ВладЕлец подвижного состава
Подборка наиболее важных документов по запросу ВладЕлец подвижного состава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Имущественные потери
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно пункту... договора в случае, если перевозчик своими действиями (бездействием) нарушил условия договора, следствием которых явилась отмена полностью или частично маршрута пригородного пассажирского поезда, выполняемого собственным подвижным составом АО... перевозчик возмещает владельцу инфраструктуры неполученные доходы от оказания услуг по использованию инфраструктуры.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно пункту... договора в случае, если перевозчик своими действиями (бездействием) нарушил условия договора, следствием которых явилась отмена полностью или частично маршрута пригородного пассажирского поезда, выполняемого собственным подвижным составом АО... перевозчик возмещает владельцу инфраструктуры неполученные доходы от оказания услуг по использованию инфраструктуры.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации""Следуя приведенным нормоположениям, а также правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 15028/11, правовому подходу, изложенному в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства допущенной и не оспоренной со стороны ответчика просрочки, заключив, что истец как владелец вагонов является оператором подвижного состава, право которого нарушено, следовательно, на него распространяется действие статьи 62 УЖТ РФ, а ответчик, как грузоотправитель, несет ответственность за задержку вагонов под погрузкой в местах необщего пользования перед их владельцем, судебные инстанции пришли к верному выводу об обоснованности требований истца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мультиплицирование требований оператора железнодорожного подвижного состава в связи с задержкой вагонов под погрузкой и выгрузкой
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Железнодорожный транспорт, где основными транспортными единицами выступают вагоны, не исключение. Владельцы подвижного состава мотивированы сокращать простои, в том числе те, что возникают на погрузке и (или) выгрузке.
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Железнодорожный транспорт, где основными транспортными единицами выступают вагоны, не исключение. Владельцы подвижного состава мотивированы сокращать простои, в том числе те, что возникают на погрузке и (или) выгрузке.
Статья: Сокращенные сроки исковой давности: перспективы развития доктрины, законодательства и судебной практики
(Никитина А.В., Каленов С.Е.)
("Российский судья", 2025, N 8)- выработка устойчивых правовых подходов о применимости к тому или иному притязанию общего или специального сроков исковой давности (несмотря на большое количество разъяснений, сформулированных Верховным Судом РФ не только в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 <17>, но и в ряде обзоров судебной практики <18>, у судов имеются сложности по этому вопросу, особенно в сфере перевозки грузов (например, о том, какой срок исковой давности применяется к требованию владельца подвижного состава о взыскании с грузополучателя убытков в виде расходов на приведение вагонов в нормативное состояние (очистка, промывка, дезинфекция, ветеринарно-санитарная обработка и т.п.) <19>; на отдельные проблемы в указанной сфере указывается и в научной литературе <20>);
(Никитина А.В., Каленов С.Е.)
("Российский судья", 2025, N 8)- выработка устойчивых правовых подходов о применимости к тому или иному притязанию общего или специального сроков исковой давности (несмотря на большое количество разъяснений, сформулированных Верховным Судом РФ не только в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 <17>, но и в ряде обзоров судебной практики <18>, у судов имеются сложности по этому вопросу, особенно в сфере перевозки грузов (например, о том, какой срок исковой давности применяется к требованию владельца подвижного состава о взыскании с грузополучателя убытков в виде расходов на приведение вагонов в нормативное состояние (очистка, промывка, дезинфекция, ветеринарно-санитарная обработка и т.п.) <19>; на отдельные проблемы в указанной сфере указывается и в научной литературе <20>);
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Статья: Ставка НДС 0% по ж/д и автоперевозкам: поправки со II квартала 2025 года
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 10)В целом изменения небольшие, но в некоторых ситуациях облегчающие жизнь декларантов нулевой ставки по этому виду деятельности - перевозчиков, экспедиторов и владельцев ж/д подвижного состава (контейнеров).
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 10)В целом изменения небольшие, но в некоторых ситуациях облегчающие жизнь декларантов нулевой ставки по этому виду деятельности - перевозчиков, экспедиторов и владельцев ж/д подвижного состава (контейнеров).
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На это обратил внимание Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, отменяя и направляя на новое рассмотрение решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 по делу N А63-21859/2019, в котором суд удовлетворил требования истца и взыскал предъявленный штраф. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что "по своей природе штрафы, предъявленные предприятию указанными лицами, и законная неустойка компании, заявленная по настоящему делу, представляют собой ответственность за одно и то же правонарушение". Суд пояснил, что, "поскольку законом не предусмотрена двойная ответственность за одно и то же правонарушение, суды при разрешении спора должны были исследовать структуру договорных отношений, связанных с поступлением этих вагонов в процесс спорных перевозок, начиная с компании как владельца - оператора железнодорожного подвижного состава; проверить, на каких условиях вагоны передавались компанией грузоотправителям и иным лицам, которые могут быть также операторами либо экспедиторами и т.д., являются ли они ответственными перед компанией за спорные нарушения; может ли привлечение предприятия компанией, не имеющей с ним договора, к ответственности освобождать его от аналогичной ответственности с контрагентами по договору либо фактически влечет двойную ответственность за одно и то же нарушение". При новом рассмотрении суд первой инстанции, исследовав всю цепочку договорных отношений, пришел к выводу об отсутствии оснований взыскания штрафа, поскольку это привело бы к двойной ответственности за одно и то же нарушение.
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На это обратил внимание Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, отменяя и направляя на новое рассмотрение решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.09.2020 по делу N А63-21859/2019, в котором суд удовлетворил требования истца и взыскал предъявленный штраф. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что "по своей природе штрафы, предъявленные предприятию указанными лицами, и законная неустойка компании, заявленная по настоящему делу, представляют собой ответственность за одно и то же правонарушение". Суд пояснил, что, "поскольку законом не предусмотрена двойная ответственность за одно и то же правонарушение, суды при разрешении спора должны были исследовать структуру договорных отношений, связанных с поступлением этих вагонов в процесс спорных перевозок, начиная с компании как владельца - оператора железнодорожного подвижного состава; проверить, на каких условиях вагоны передавались компанией грузоотправителям и иным лицам, которые могут быть также операторами либо экспедиторами и т.д., являются ли они ответственными перед компанией за спорные нарушения; может ли привлечение предприятия компанией, не имеющей с ним договора, к ответственности освобождать его от аналогичной ответственности с контрагентами по договору либо фактически влечет двойную ответственность за одно и то же нарушение". При новом рассмотрении суд первой инстанции, исследовав всю цепочку договорных отношений, пришел к выводу об отсутствии оснований взыскания штрафа, поскольку это привело бы к двойной ответственности за одно и то же нарушение.