Владение ценными бумагами госслужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Владение ценными бумагами госслужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Большинство экономически развитых современных стран устанавливают запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. Наиболее распространенной формой предотвращения конфликта интересов на государственной службе является отчуждение (выход из собственности лица) конфликтоопасных активов. Законодательство подавляющего числа государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Так, к государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Большинство экономически развитых современных стран устанавливают запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. Наиболее распространенной формой предотвращения конфликта интересов на государственной службе является отчуждение (выход из собственности лица) конфликтоопасных активов. Законодательство подавляющего числа государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Так, к государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие.
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Обусловленная возможным возникновением конфликта интересов или же не обусловленная ничем, кроме должностного положения лица, обязанность передачи доверительному управляющему ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций закреплена российским законодательством в рамках института профилактики и контроля конфликта частных и публичных интересов государственных и муниципальных служащих в процессе выполнения ими своих непосредственных обязанностей, а также ряда других категорий граждан, задействованных в сфере публичного управления. Следует отметить, что подобное решение не является отечественным ноу-хау и в том или ином варианте применяется в антикоррупционной и антиконфликтной политике ряда государств. К государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление, вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие. Некоторые государства находятся в процессе обсуждения подобных законодательных инициатив, например, Мексика. Однако, подавляющее число стран современного мира устанавливает запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. При этом законодательство большинства государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Там же, где такая практика существует, применяется не простое доверительное управление, а его квалифицированные виды, например, "слепой" траст, при котором доверительный управляющий полностью меняет в процессе управления состав активов служащего, лишая его тем самым возможности принимать управленческие решения под влиянием личных интересов, так как служащий просто не знает, в лоббировании каких компаний он заинтересован.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Обусловленная возможным возникновением конфликта интересов или же не обусловленная ничем, кроме должностного положения лица, обязанность передачи доверительному управляющему ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций закреплена российским законодательством в рамках института профилактики и контроля конфликта частных и публичных интересов государственных и муниципальных служащих в процессе выполнения ими своих непосредственных обязанностей, а также ряда других категорий граждан, задействованных в сфере публичного управления. Следует отметить, что подобное решение не является отечественным ноу-хау и в том или ином варианте применяется в антикоррупционной и антиконфликтной политике ряда государств. К государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление, вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие. Некоторые государства находятся в процессе обсуждения подобных законодательных инициатив, например, Мексика. Однако, подавляющее число стран современного мира устанавливает запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. При этом законодательство большинства государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Там же, где такая практика существует, применяется не простое доверительное управление, а его квалифицированные виды, например, "слепой" траст, при котором доверительный управляющий полностью меняет в процессе управления состав активов служащего, лишая его тем самым возможности принимать управленческие решения под влиянием личных интересов, так как служащий просто не знает, в лоббировании каких компаний он заинтересован.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Необходимо устранить принципиальное противоречие между Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 6 статьи 11). В соответствии с последним в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что само обладание акциями (долями участия) уже порождает конфликт интересов. В соответствии же с частью 2.1 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление только в случае, если владение депутатом активами может привести к конфликту интересов, т.е. не исключается возможность владения ими в течение какого-то времени после того, как лицо стало депутатом. Между тем приказом Генерального прокурора от 3 мая 2011 года N 117 "О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации)" установлено, что прокурорские работники в целях предотвращения конфликта интересов должны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у них права на указанные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) либо со дня, когда прокурорскому работнику или федеральному государственному гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Необходимо устранить принципиальное противоречие между Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 6 статьи 11). В соответствии с последним в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что само обладание акциями (долями участия) уже порождает конфликт интересов. В соответствии же с частью 2.1 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление только в случае, если владение депутатом активами может привести к конфликту интересов, т.е. не исключается возможность владения ими в течение какого-то времени после того, как лицо стало депутатом. Между тем приказом Генерального прокурора от 3 мая 2011 года N 117 "О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации)" установлено, что прокурорские работники в целях предотвращения конфликта интересов должны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у них права на указанные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) либо со дня, когда прокурорскому работнику или федеральному государственному гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Во-вторых, применяемый в рамках законодательных положений термин "выгода" обладает высокой степенью семантической энтропии, так как не имеет однозначной правовой интерпретации. Так, термин "выгода" в контексте законодательства о государственной (муниципальной) службе не имеет однозначного толкования (в частности, в рамках положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <12>, Федерального закона N 273-ФЗ). Тем не менее значение последнего является ключом к пониманию рассматриваемого наличия (отсутствия) вины лица в рассматриваемом правонарушении, так как добровольный отказ от выгоды представляет собой основание для освобождения должностного лица государственной (муниципальной) службы, которое вовлечено в конфликт интересов, от привлечения к мерам правовой ответственности. Полагаем, что под термином "выгода" следует понимать предоставление лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, определенных преимуществ или материальных благ и услуг в связи с выполнением им служебных (должностных) обязанностей, а также иных обязательств, не обусловленных его служебной деятельностью (в частности, владения эмиссионными ценными бумагами, собственностью). Существенным недостатком отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является отсутствие в его рамках процедуры документирования отказа государственного (муниципального) служащего от выгоды, явившейся основанием конфликта интересов <13>.