не являющийся индивидуальным предпринимателем, не планирует использовать здание по назначению, указанному в ЕГРН, а заинтересован во внесении изменений в градостроительный регламент, который не предусматривает свиноводство в числе видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне А.2.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Другими словами, одного лишь факта внесения изменений в градостроительный регламент, регулирующий правовой режим арендуемого земельного участка, недостаточно для удовлетворения требования об изменении договора аренды. Что же касается вопроса о том, могут ли негативные последствия, вызванные такими изменениями, быть расценены как существенное изменение обстоятельств и стать основанием для изменения договора аренды, то в деле, рассмотренном Верховным Судом, арендатор на момент обращения с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования уже получил разрешение на строительство и приступил к строительству объекта, соответствующего цели использования земельного участка, указанной в договоре аренды (административное здание). Следовательно, даже в случае изменения градостроительного регламента арендатор в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ вправе продолжить начатое строительство, ввести возведенный объект в эксплуатацию и использовать его по назначению. Но дело обстояло бы совсем иначе, если бы арендатор не получил разрешение на строительство административного здания до внесения изменений в правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми из числа видов разрешенного использования участка был исключен вид, предусматривающий размещение административных зданий. В таком случае арендатор фактически утратил бы возможность использовать земельный участок в соответствии с целью использования, указанной в договоре аренды.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Другими словами, одного лишь факта внесения изменений в градостроительный регламент, регулирующий правовой режим арендуемого земельного участка, недостаточно для удовлетворения требования об изменении договора аренды. Что же касается вопроса о том, могут ли негативные последствия, вызванные такими изменениями, быть расценены как существенное изменение обстоятельств и стать основанием для изменения договора аренды, то в деле, рассмотренном Верховным Судом, арендатор на момент обращения с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования уже получил разрешение на строительство и приступил к строительству объекта, соответствующего цели использования земельного участка, указанной в договоре аренды (административное здание). Следовательно, даже в случае изменения градостроительного регламента арендатор в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ вправе продолжить начатое строительство, ввести возведенный объект в эксплуатацию и использовать его по назначению. Но дело обстояло бы совсем иначе, если бы арендатор не получил разрешение на строительство административного здания до внесения изменений в правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми из числа видов разрешенного использования участка был исключен вид, предусматривающий размещение административных зданий. В таком случае арендатор фактически утратил бы возможность использовать земельный участок в соответствии с целью использования, указанной в договоре аренды.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Комментируемая статья в ч. 14 указывает, что по проекту изменений правил землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, предлагаемых в отношении одной конкретной территориальной зоны, публичные слушания проводятся в границах именно этой территориальной зоны. Аналогичное правило действует в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в связи с принятием решения о комплексном развитии территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Комментируемая статья в ч. 14 указывает, что по проекту изменений правил землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, предлагаемых в отношении одной конкретной территориальной зоны, публичные слушания проводятся в границах именно этой территориальной зоны. Аналогичное правило действует в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в связи с принятием решения о комплексном развитии территории.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)14. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, а также в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в целях комплексного развития территории общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент, в границах территории, подлежащей комплексному развитию.
