Внеочередное предоставление детского сада
Подборка наиболее важных документов по запросу Внеочередное предоставление детского сада (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К наиболее значимым льготам и гарантиям для военнослужащих относятся предоставление денежного довольствия, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, обеспечение жильем; для членов их семей - право на отпуск одновременно с супругом-военнослужащим, внеочередное предоставление мест в детсадах, выплаты в случае гибели военнослужащего.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К наиболее значимым льготам и гарантиям для военнослужащих относятся предоставление денежного довольствия, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, обеспечение жильем; для членов их семей - право на отпуск одновременно с супругом-военнослужащим, внеочередное предоставление мест в детсадах, выплаты в случае гибели военнослужащего.
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Внеочередное право приема в детский сад предоставлено, в частности (п. 8 ст. 24 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ; п. 12 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; п. п. 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1; п. 5 ст. 44 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; п. 3 ст. 19 Закона от 26.06.1992 N 3132-1; ч. 25 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ; п. 11 Письма Минобрнауки России от 08.08.2013 N 08-1063; ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Внеочередное право приема в детский сад предоставлено, в частности (п. 8 ст. 24 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ; п. 12 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; п. п. 1, 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1; п. 5 ст. 44 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; п. 3 ст. 19 Закона от 26.06.1992 N 3132-1; ч. 25 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ; п. 11 Письма Минобрнауки России от 08.08.2013 N 08-1063; ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61):
Нормативные акты
"Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов"
(утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)Кроме того, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции добровольные пожарные могут быть отнесены к льготной категории граждан, которые обладают преимуществом в реализации иных своих прав, например, предоставление вне очереди детям добровольных пожарных мест в детских дошкольных учреждениях (детских садах), установку телефона в первоочередном порядке, преимущества при приеме на работу в Государственную противопожарную службу и т.д.
(утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)Кроме того, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции добровольные пожарные могут быть отнесены к льготной категории граждан, которые обладают преимуществом в реализации иных своих прав, например, предоставление вне очереди детям добровольных пожарных мест в детских дошкольных учреждениях (детских садах), установку телефона в первоочередном порядке, преимущества при приеме на работу в Государственную противопожарную службу и т.д.
Статья: Об этических и информационных предпосылках коррупции
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Для предотвращения коррупциогенных факторов в законодательстве важно обратить внимание на те сферы, где стыкуются моральные (нравственные) и правовые нормы. По мнению Б.Н. Нескородова, "...предпосылкой для совершения коррупционных действий является прежде всего деформированное моральное сознание, внутреннее неприятие таких понятий, как порядочность, долг, ответственность перед государством и обществом, честность, совесть, честь и достоинство. Таким образом, единственной реальной защитой от коррупции во власти может служить только полное внутреннее отрицание коррупционного поведения конкретными участниками публичных правовых отношений, их способность не поддаваться искушению получения личной выгоды за счет предательства публичных интересов и злоупотребления властью" <2>. Между тем моральная оценка поведения далеко не всегда адекватна юридической, поскольку между людьми помимо служебных отношений существует целая масса других, которые не охватываются правовыми нормами: родственные связи, дружеские отношения, гендерные симпатии, профессиональная корпоративная солидарность, партийная принадлежность, национально-культурные традиции, принадлежность к единому вероисповеданию и др. Во всех этих отношениях может отсутствовать корысть как составляющая коррупции, но тем не менее они зачастую вызывают конфликт интересов, нарушение правил служебной этики и т.п., а впоследствии есть вероятность создания благодатной почвы для возникновения коррупционных отношений. В частности, такое явление, как протекционизм, связанное с подбором и продвижением по службе людей не по деловым признакам, а по знакомству, связано с корыстью в виде необоснованного увеличения оплаты труда и иных имущественных льгот. А вот внеочередное предоставление какой-либо социальной услуги (например, оказание распределяемой по выделенным квотам медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад и т.п.) может и не содержать корыстный мотив, если лицо, оказывающее услугу, руководствовалось чисто приятельскими, дружескими или родственными мотивами. Это не значит, что данные отношения должны оставаться вне правового поля. Лица, занимающие соответствующие должности в государственных и муниципальных учреждениях, должны помнить, что это не их собственная вотчина и они действуют как представители публичной власти. Их поведение должно быть мотивировано не только нормами негативной, но и нормами позитивной ответственности. Как отмечает А.Д. Сафронов, "...такая ответственность основывается на чувстве глубоко осознанного и интериоризованного (личностно усвоенного) долга, а также убеждения в безусловной обязательности его исполнения субъектом социальных отношений, невзирая на возникающие трудности и препятствия" <3>. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (далее также - РФ) и муниципальных служащих, утвержденный решением Президиума Совета при Президента РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (пр. N 21), предписывает, в частности, "не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций (подп. "г" п. 11); исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; (подп. "д" п. 11), и др." <4>. Представляется, что помимо этических профессиональных кодексов поведения огромное влияние на формирование такого рода позитивной ответственности оказывает институт присяги (клятвы), которую принимают граждане перед вступлением в должность. Дисциплинирующее воздействие оказывает и повседневная служебная форма одежды, принятая в соответствующем учреждении или органе власти. В целом этические кодексы поведения призваны восполнить существующие правовые пробелы в различного рода ситуациях, под которыми принято понимать "локализованные в пространстве и во времени фрагменты общественной жизни, характеризующиеся качественной определенностью содержания и относительно стабильным составом участников, являющиеся первичным элементом регулирования юридической нормы" <5>. Несомненно, в жизни могут иметь место ситуации, когда из гуманных соображений и моральных принципов совесть служащего подсказывает, что он должен сделать исключение из общего правила, т.