Внесение изменений в генеральный план
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в генеральный план (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Как верно указано судом, недоведение органами местного самоуправления до населения необходимой информации по проекту внесения изменений в Генеральный план, по существу, привело к нарушению прав граждан на участие в обсуждении указанного проекта на публичных слушаниях и к отсутствию возможности выразить свое мнение и внести предложения, касающиеся проекта.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФТаким образом, указанное свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия генерального плана Артемовского городского округа и нарушении прав Российской Федерации как собственника земель лесного фонда и законных интересов иных лиц в области правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с этим суд полагает необходимым признать недействующим Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края, утвержденный решением Думы Артемовского городского округа от 30 октября 2009 года N 237 "Об утверждении генерального плана Артемовского городского округа" в редакции постановления Правительства Приморского края от 24 ноября 2023 года N 819-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 7 июля 2017 года N 277-па "О внесении изменений в генеральный план Артемовского городского округа Приморского края" в части включения участков земель лесного фонда площадью 321,1327 га, в том числе расположенных в лесных кварталах: N 93, N 94, N 95, N 99, N 100, N 101, N 109, N 111, N 113, N 121, N 122, N 123, N 134, N 135, N 136, N 149, N 168, N 187 Артемовского участкового лесничества, лесных кварталов N 55, N 56, N 71 Заводского участкового лесничества Владивостокского лесничества Приморского края."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изменение генерального плана поселения,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изменение генерального плана поселения,
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Статья: Масштабирование комплексного развития территорий - законодательные нововведения
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)- требование о внесении изменений в генеральный план и (или) правила землепользования и застройки в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории, подлежащей комплексному развитию;
(Галь М.Е., Синичич М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)- требование о внесении изменений в генеральный план и (или) правила землепользования и застройки в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории, подлежащей комплексному развитию;
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В случае возникновения спора договоры о взаимодействии застройщика и городской администрации не квалифицировались как договоры, содержащие обязанность администрации по внесению изменений в документы территориального планирования и/или градостроительного зонирования. Указанный вывод подтверждается судебной практикой, представленной небольшим количеством дел, рассмотренных арбитражными судами, при этом достаточно полно иллюстрирующей проблемы застройщиков в случае заключения указанных выше договоров. В качестве примера приведем два спора, рассмотренных Арбитражным судом Пермского края. В первом из них застройщик (далее - истец) обратился в суд к городской администрации (далее - ответчик) о понуждении последней к исполнению обязательств, предусмотренных заключенным между сторонами соглашением <13>. Среди прочего истец просил суд обязать ответчика обеспечить рассмотрение и утверждение Пермской городской Думой проекта решения "О внесении изменений в Генеральный план города Перми". В ходе рассмотрения спора суд установил, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение, по условиям которого истец принял на себя обязательства по безвозмездной передаче в муниципальную собственность г. Перми здания дошкольного образовательного учреждения в качестве благотворительной деятельности (пожертвования), а также по добровольному перечислению в доход бюджета г. Перми денежной суммы в установленном договором размере. Ответчик, в свою очередь, в рамках соглашения обязался оказывать застройщику содействие в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения, в пределах своих полномочий в рамках действующего законодательства <14>.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В случае возникновения спора договоры о взаимодействии застройщика и городской администрации не квалифицировались как договоры, содержащие обязанность администрации по внесению изменений в документы территориального планирования и/или градостроительного зонирования. Указанный вывод подтверждается судебной практикой, представленной небольшим количеством дел, рассмотренных арбитражными судами, при этом достаточно полно иллюстрирующей проблемы застройщиков в случае заключения указанных выше договоров. В качестве примера приведем два спора, рассмотренных Арбитражным судом Пермского края. В первом из них застройщик (далее - истец) обратился в суд к городской администрации (далее - ответчик) о понуждении последней к исполнению обязательств, предусмотренных заключенным между сторонами соглашением <13>. Среди прочего истец просил суд обязать ответчика обеспечить рассмотрение и утверждение Пермской городской Думой проекта решения "О внесении изменений в Генеральный план города Перми". В ходе рассмотрения спора суд установил, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение, по условиям которого истец принял на себя обязательства по безвозмездной передаче в муниципальную собственность г. Перми здания дошкольного образовательного учреждения в качестве благотворительной деятельности (пожертвования), а также по добровольному перечислению в доход бюджета г. Перми денежной суммы в установленном договором размере. Ответчик, в свою очередь, в рамках соглашения обязался оказывать застройщику содействие в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения, в пределах своих полномочий в рамках действующего законодательства <14>.
