Внесение изменений в договор о развитии застроенной территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в договор о развитии застроенной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с договорами в сфере градостроительной деятельности: Застройщик хочет внести изменения в договор
(КонсультантПлюс, 2025)О внесении изменений в договор на развитие застроенной территории
(КонсультантПлюс, 2025)О внесении изменений в договор на развитие застроенной территории
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Привлечение инвестиций в развитие градостроительства: историко-правовой аспект
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 1)Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан договор о развитии застроенных территорий (далее - ДРЗТ) <20>, который как инструмент в большей степени был ориентирован на интересы частных инвесторов <21>, хотя интересы граждан также однозначно принимались во внимание (реставрировались ветхие и аварийные дома, принимались усилия по созданию хороших жилищных условий). Внедрение в отечественное право ДРЗТ повлекло за собой возникновение правовых споров относительно процедуры принудительного изъятия жилья у собственников, рассматриваемых в том числе Конституционным Судом Российской Федерации <22>, что создало ему не очень хорошую репутацию. Кроме того, ДРЗТ не был также в полной мере популярен среди инвесторов, несмотря на то, что призван был служить реализации именно их интересов. Так, в научной правовой литературе отмечается, что это было обусловлено разными причинами, в том числе невозможностью инвестора построить то жилье, которое было выгодно ему в целях девелопмента, ввиду недостаточности выделяемого под застройку места, существующих требований к построенным домам, включения в такие территории объектов, не отвечающих градостроительным нормам, а также тяжелой инвестиционной нагрузки <23>.
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 1)Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан договор о развитии застроенных территорий (далее - ДРЗТ) <20>, который как инструмент в большей степени был ориентирован на интересы частных инвесторов <21>, хотя интересы граждан также однозначно принимались во внимание (реставрировались ветхие и аварийные дома, принимались усилия по созданию хороших жилищных условий). Внедрение в отечественное право ДРЗТ повлекло за собой возникновение правовых споров относительно процедуры принудительного изъятия жилья у собственников, рассматриваемых в том числе Конституционным Судом Российской Федерации <22>, что создало ему не очень хорошую репутацию. Кроме того, ДРЗТ не был также в полной мере популярен среди инвесторов, несмотря на то, что призван был служить реализации именно их интересов. Так, в научной правовой литературе отмечается, что это было обусловлено разными причинами, в том числе невозможностью инвестора построить то жилье, которое было выгодно ему в целях девелопмента, ввиду недостаточности выделяемого под застройку места, существующих требований к построенным домам, включения в такие территории объектов, не отвечающих градостроительным нормам, а также тяжелой инвестиционной нагрузки <23>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Предоставление земельных участков в собственность бесплатно по указанному основанию допускается п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее - Закон N 494-ФЗ) в целях реализации договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенных в соответствии с ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 494-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Предоставление земельных участков в собственность бесплатно по указанному основанию допускается п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее - Закон N 494-ФЗ) в целях реализации договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенных в соответствии с ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 494-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"4) копии договоров о развитии застроенной территории, и (или) договоров о комплексном развитии территории, и (или) договоров о комплексном освоении территории, а также реквизиты решения об утверждении проектов планировки территории и копии разрешений на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, построенных в соответствии с такими проектами.
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"4) копии договоров о развитии застроенной территории, и (или) договоров о комплексном развитии территории, и (или) договоров о комплексном освоении территории, а также реквизиты решения об утверждении проектов планировки территории и копии разрешений на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, построенных в соответствии с такими проектами.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2459
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"г) проект жилищного строительства реализуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в рамках комплексного развития территории или в соответствии с договором о развитии застроенных территорий, договором о комплексном освоении территории, договором о комплексном развитии территории, договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, которые предусмотрены частями 5 и 7 статьи 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", либо предусматривает строительство объектов, совокупная общая площадь жилых помещений в которых согласно утвержденной документации по планировке территории составляет не менее 50 тыс. кв. метров;
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"г) проект жилищного строительства реализуется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в рамках комплексного развития территории или в соответствии с договором о развитии застроенных территорий, договором о комплексном освоении территории, договором о комплексном развитии территории, договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, которые предусмотрены частями 5 и 7 статьи 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", либо предусматривает строительство объектов, совокупная общая площадь жилых помещений в которых согласно утвержденной документации по планировке территории составляет не менее 50 тыс. кв. метров;
Статья: История развития законодательного регулирования преобразования застроенных территорий
(Кухаренко Л.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ГрК РФ включены статьи, регулирующие правоотношения по развитию застроенных территорий (ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ). Необходимо отметить, что в связи с появлением договора о развитии застроенной территории в регулировании преобразования застроенных территорий появляется диспозитивность: такой договор по общему правилу заключался органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор.
