Внеплановая проверка гпн
Подборка наиболее важных документов по запросу Внеплановая проверка гпн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 57 "Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий" Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации""Действующее в рассматриваемый период в Российской Федерации законодательство, регулирующее порядок осуществления государственного пожарного надзора (контроля), не устанавливало моратория для проведения внеплановых выездных проверок, проводимых по основанию, установленному пунктом 5 части 1 статьи 57 названного выше Федерального закона."
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 N П16-184/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела следует, что в период с 29 сентября по 4 октября 2023 года государственным инспектором по пожарному надзору была проведена внеплановая проверка по контролю за выполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений в области пожарной безопасности N от 7 сентября 2022 года на объекте котельной больницы <адрес>, котельной "СДУ" <адрес>, котельной "Больница" <адрес>, котельной "Мичил" <адрес>, котельной "Школа" <адрес>, котельной "Больница" <адрес>, в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)". В ходе проверки было выявлено, что данное предприятие не выполнило в установленный срок (до 1 сентября 2023 года) п. п. 2, 3, 4, 5, 6 указанного предписания, а именно приложение 1 п. 1.23 СНиП II-35-76 "Котельные установки", утвержденное постановлением Госстроя России от 11 сентября 1997 года N 18-52, п. 6.9.2 СП 4.13130.2013 "системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела следует, что в период с 29 сентября по 4 октября 2023 года государственным инспектором по пожарному надзору была проведена внеплановая проверка по контролю за выполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений в области пожарной безопасности N от 7 сентября 2022 года на объекте котельной больницы <адрес>, котельной "СДУ" <адрес>, котельной "Больница" <адрес>, котельной "Мичил" <адрес>, котельной "Школа" <адрес>, котельной "Больница" <адрес>, в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)". В ходе проверки было выявлено, что данное предприятие не выполнило в установленный срок (до 1 сентября 2023 года) п. п. 2, 3, 4, 5, 6 указанного предписания, а именно приложение 1 п. 1.23 СНиП II-35-76 "Котельные установки", утвержденное постановлением Госстроя России от 11 сентября 1997 года N 18-52, п. 6.9.2 СП 4.13130.2013 "системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
Статья: О совершенствовании деятельности в области пожарной безопасности
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном пожарном надзоре"
(вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре")31. Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном пожарном надзоре"
(вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре")31. Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
Готовое решение: Как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия)
(КонсультантПлюс, 2025)пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора (п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290);
(КонсультантПлюс, 2025)пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора (п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290);
Статья: Проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности в условиях пандемии COVID-19 и возможные пути решения (на примере федерального государственного пожарного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре)
(Мочиевский С.В., Акинина Н.Ю., Анисимов В.Ф., Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Кроме того, результаты проверки по поступившему обращению были поставлены в прямую зависимость от видеозаписей либо фотоматериалов, представляемых контролируемым лицом, то есть тем лицом, на действия (бездействие) которого жалуется заявитель. Разумеется, все представленные материалы свидетельствовали о полном соблюдении установленных требований, при этом проверить достоверность либо даже принадлежность фото- либо видеоматериалов к конкретному объекту не представилось возможным. Как результат, по итогам всех внеплановых проверок в дистанционной форме, организованных на основании обращений граждан, нарушений требований закона не установлено.
(Мочиевский С.В., Акинина Н.Ю., Анисимов В.Ф., Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Кроме того, результаты проверки по поступившему обращению были поставлены в прямую зависимость от видеозаписей либо фотоматериалов, представляемых контролируемым лицом, то есть тем лицом, на действия (бездействие) которого жалуется заявитель. Разумеется, все представленные материалы свидетельствовали о полном соблюдении установленных требований, при этом проверить достоверность либо даже принадлежность фото- либо видеоматериалов к конкретному объекту не представилось возможным. Как результат, по итогам всех внеплановых проверок в дистанционной форме, организованных на основании обращений граждан, нарушений требований закона не установлено.
Статья: Проверки соблюдения требований пожарной безопасности в 2023 году
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)Согласно п. 31 Положения должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия следующих видов:
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)Согласно п. 31 Положения должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия следующих видов:
Статья: Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Законность", 2023, N 7)Если буквально следовать требованиям, изложенным в ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП (полагая, что гражданин (физическое лицо) является контролируемым лицом), то для привлечения лица к административной ответственности требуется провести контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом. При этом действовать необходимо в соответствии с ежегодным планом, формируемым контрольным (надзорным) органом и подлежащим согласованию с органами прокуратуры. Требование необходимости согласования с органами прокуратуры относится и к внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Однако Правительством РФ установлено, что в 2022 - 2023 гг. внеплановые проверки могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры, в частности, "при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан" <2>. Эта причина соотносится с условием, позволяющим осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Но законодательство Российской Федерации не определяет, что будет "непосредственной угрозой". Интересно, что попытку пояснить нормы правительственного акта осуществил департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ, который письмом (!) сообщил об отсутствии каких-либо критериев для определения непосредственной угрозы причинения вреда, но высказал предположение, что "понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, т.е. ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий" <3>. Суждение, конечно, интересное, но не имеющее никакой юридической силы и практической значимости, поскольку, с одной стороны, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009) правом издавать нормативные правовые акты наделены федеральные органы исполнительной власти, а не их структурные подразделения, причем в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм указанными Правилами не допускается, а с другой стороны, оценка обоснованности проведения внеплановой проверки будет даваться работниками органов прокуратуры, т.е. будет иметь субъективный характер.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Законность", 2023, N 7)Если буквально следовать требованиям, изложенным в ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП (полагая, что гражданин (физическое лицо) является контролируемым лицом), то для привлечения лица к административной ответственности требуется провести контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом. При этом действовать необходимо в соответствии с ежегодным планом, формируемым контрольным (надзорным) органом и подлежащим согласованию с органами прокуратуры. Требование необходимости согласования с органами прокуратуры относится и к внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Однако Правительством РФ установлено, что в 2022 - 2023 гг. внеплановые проверки могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры, в частности, "при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан" <2>. Эта причина соотносится с условием, позволяющим осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Но законодательство Российской Федерации не определяет, что будет "непосредственной угрозой". Интересно, что попытку пояснить нормы правительственного акта осуществил департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ, который письмом (!) сообщил об отсутствии каких-либо критериев для определения непосредственной угрозы причинения вреда, но высказал предположение, что "понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, т.е. ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий" <3>. Суждение, конечно, интересное, но не имеющее никакой юридической силы и практической значимости, поскольку, с одной стороны, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009) правом издавать нормативные правовые акты наделены федеральные органы исполнительной власти, а не их структурные подразделения, причем в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм указанными Правилами не допускается, а с другой стороны, оценка обоснованности проведения внеплановой проверки будет даваться работниками органов прокуратуры, т.е. будет иметь субъективный характер.