е. где-то нарушить должностную инструкцию. Несмотря на это, возникший конфликт интересов должен быть разрешен в установленном ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> порядке. При этом п. 5 ст. 11 Закона в качестве единственной возможности предотвращения и урегулирования такого конфликта определяет отвод (самоотвод) служащего. Конфликт интересов характеризуется безусловной альтернативностью, минимальным выбором лишь из двух возможностей. Другим специфическим признаком конфликта интересов является его личностный характер <7>. Представляется, что если конфликт интересов не содержит коррупционную составляющую (в виде имущественной выгоды), он может быть разрешен и иным путем, если отступление от положений должностной инструкции вызвано, например, какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Тем не менее разрешение данного конфликта интересов должно осуществляться не в кулуарном, а в публичном порядке, с опорой на базовые правовые принципы деятельности государственного служащего (принципы приоритета прав и свобод человека (п. 1 ст. 4), принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (п. 8 ст. 4 и др.)) <8>. По мнению И.В. Ирхина, "поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию" <9>.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Для предотвращения коррупциогенных факторов в законодательстве важно обратить внимание на те сферы, где стыкуются моральные (нравственные) и правовые нормы. По мнению Б.Н. Нескородова, "...предпосылкой для совершения коррупционных действий является прежде всего деформированное моральное сознание, внутреннее неприятие таких понятий, как порядочность, долг, ответственность перед государством и обществом, честность, совесть, честь и достоинство. Таким образом, единственной реальной защитой от коррупции во власти может служить только полное внутреннее отрицание коррупционного поведения конкретными участниками публичных правовых отношений, их способность не поддаваться искушению получения личной выгоды за счет предательства публичных интересов и злоупотребления властью" <2>. Между тем моральная оценка поведения далеко не всегда адекватна юридической, поскольку между людьми помимо служебных отношений существует целая масса других, которые не охватываются правовыми нормами: родственные связи, дружеские отношения, гендерные симпатии, профессиональная корпоративная солидарность, партийная принадлежность, национально-культурные традиции, принадлежность к единому вероисповеданию и др. Во всех этих отношениях может отсутствовать корысть как составляющая коррупции, но тем не менее они зачастую вызывают конфликт интересов, нарушение правил служебной этики и т.п., а впоследствии есть вероятность создания благодатной почвы для возникновения коррупционных отношений. В частности, такое явление, как протекционизм, связанное с подбором и продвижением по службе людей не по деловым признакам, а по знакомству, связано с корыстью в виде необоснованного увеличения оплаты труда и иных имущественных льгот. А вот внеочередное предоставление какой-либо социальной услуги (например, оказание распределяемой по выделенным квотам медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад и т.п.) может и не содержать корыстный мотив, если лицо, оказывающее услугу, руководствовалось чисто приятельскими, дружескими или родственными мотивами. Это не значит, что данные отношения должны оставаться вне правового поля. Лица, занимающие соответствующие должности в государственных и муниципальных учреждениях, должны помнить, что это не их собственная вотчина и они действуют как представители публичной власти. Их поведение должно быть мотивировано не только нормами негативной, но и нормами позитивной ответственности. Как отмечает А.Д. Сафронов, "...такая ответственность основывается на чувстве глубоко осознанного и интериоризованного (личностно усвоенного) долга, а также убеждения в безусловной обязательности его исполнения субъектом социальных отношений, невзирая на возникающие трудности и препятствия" <3>. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (далее также - РФ) и муниципальных служащих, утвержденный решением Президиума Совета при Президента РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (пр. N 21), предписывает, в частности, "не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций (подп. "г" п. 11); исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; (подп. "д" п. 11), и др." <4>. Представляется, что помимо этических профессиональных кодексов поведения огромное влияние на формирование такого рода позитивной ответственности оказывает институт присяги (клятвы), которую принимают граждане перед вступлением в должность. Дисциплинирующее воздействие оказывает и повседневная служебная форма одежды, принятая в соответствующем учреждении или органе власти. В целом этические кодексы поведения призваны восполнить существующие правовые пробелы в различного рода ситуациях, под которыми принято понимать "локализованные в пространстве и во времени фрагменты общественной жизни, характеризующиеся качественной определенностью содержания и относительно стабильным составом участников, являющиеся первичным элементом регулирования юридической нормы" <5>. Несомненно, в жизни могут иметь место ситуации, когда из гуманных соображений и моральных принципов совесть служащего подсказывает, что он должен сделать исключение из общего правила, т.е. где-то нарушить должностную инструкцию. Несмотря на это, возникший конфликт интересов должен быть разрешен в установленном ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> порядке. При этом п. 5 ст. 11 Закона в качестве единственной возможности предотвращения и урегулирования такого конфликта определяет отвод (самоотвод) служащего. Конфликт интересов характеризуется безусловной альтернативностью, минимальным выбором лишь из двух возможностей. Другим специфическим признаком конфликта интересов является его личностный характер <7>. Представляется, что если конфликт интересов не содержит коррупционную составляющую (в виде имущественной выгоды), он может быть разрешен и иным путем, если отступление от положений должностной инструкции вызвано, например, какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Тем не менее разрешение данного конфликта интересов должно осуществляться не в кулуарном, а в публичном порядке, с опорой на базовые правовые принципы деятельности государственного служащего (принципы приоритета прав и свобод человека (п. 1 ст. 4), принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (п. 8 ст. 4 и др.)) <8>. По мнению И.В. Ирхина, "поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию" <9>.