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)несоответствие ПЗЗ генплану поселения (муниципального округа, городского округа), схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы или схему;
(КонсультантПлюс, 2025)несоответствие ПЗЗ генплану поселения (муниципального округа, городского округа), схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы или схему;
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Судебная практика определяет, что в случае если проект внесения изменений в генплан населенного пункта содержит в себе корректировку границ населенного пункта в целях включения в его состав земель лесного фонда, то муниципалитеты не могут утвердить такие границы в отсутствие согласования проекта от соответствующего федерального органа исполнительной власти, поскольку утверждение генплана влечет за собой перевод в другую категорию земель <12>.
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Судебная практика определяет, что в случае если проект внесения изменений в генплан населенного пункта содержит в себе корректировку границ населенного пункта в целях включения в его состав земель лесного фонда, то муниципалитеты не могут утвердить такие границы в отсутствие согласования проекта от соответствующего федерального органа исполнительной власти, поскольку утверждение генплана влечет за собой перевод в другую категорию земель <12>.
Статья: Коллективные административные иски: научно-практический комментарий к ст. 42 Кодекса административного судопроизводства РФ
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.О. Опалев на основе проведенного им анализа приводит множество конкретных требований, заявленных в форме группового иска в порядке административного судопроизводства, в том числе: об оспаривании нормативного правового акта, о признании результатов выборов недействительными, о признании незаконным бездействия депутатов представительного органа муниципального образования, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении ряда многоквартирных домов, о признании незаконным разрешения на строительство объекта недвижимости, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, о признании незаконным решения налогового органа о государственной регистрации организации, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта межевания территории, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о внесении изменений в генеральный план муниципального образования, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении осуществления дорожной деятельности, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица ФССП России <22>.
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.О. Опалев на основе проведенного им анализа приводит множество конкретных требований, заявленных в форме группового иска в порядке административного судопроизводства, в том числе: об оспаривании нормативного правового акта, о признании результатов выборов недействительными, о признании незаконным бездействия депутатов представительного органа муниципального образования, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении ряда многоквартирных домов, о признании незаконным разрешения на строительство объекта недвижимости, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, о признании незаконным решения налогового органа о государственной регистрации организации, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта межевания территории, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о внесении изменений в генеральный план муниципального образования, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении осуществления дорожной деятельности, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица ФССП России <22>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)26. В ч. 26 комментируемой статьи говорится о последствиях внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, если это необходимо в целях комплексного развития территории. В таких случаях по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)26. В ч. 26 комментируемой статьи говорится о последствиях внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, если это необходимо в целях комплексного развития территории. В таких случаях по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Кроме того, перераспределение полномочий повлекло за собой и массовую практику изменения базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов. Отдельные из этих дел удалось отстоять в судах общей юрисдикции (Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2023 г. N 306-ЭС22-28942 по делу N А72-7365/2021, Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 1 февраля 2023 г. по делу N 33-91/2023, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 13 декабря 2022 г. N 33-3731/2022 по делу N 2-12/2022, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 9 декабря 2022 г. N 33-3769/2022, решение Архангельского облсуда от 1 июня 2022 г. N 3а-185/2022, решение Архангельского облсуда N 3а-8/2022 от 17 января 2022 г.).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Кроме того, перераспределение полномочий повлекло за собой и массовую практику изменения базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов. Отдельные из этих дел удалось отстоять в судах общей юрисдикции (Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2023 г. N 306-ЭС22-28942 по делу N А72-7365/2021, Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 1 февраля 2023 г. по делу N 33-91/2023, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 13 декабря 2022 г. N 33-3731/2022 по делу N 2-12/2022, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 9 декабря 2022 г. N 33-3769/2022, решение Архангельского облсуда от 1 июня 2022 г. N 3а-185/2022, решение Архангельского облсуда N 3а-8/2022 от 17 января 2022 г.).
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального или городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального или городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального или городского округа. В случаях, установленных законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта (ч. 2 ст. 23 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального или городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального или городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального или городского округа. В случаях, установленных законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта (ч. 2 ст. 23 ГрК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.5. Внесение изменений в Генеральный план поселения
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.5. Внесение изменений в Генеральный план поселения