(Кухаренко Л.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ГрК РФ включены статьи, регулирующие правоотношения по развитию застроенных территорий (ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ). Необходимо отметить, что в связи с появлением договора о развитии застроенной территории в регулировании преобразования застроенных территорий появляется диспозитивность: такой договор по общему правилу заключался органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор.
Статья: Договор о создании искусственного земельного участка: правовая природа и квалифицирующие признаки
(Козлова Е.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 5)Статья 7 Закона об искусственных земельных участках закрепляет, что по договору о создании искусственного земельного участка одна сторона (лицо, с которым заключен договор) в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить обязательства в соответствии с подп. 3 и 4 ч. 6 данной статьи, другая сторона (орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется выполнить обязательства в соответствии с п. 5 ч. 6 данной статьи. Определение предмета договора через отсылочную норму представляется абсолютно неприемлемым, но в целом характерно для законодательства, регулирующего градостроительную деятельность. Таким же образом были сконструированы, в частности, дефиниции договора о развитии застроенной территории (ст. 46.2 ГрК РФ) и договора о комплексном освоении территории (ст. 46.4 ГрК РФ) до исключения данных договорных моделей из ГрК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" <16>. Необходимо отметить, что п. 5 ч. 6 ст. 7 Закона об искусственных земельных участках, закреплявший в качестве существенных условий договора обязательство органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить утверждение документации по планировке территории, подготовленной лицом, с которым заключен договор, и максимальные сроки выполнения данного обязательства, обоснованно был признан Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" <17> утратившим силу. Однако изменения в дефиницию договора о создании искусственного земельного участка внесены не были.
(Козлова Е.Б.)
("Гражданское право", 2021, N 5)Статья 7 Закона об искусственных земельных участках закрепляет, что по договору о создании искусственного земельного участка одна сторона (лицо, с которым заключен договор) в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить обязательства в соответствии с подп. 3 и 4 ч. 6 данной статьи, другая сторона (орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется выполнить обязательства в соответствии с п. 5 ч. 6 данной статьи. Определение предмета договора через отсылочную норму представляется абсолютно неприемлемым, но в целом характерно для законодательства, регулирующего градостроительную деятельность. Таким же образом были сконструированы, в частности, дефиниции договора о развитии застроенной территории (ст. 46.2 ГрК РФ) и договора о комплексном освоении территории (ст. 46.4 ГрК РФ) до исключения данных договорных моделей из ГрК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" <16>. Необходимо отметить, что п. 5 ч. 6 ст. 7 Закона об искусственных земельных участках, закреплявший в качестве существенных условий договора обязательство органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить утверждение документации по планировке территории, подготовленной лицом, с которым заключен договор, и максимальные сроки выполнения данного обязательства, обоснованно был признан Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" <17> утратившим силу. Однако изменения в дефиницию договора о создании искусственного земельного участка внесены не были.
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)7. Михольская В.В., Петропавловская Ю.С. О возможности изменения срока договора о развитии застроенной территории // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 12. С. 75 - 79.
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)7. Михольская В.В., Петропавловская Ю.С. О возможности изменения срока договора о развитии застроенной территории // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 12. С. 75 - 79.
Статья: Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Поскольку наибольшие проблемы в градостроительстве возникают при развитии уже застроенных территорий, первоначально (в 2006 году) в ГрК РФ <1> были включены нормы, реализация которых с помощью договора о развитии застроенной территории позволяла сносить, реконструировать ветхие и аварийные дома, модернизировать инженерную инфраструктуру, проводить благоустройство территории, занятой определенными видами зданий, сооружений <2>. Именно поэтому модель договора развития территории была введена в ГрК РФ как механизм государственно-частного партнерства в сфере градостроительства, направленный на решение проблем, связанных с социальными обязательствами государства по расселению из аварийного жилья <3>.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Поскольку наибольшие проблемы в градостроительстве возникают при развитии уже застроенных территорий, первоначально (в 2006 году) в ГрК РФ <1> были включены нормы, реализация которых с помощью договора о развитии застроенной территории позволяла сносить, реконструировать ветхие и аварийные дома, модернизировать инженерную инфраструктуру, проводить благоустройство территории, занятой определенными видами зданий, сооружений <2>. Именно поэтому модель договора развития территории была введена в ГрК РФ как механизм государственно-частного партнерства в сфере градостроительства, направленный на решение проблем, связанных с социальными обязательствами государства по расселению из аварийного жилья <3>.