Статья: Актуальные проблемы миграции в России
(Мазурин С.Ф.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Следует отметить, что среди актуальных проблем миграционного процесса в России отмечается и такой факт, как миграция из ближнего зарубежья в Россию трудовых мигрантов в составе полных многодетных семей, которые пользуются всеми конституционными правами коренного населения, в том числе правом на внеочередное обеспечение их детей социальными дошкольными учреждениями (детские сады), местами в школах, удобно расположенных к их месту временного проживания, в то время как коренные жители, имеющие одного или двоих детей, нередко должны ждать годами своей очереди на получение удобного по расположению к месту своего жительства социального детского сада или школы для своих детей. Неоднократные обращения коренных граждан в административные органы своих регионов, в ведении которых находится решение указанной проблемы, не находят своего разрешения. Никаким образом разрешение данной проблемы не находит отражения и в федеральных нормативных правовых актах. Тем не менее указанная проблема может быть разрешена за счет самих мигрантов, для которых воспитание и обучение их детей может быть установлено на платной основе.
(Мазурин С.Ф.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Следует отметить, что среди актуальных проблем миграционного процесса в России отмечается и такой факт, как миграция из ближнего зарубежья в Россию трудовых мигрантов в составе полных многодетных семей, которые пользуются всеми конституционными правами коренного населения, в том числе правом на внеочередное обеспечение их детей социальными дошкольными учреждениями (детские сады), местами в школах, удобно расположенных к их месту временного проживания, в то время как коренные жители, имеющие одного или двоих детей, нередко должны ждать годами своей очереди на получение удобного по расположению к месту своего жительства социального детского сада или школы для своих детей. Неоднократные обращения коренных граждан в административные органы своих регионов, в ведении которых находится решение указанной проблемы, не находят своего разрешения. Никаким образом разрешение данной проблемы не находит отражения и в федеральных нормативных правовых актах. Тем не менее указанная проблема может быть разрешена за счет самих мигрантов, для которых воспитание и обучение их детей может быть установлено на платной основе.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, учитывая нормы права, установив, что свободных мест в соответствующих возрастных группах полного дня пребывания в дошкольных образовательных учреждениях не имеется, ребенок истца в установленном законом порядке поставлен на очередь, правом на первоочередное или внеочередное предоставление места в детском саду не обладает, пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление этому ребенку места в детском саду повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, судом указано, что само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 11.09.2018 по делу N 33-6722/2018).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, учитывая нормы права, установив, что свободных мест в соответствующих возрастных группах полного дня пребывания в дошкольных образовательных учреждениях не имеется, ребенок истца в установленном законом порядке поставлен на очередь, правом на первоочередное или внеочередное предоставление места в детском саду не обладает, пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление этому ребенку места в детском саду повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, судом указано, что само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 11.09.2018 по делу N 33-6722/2018).
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в г. Москве - внеочередное устройство в государственные детские сады и бесплатное пользование их услугами; получение бесплатного дополнительного образования в организациях дополнительного образования г. Москвы; получение физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях г. Москвы; бесплатное питание в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; бесплатное посещение организаций культуры, музеев, театров, кинотеатров, зоопарка и др. и физкультурно-спортивных организаций г. Москвы, а также мероприятий, проводимых указанными организациями.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в г. Москве - внеочередное устройство в государственные детские сады и бесплатное пользование их услугами; получение бесплатного дополнительного образования в организациях дополнительного образования г. Москвы; получение физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях г. Москвы; бесплатное питание в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; бесплатное посещение организаций культуры, музеев, театров, кинотеатров, зоопарка и др. и физкультурно-спортивных организаций г. Москвы, а также мероприятий, проводимых указанными организациями.