Вмешательство в предпринимательскую деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Вмешательство в предпринимательскую деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение принципа свободы предпринимательской деятельности в контексте антимонопольного регулирования
(Султонова Т.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)В статье рассматривается принцип ограничения свободы предпринимательской деятельности на примере законодательного запрета в Республике Таджикистан отдельных видов злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Обнаруживаются факты избыточного государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность доминирующих хозяйствующих субъектов, вызванные снижением размера нижнего порога доминирования с 35% до 15%. Высказывается мнение, что незаконность такого вида злоупотребления доминирующим положением, как сокращение и прекращение производства товара, на который имеется спрос, должна рассматриваться с позиций, может ли хозяйствующий субъект играть существенную и решающую роль в организации товарообеспечения на определенном товарном рынке и зависят ли от него полнота и устойчивость товарного ассортимента, необходимый уровень товарных запасов. Предлагается придать антимонопольному запрету на сокращение и прекращение производства товаров оценочно-допустимый характер с помощью применения правил разумности и пропорциональности при квалификации данного правонарушения.
(Султонова Т.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)В статье рассматривается принцип ограничения свободы предпринимательской деятельности на примере законодательного запрета в Республике Таджикистан отдельных видов злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Обнаруживаются факты избыточного государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность доминирующих хозяйствующих субъектов, вызванные снижением размера нижнего порога доминирования с 35% до 15%. Высказывается мнение, что незаконность такого вида злоупотребления доминирующим положением, как сокращение и прекращение производства товара, на который имеется спрос, должна рассматриваться с позиций, может ли хозяйствующий субъект играть существенную и решающую роль в организации товарообеспечения на определенном товарном рынке и зависят ли от него полнота и устойчивость товарного ассортимента, необходимый уровень товарных запасов. Предлагается придать антимонопольному запрету на сокращение и прекращение производства товаров оценочно-допустимый характер с помощью применения правил разумности и пропорциональности при квалификации данного правонарушения.
Статья: Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность обосновывается неадекватностью рыночных механизмов (market failure) <3>. Имеющиеся в арсенале органов государственного управления правовые средства, которые могут быть задействованы в целях устранения или компенсации дефектов рынка, давно известны науке, их перечень ограничен, он включает запреты, дозволения, позитивные обязывания и разрешения <4>. Разрешения в этом списке занимают особое место, благодаря в первую очередь тем возможностям, которые они предоставляют субъекту управления.
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность обосновывается неадекватностью рыночных механизмов (market failure) <3>. Имеющиеся в арсенале органов государственного управления правовые средства, которые могут быть задействованы в целях устранения или компенсации дефектов рынка, давно известны науке, их перечень ограничен, он включает запреты, дозволения, позитивные обязывания и разрешения <4>. Разрешения в этом списке занимают особое место, благодаря в первую очередь тем возможностям, которые они предоставляют субъекту управления.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
(ред. от 17.11.2025)1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2023 года"Оспоренные положения направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, поощрение инвестиционной деятельности участников гражданского оборота, предполагающие равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников инвестиционного договора, недопустимость произвольного вмешательства органов публичной власти в предпринимательскую деятельность налогоплательщика, и соответствуют принципу правовой определенности.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности <1>. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г.А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности <1>. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г.А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Целью субъектов, осуществляющих торговую деятельность, является систематическое получение прибыли, что нередко приводит к ущемлению прав и законных интересов потребителей - граждан и организаций. Поэтому установление государством обязательных требований к организации и осуществлению торговой деятельности является объективно необходимым, оправданным и соразмерным вмешательством государства в предпринимательскую деятельность субъектов, осуществляющих торговлю.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Целью субъектов, осуществляющих торговую деятельность, является систематическое получение прибыли, что нередко приводит к ущемлению прав и законных интересов потребителей - граждан и организаций. Поэтому установление государством обязательных требований к организации и осуществлению торговой деятельности является объективно необходимым, оправданным и соразмерным вмешательством государства в предпринимательскую деятельность субъектов, осуществляющих торговлю.
Статья: Преступления в сфере экономики: сравнительно-правовой анализ уголовных кодексов государств - участников СНГ
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)гл. XIII.1 "Преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов" (нарушение права частной собственности, нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и (или) операций по их банковским счетам, принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям и др.).
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)гл. XIII.1 "Преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов" (нарушение права частной собственности, нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, незаконное приостановление деятельности субъектов предпринимательства и (или) операций по их банковским счетам, принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям и др.).
Статья: Конституционная экономика Российской Федерации в условиях санкций и мобилизации
(Кажлаев С.А., Кажлаев Ш.С.)
("Современное право", 2025, N 2)Публично-властное (государственное) вмешательство в предпринимательскую деятельность может выражаться также в установленном законом ограничении оборотоспособности объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению <9>.
(Кажлаев С.А., Кажлаев Ш.С.)
("Современное право", 2025, N 2)Публично-властное (государственное) вмешательство в предпринимательскую деятельность может выражаться также в установленном законом ограничении оборотоспособности объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению <9>.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Одним из условий возобновления устойчивого роста российской экономики в условиях внешнеполитических вызовов является сохранение на минимальном уровне вмешательства в предпринимательскую деятельность проверяющих структур. Можно констатировать, что сегодня проблема массовых проверок субъектов предпринимательской деятельности контрольными (надзорными) органами в значительной степени решена благодаря принятым в 2022 г. Правительством Российской Федерации решениям о введении моратория и его продлении, переориентации на профилактику нарушений обязательных требований, расширению практики риск-ориентированного подхода. По данным Минэкономразвития России, в 2022 г. количество проведенных плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) достигло исторического минимума (около 340 тыс.) <1>.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Одним из условий возобновления устойчивого роста российской экономики в условиях внешнеполитических вызовов является сохранение на минимальном уровне вмешательства в предпринимательскую деятельность проверяющих структур. Можно констатировать, что сегодня проблема массовых проверок субъектов предпринимательской деятельности контрольными (надзорными) органами в значительной степени решена благодаря принятым в 2022 г. Правительством Российской Федерации решениям о введении моратория и его продлении, переориентации на профилактику нарушений обязательных требований, расширению практики риск-ориентированного подхода. По данным Минэкономразвития России, в 2022 г. количество проведенных плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) достигло исторического минимума (около 340 тыс.) <1>.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Указывая на возможность вмешательства государства в экономическую деятельность, В.С. Белых пишет, что "государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление" <1>. Представляется, что позиция В.С. Белых очень хорошо демонстрирует модель вмешательства государства в экономику в контексте деления права на частное и публичное, которое собственно и предполагает различные формы и методы государственного регулирования экономики.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Указывая на возможность вмешательства государства в экономическую деятельность, В.С. Белых пишет, что "государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление" <1>. Представляется, что позиция В.С. Белых очень хорошо демонстрирует модель вмешательства государства в экономику в контексте деления права на частное и публичное, которое собственно и предполагает различные формы и методы государственного регулирования экономики.