(ред. от 31.07.2025)14. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, а также в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в целях комплексного развития территории общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент, в границах территории, подлежащей комплексному развитию.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)34. Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)34. Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, при внесении изменений в карту градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, при внесении изменений в карту градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов:
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При реализации проектов КРТ допускается отклонение от ВРИ и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС, предусмотренных в ПЗЗ, которые впоследствии подлежат приведению в соответствии с разработанной ДПТ (ч. 3.4 ст. 33, ч. 10.2 ст. 45, п. 5 ч. 1 ст. 67 ГрК РФ). Данный подход не свободен от критики <1>, но здесь важно отметить, что данная возможность предоставляет публичной власти определенную маневренность в установлении условий для вовлечения застройщиков в создание инфраструктуры, иными словами - менять "этажи" на инфраструктуру, что является проявлением поощрительно-стимулирующего зонирования территории, воплощение которого обнаруживается в институтах инвестиционно-инфраструктурных контрактов, о которых шла речь выше <2>. При этом в рамках реализации проектов КРТ недостатки инвестиционно-инфраструктурных контрактов, связанные с затруднением принудительного обязывания публичной власти к внесению изменений в градостроительный регламент в составе ПЗЗ, решаются, по сути, принуждением публичной власти к внесению изменений в ПЗЗ на основе разработанной ДПТ в соответствии с условиями договора о КРТ (ч. 3.4 ст. 33, ч. 10.2 ст. 45, п. 7 ч. 6 ст. 66, п. 7 ч. 7 ст. 66, п. 5 ч. 8 ст. 66 ГрК РФ) <3>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При реализации проектов КРТ допускается отклонение от ВРИ и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС, предусмотренных в ПЗЗ, которые впоследствии подлежат приведению в соответствии с разработанной ДПТ (ч. 3.4 ст. 33, ч. 10.2 ст. 45, п. 5 ч. 1 ст. 67 ГрК РФ). Данный подход не свободен от критики <1>, но здесь важно отметить, что данная возможность предоставляет публичной власти определенную маневренность в установлении условий для вовлечения застройщиков в создание инфраструктуры, иными словами - менять "этажи" на инфраструктуру, что является проявлением поощрительно-стимулирующего зонирования территории, воплощение которого обнаруживается в институтах инвестиционно-инфраструктурных контрактов, о которых шла речь выше <2>. При этом в рамках реализации проектов КРТ недостатки инвестиционно-инфраструктурных контрактов, связанные с затруднением принудительного обязывания публичной власти к внесению изменений в градостроительный регламент в составе ПЗЗ, решаются, по сути, принуждением публичной власти к внесению изменений в ПЗЗ на основе разработанной ДПТ в соответствии с условиями договора о КРТ (ч. 3.4 ст. 33, ч. 10.2 ст. 45, п. 7 ч. 6 ст. 66, п. 7 ч. 7 ст. 66, п. 5 ч. 8 ст. 66 ГрК РФ) <3>.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Следует признать, что в части видов разрешенного использования федеральное законодательство, а именно п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ, устанавливающий недопустимость изменения заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, пусть косвенно, но все-таки легализует право органов публичной власти при организации аукциона самостоятельно выбирать отдельные виды разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом. Если бы законодатель, формулируя приведенную норму, имел в виду все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные градостроительным регламентом, то норма не имела бы никакого смысла в свете юридического значения градостроительного регламента. Если же норма была ориентирована на случаи внесения изменений в градостроительный регламент в период действия договора аренды и, соответственно, имела бы задачу охраны интересов арендатора, она содержала бы соответствующие уточнения применительно к этой конкретной ситуации.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Следует признать, что в части видов разрешенного использования федеральное законодательство, а именно п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ, устанавливающий недопустимость изменения заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, пусть косвенно, но все-таки легализует право органов публичной власти при организации аукциона самостоятельно выбирать отдельные виды разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом. Если бы законодатель, формулируя приведенную норму, имел в виду все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные градостроительным регламентом, то норма не имела бы никакого смысла в свете юридического значения градостроительного регламента. Если же норма была ориентирована на случаи внесения изменений в градостроительный регламент в период действия договора аренды и, соответственно, имела бы задачу охраны интересов арендатора, она содержала бы соответствующие уточнения применительно к этой конкретной ситуации.
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 19.12.2022 N 541-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в ГрК РФ введена ст. 28.1, согласно ч. 1 которой единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план в соответствии со ст. 23 ГрК РФ, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, включающий в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 ГрК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 19.12.2022 N 541-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в ГрК РФ введена ст. 28.1, согласно ч. 1 которой единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план в соответствии со ст. 23 ГрК РФ, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, включающий в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 ГрК РФ.