Статья: Комментарий к Приказу МЧС России от 11.04.2023 N 327 "О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный Приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. N 364"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)Приказом МЧС России от 11.04.2023 N 327 расширен Перечень индикаторов, по которым пожарные инспекторы могут назначить внеплановую проверку.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)Приказом МЧС России от 11.04.2023 N 327 расширен Перечень индикаторов, по которым пожарные инспекторы могут назначить внеплановую проверку.
Готовое решение: Как МЧС России контролирует соблюдение организациями требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу проверка пожарной безопасности осуществляется путем проведения органами государственного пожарного надзора контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 4 ст. 56 Закона N 248-ФЗ, п. 1 Положения о пожарном надзоре). Это могут быть (п. п. 30, 31 Положения о пожарном надзоре):
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу проверка пожарной безопасности осуществляется путем проведения органами государственного пожарного надзора контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 4 ст. 56 Закона N 248-ФЗ, п. 1 Положения о пожарном надзоре). Это могут быть (п. п. 30, 31 Положения о пожарном надзоре):
Последние изменения: Проверки государственного пожарного надзора (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пожарной безопасности)
(КонсультантПлюс, 2025)Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган госпожнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
(КонсультантПлюс, 2025)Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган госпожнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор: проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц в связи с изменением законодательства
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Если буквально следовать требованиям, изложенным в упомянутой норме ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса, полагая, что гражданин (физическое лицо) является контролируемым лицом в любом случае, то для того, чтобы привлечь это лицо к административной ответственности, требуется провести контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом. При этом действовать необходимо в соответствии с ежегодным планом контрольного (надзорного) мероприятия, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры. Требование по согласованию с органами прокуратуры относится и к внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Однако Правительством РФ установлено, что в 2022 - 2023 гг. внеплановые проверки могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры, в частности "при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан" <9>. Данная причина соотносится с условием, позволяющим осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Но законодательство Российской Федерации не определяет, что будет являться непосредственной угрозой. Интересно, что попытку пояснить нормы правительственного акта осуществил Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации, который письмом (!) сообщил об отсутствии каких-либо критериев для определения непосредственной угрозы причинения вреда, но высказал предположение, что "понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий" <10>. Суждение, конечно, интересное, но не имеющее никакой юридической силы и практической значимости, поскольку, с одной стороны, Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, правом издавать нормативные правовые акты наделены федеральные органы исполнительной власти, а не их структурные подразделения, причем в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм указанными Правилами не допускается <11>, а с другой стороны, оценка обоснованности проведения внеплановой проверки будет даваться работниками органов прокуратуры, т.е. будет иметь субъективный характер.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Если буквально следовать требованиям, изложенным в упомянутой норме ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса, полагая, что гражданин (физическое лицо) является контролируемым лицом в любом случае, то для того, чтобы привлечь это лицо к административной ответственности, требуется провести контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом. При этом действовать необходимо в соответствии с ежегодным планом контрольного (надзорного) мероприятия, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры. Требование по согласованию с органами прокуратуры относится и к внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Однако Правительством РФ установлено, что в 2022 - 2023 гг. внеплановые проверки могут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры, в частности "при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан" <9>. Данная причина соотносится с условием, позволяющим осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Но законодательство Российской Федерации не определяет, что будет являться непосредственной угрозой. Интересно, что попытку пояснить нормы правительственного акта осуществил Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации, который письмом (!) сообщил об отсутствии каких-либо критериев для определения непосредственной угрозы причинения вреда, но высказал предположение, что "понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий" <10>. Суждение, конечно, интересное, но не имеющее никакой юридической силы и практической значимости, поскольку, с одной стороны, Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, правом издавать нормативные правовые акты наделены федеральные органы исполнительной власти, а не их структурные подразделения, причем в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм указанными Правилами не допускается <11>, а с другой стороны, оценка обоснованности проведения внеплановой проверки будет даваться работниками органов прокуратуры, т.е. будет иметь субъективный характер.