Вмешательство в деятельность органов прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Вмешательство в деятельность органов прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)В статье рассматриваются актуальные проблемы практики участия органов прокуратуры в делах, связанных с оспариванием актов прокурорского реагирования. Особое внимание уделено проблеме правоприменительной практики в части определения наличия вмешательства органов прокуратуры в хозяйственную деятельность юридических лиц. Приводятся примеры рассмотрения судами дел в данной сфере. Автор приходит к выводу о необходимости разъяснения данного вопроса в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)В статье рассматриваются актуальные проблемы практики участия органов прокуратуры в делах, связанных с оспариванием актов прокурорского реагирования. Особое внимание уделено проблеме правоприменительной практики в части определения наличия вмешательства органов прокуратуры в хозяйственную деятельность юридических лиц. Приводятся примеры рассмотрения судами дел в данной сфере. Автор приходит к выводу о необходимости разъяснения данного вопроса в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Между тем судом кассационной инстанции состоявшиеся судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При повторном рассмотрении дела суд пришел к выводу, что рассмотрение обращения входило в полномочия должностного лица прокуратуры, соответственно, его перенаправление руководителю Главного управления ФСИН России по Свердловской области, чьи действия обжалуются, неправомерно. При этом судом не приняты во внимание доводы прокурора о том, что в обращении решение начальника указанного органа не обжаловалось, заявитель уведомлен уполномоченным должностным лицом прокуратуры об отсутствии нарушений прав граждан при предоставлении свиданий с осужденными с учетом регламентирующих правил и требований к порядку производства свиданий, вмешательство органов прокуратуры в деятельность иных органов недопустимо, конкретные факты о допущенных нарушениях прав граждан в обращении не приведены, в связи с чем разрешение данного обращения не относится к исключительной компетенции органов прокуратуры.
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Между тем судом кассационной инстанции состоявшиеся судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При повторном рассмотрении дела суд пришел к выводу, что рассмотрение обращения входило в полномочия должностного лица прокуратуры, соответственно, его перенаправление руководителю Главного управления ФСИН России по Свердловской области, чьи действия обжалуются, неправомерно. При этом судом не приняты во внимание доводы прокурора о том, что в обращении решение начальника указанного органа не обжаловалось, заявитель уведомлен уполномоченным должностным лицом прокуратуры об отсутствии нарушений прав граждан при предоставлении свиданий с осужденными с учетом регламентирующих правил и требований к порядку производства свиданий, вмешательство органов прокуратуры в деятельность иных органов недопустимо, конкретные факты о допущенных нарушениях прав граждан в обращении не приведены, в связи с чем разрешение данного обращения не относится к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Нормативные акты
Указание Генпрокуратуры РФ от 05.05.2000 N 93/7
"О применении статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000"2. В целях обеспечения гарантии от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры, установленной пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", признанным в этой части не противоречащим Конституции Российской Федерации, производить ознакомление гражданина с материалами проверки, как правило, после ее завершения.
"О применении статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000"2. В целях обеспечения гарантии от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры, установленной пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", признанным в этой части не противоречащим Конституции Российской Федерации, производить ознакомление гражданина с материалами проверки, как правило, после ее завершения.
Статья: Актуальные вопросы практики участия прокуроров в рассмотрении судами дел, связанных с оспариванием актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)С учетом изложенного представляется, что вопросы определения вмешательства органов прокуратуры в хозяйственную деятельность необходимо разъяснить в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)С учетом изложенного представляется, что вопросы определения вмешательства органов прокуратуры в хозяйственную деятельность необходимо разъяснить в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В качестве универсального предлагается термин "управленческая деятельность", релевантный для любых поднадзорных прокуратуре организационных структур. Аргументируется тезис о том, что данный запрет должен охватывать всех поднадзорных лиц и все внешнефункциональные направления прокурорской деятельности. Обосновывается неприемлемость абсолютизации принципа невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и предлагается изменение указанной формулировки на запрет безосновательного вмешательства органов прокуратуры в управленческую деятельность поднадзорных лиц. Отмечаются обязательность актов прокурорского реагирования к исполнению и право прокурора указывать на конкретные меры по устранению выявленных нарушений в резолютивной части представлений. Предлагаются корректировки Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В качестве универсального предлагается термин "управленческая деятельность", релевантный для любых поднадзорных прокуратуре организационных структур. Аргументируется тезис о том, что данный запрет должен охватывать всех поднадзорных лиц и все внешнефункциональные направления прокурорской деятельности. Обосновывается неприемлемость абсолютизации принципа невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и предлагается изменение указанной формулировки на запрет безосновательного вмешательства органов прокуратуры в управленческую деятельность поднадзорных лиц. Отмечаются обязательность актов прокурорского реагирования к исполнению и право прокурора указывать на конкретные меры по устранению выявленных нарушений в резолютивной части представлений. Предлагаются корректировки Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 8.4 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 прокурорам дано указание при осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 8.4 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 прокурорам дано указание при осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами <1>.