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Во-вторых, применяемый в рамках законодательных положений термин "выгода" обладает высокой степенью семантической энтропии, так как не имеет однозначной правовой интерпретации. Так, термин "выгода" в контексте законодательства о государственной (муниципальной) службе не имеет однозначного толкования (в частности, в рамках положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <12>, Федерального закона N 273-ФЗ). Тем не менее значение последнего является ключом к пониманию рассматриваемого наличия (отсутствия) вины лица в рассматриваемом правонарушении, так как добровольный отказ от выгоды представляет собой основание для освобождения должностного лица государственной (муниципальной) службы, которое вовлечено в конфликт интересов, от привлечения к мерам правовой ответственности. Полагаем, что под термином "выгода" следует понимать предоставление лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, определенных преимуществ или материальных благ и услуг в связи с выполнением им служебных (должностных) обязанностей, а также иных обязательств, не обусловленных его служебной деятельностью (в частности, владения эмиссионными ценными бумагами, собственностью). Существенным недостатком отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является отсутствие в его рамках процедуры документирования отказа государственного (муниципального) служащего от выгоды, явившейся основанием конфликта интересов <13>.
Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
Ситуация: Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе и как его предотвратить или урегулировать
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (ст. 12);
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (ст. 12);
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках за пределами РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Это также касается вашей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Исключение - если вы работаете за границей. В отношении этих запретов Минтруд России в Письме от 16.12.2020 N 18-2/10/В-12085 дал некоторые разъяснения. Ведомство также подготовило методические материалы о возможности приобретения госслужащими ценных бумаг в собственность (Письмо от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862). Они размещены на официальном сайте по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21.
(КонсультантПлюс, 2025)открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках за пределами РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Это также касается вашей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Исключение - если вы работаете за границей. В отношении этих запретов Минтруд России в Письме от 16.12.2020 N 18-2/10/В-12085 дал некоторые разъяснения. Ведомство также подготовило методические материалы о возможности приобретения госслужащими ценных бумаг в собственность (Письмо от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862). Они размещены на официальном сайте по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21.
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)- на отношения по сдаче в аренду (наем) жилых помещений публичными должностными лицами следует распространить механизм, аналогичный механизму владения служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), - служащий обязан передать их в доверительное управление в соответствии с гл. 53 Гражданского кодекса РФ;
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)- на отношения по сдаче в аренду (наем) жилых помещений публичными должностными лицами следует распространить механизм, аналогичный механизму владения служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), - служащий обязан передать их в доверительное управление в соответствии с гл. 53 Гражданского кодекса РФ;
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- передачу в доверительное управление государственными служащими принадлежащих им акций. Часть 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации";
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- передачу в доверительное управление государственными служащими принадлежащих им акций. Часть 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации";
Готовое решение: Как подарить акции
(КонсультантПлюс, 2025)Если акции относятся к иностранным финансовым инструментам, само по себе их дарение не запрещено, но стоит убедиться, что одаряемый вправе владеть такими инструментами, в частности, что должность, которую он занимает, не относится к перечню должностей, для которых запрещено владеть и пользоваться такими инструментами. В противном случае одаряемому придется отчуждать полученные в дар акции (ст. 2 Закона о запрете открывать счета). В части возможности приобретения государственными гражданскими служащими ценных бумаг в собственность Минтрудом России подготовлены методические материалы. Они размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21 (Письмо Минтруда России от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862).
(КонсультантПлюс, 2025)Если акции относятся к иностранным финансовым инструментам, само по себе их дарение не запрещено, но стоит убедиться, что одаряемый вправе владеть такими инструментами, в частности, что должность, которую он занимает, не относится к перечню должностей, для которых запрещено владеть и пользоваться такими инструментами. В противном случае одаряемому придется отчуждать полученные в дар акции (ст. 2 Закона о запрете открывать счета). В части возможности приобретения государственными гражданскими служащими ценных бумаг в собственность Минтрудом России подготовлены методические материалы. Они размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21 (Письмо Минтруда России от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862).
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать их в доверительное управление (ч. 2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, ч. 7 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, если владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать их в доверительное управление (ч. 2 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, ч. 7 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
Вопрос: Является ли фьючерс ценной бумагой?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрены такие виды ценной бумаги, как фьючерс и фьючерсный контракт. Фьючерсный договор является производным финансовым инструментом, а не ценной бумагой (Указание Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов").
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрены такие виды ценной бумаги, как фьючерс и фьючерсный контракт. Фьючерсный договор является производным финансовым инструментом, а не ценной бумагой (Указание Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов").