ВладЕлец электросетевого хозяйства
Подборка наиболее важных документов по запросу ВладЕлец электросетевого хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение обязательства невозможностью исполнения
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно пояснениям, данным УРТ... неустановление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г. для третьего лица вызвано несоответствием его критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утв. Постановлением Правительства РФ N 184 от 28.02.2015, то есть обстоятельством, за которое... [третье лицо - ред.] не отвечает.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно пояснениям, данным УРТ... неустановление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г. для третьего лица вызвано несоответствием его критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утв. Постановлением Правительства РФ N 184 от 28.02.2015, то есть обстоятельством, за которое... [третье лицо - ред.] не отвечает.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ответственность сторон по договору энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)В случае самовольного присоединения или увеличения потребляемой мощности, сверх максимальной (разрешенной документами, подтверждающими факт технологического присоединения (присоединения потребителей (субабонентов)), без согласования с сетевой организацией (владельцем объектов электросетевого хозяйства), потребитель уплачивает гарантирующему поставщику десятикратную стоимость каждого кВт по тарифной ставке на содержание сетей двухставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии, установленной действующим решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, по соответствующему уровню напряжения (пункт 6.4 договора).
(КонсультантПлюс, 2025)В случае самовольного присоединения или увеличения потребляемой мощности, сверх максимальной (разрешенной документами, подтверждающими факт технологического присоединения (присоединения потребителей (субабонентов)), без согласования с сетевой организацией (владельцем объектов электросетевого хозяйства), потребитель уплачивает гарантирующему поставщику десятикратную стоимость каждого кВт по тарифной ставке на содержание сетей двухставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии, установленной действующим решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, по соответствующему уровню напряжения (пункт 6.4 договора).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль качества электрической энергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), качество электрической энергии обеспечивают субъекты электроэнергетики, осуществляющие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), качество электрической энергии обеспечивают субъекты электроэнергетики, осуществляющие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Согласно п. 9 Правил розничных рынков договоры энергоснабжения заключаются гарантирующим поставщиком с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика. При этом для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора о передаче электрической энергии с сетевой организацией (п. 28 Правил розничных рынков). В последнем случае, скорее всего, имеются в виду энергосбытовые организации, заключающие договоры о передаче электрической энергии с сетевыми организациями в целях использования электрических сетей последних для передачи электрической энергии потребителям электрической энергии при исполнении своих обязательств по снабжению потребителей электроэнергией, что нельзя признать корректным. Видимо, данные нормы Правил розничных рынков были приняты в соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ, которым предусмотрено, что положения § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 ГК РФ регулируют отношения по договору снабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Положения п. 9 и 28 Правил розничных рынков, допускающих возможность заключения договоров энергоснабжения с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, а не гарантирующего поставщика, являющегося энергоснабжающей организацией, противоречат самой сути договора энергоснабжения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Согласно п. 9 Правил розничных рынков договоры энергоснабжения заключаются гарантирующим поставщиком с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика. При этом для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора о передаче электрической энергии с сетевой организацией (п. 28 Правил розничных рынков). В последнем случае, скорее всего, имеются в виду энергосбытовые организации, заключающие договоры о передаче электрической энергии с сетевыми организациями в целях использования электрических сетей последних для передачи электрической энергии потребителям электрической энергии при исполнении своих обязательств по снабжению потребителей электроэнергией, что нельзя признать корректным. Видимо, данные нормы Правил розничных рынков были приняты в соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ, которым предусмотрено, что положения § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 ГК РФ регулируют отношения по договору снабжения электрической энергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Положения п. 9 и 28 Правил розничных рынков, допускающих возможность заключения договоров энергоснабжения с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, а не гарантирующего поставщика, являющегося энергоснабжающей организацией, противоречат самой сути договора энергоснабжения.
Нормативные акты
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)1. Порядок опосредованного технологического присоединения к сетям сетевой организации установлен п. 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), и включает три этапа: 1) предварительное согласование опосредованного технологического присоединения с сетевой организацией; 2) фактическое опосредованное технологическое присоединение, осуществляемое собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, ранее присоединенных к электрическим сетям сетевой организации; 3) переоформление сетевой организацией документов о технологическом присоединении.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)1. Порядок опосредованного технологического присоединения к сетям сетевой организации установлен п. 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), и включает три этапа: 1) предварительное согласование опосредованного технологического присоединения с сетевой организацией; 2) фактическое опосредованное технологическое присоединение, осуществляемое собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, ранее присоединенных к электрическим сетям сетевой организации; 3) переоформление сетевой организацией документов о технологическом присоединении.
Статья: Влияние законодательных изменений о системообразующих территориальных сетевых организациях на моносетевые организации
(Кравцов А.М., Кораев К.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<13> Правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229 (далее - Постановление Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229) [электронный ресурс].
(Кравцов А.М., Кораев К.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<13> Правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229 (далее - Постановление Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229) [электронный ресурс].
Статья: О применимости Постановления КС РФ от 25.04.2019 N 19-П в теплоснабжении
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Не соответствующие критериям электросетевых организаций собственники (владельцы) электросетевых объектов в силу возложенного на них ст. 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям. При этом с помощью указанных объектов их владельцы осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. Причем расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно. Возложение же данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности."
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Не соответствующие критериям электросетевых организаций собственники (владельцы) электросетевых объектов в силу возложенного на них ст. 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям. При этом с помощью указанных объектов их владельцы осуществляют переток энергии, в том числе в интересах территориальной сетевой организации, к которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Тем самым собственники (владельцы) указанных объектов электросетевого хозяйства, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций данной территориальной сетевой организации. Причем расходы, которые они несут в связи с обеспечением перетока электрической энергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые ими на себя добровольно. Возложение же данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и требует установления правового механизма возмещения данных расходов, отвечающего принципам справедливости и соразмерности."
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Минэнерго РФ согласовало вывод из эксплуатации воздушных линий электропередачи <1> по заявлению собственника - сетевой компании. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. В нарушение указанного требования сетевая компания совершает действия, препятствующие с даты вывода сетей из эксплуатации передаче электрической энергии, производимой одной из электростанций генерирующей компании, и приводящие в непригодное для эксплуатации состояние саму электростанцию, являющуюся объектом жизнедеятельности и наличие которой в составе ЕЭС России необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией. Таким образом, к числу действий, препятствующих передаче электрической энергии, относятся действия Минэнерго РФ и сетевой организации по выводу из эксплуатации линий электропередачи, к которым осуществлено технологическое присоединение электростанции генерирующей компании. Совершение данных действий выражено в заявлении сетевой организации о согласовании вывода из эксплуатации воздушных линий электропередачи и издании приказа Минэнерго России о согласовании такого вывода. Несмотря на то что порядок получения согласования вывода электрических сетей из эксплуатации предусмотрен действующим законодательством и в нем для Минэнерго РФ не предусмотрены четкие основания для отказа в таком выводе, любое решение должно приниматься государственным органом с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов: необходимо оценивать и соотносить между собой причины и последствия вывода из эксплуатации электрических сетей. При этом последствия могут не только иметь экономический характер (причинять убытки третьим лицам и наносить им материальный ущерб), но и затрагивать энергетическую безопасность страны или части ее региона, ущемлять интересы местного населения в части энергоснабжения.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Минэнерго РФ согласовало вывод из эксплуатации воздушных линий электропередачи <1> по заявлению собственника - сетевой компании. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. В нарушение указанного требования сетевая компания совершает действия, препятствующие с даты вывода сетей из эксплуатации передаче электрической энергии, производимой одной из электростанций генерирующей компании, и приводящие в непригодное для эксплуатации состояние саму электростанцию, являющуюся объектом жизнедеятельности и наличие которой в составе ЕЭС России необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией. Таким образом, к числу действий, препятствующих передаче электрической энергии, относятся действия Минэнерго РФ и сетевой организации по выводу из эксплуатации линий электропередачи, к которым осуществлено технологическое присоединение электростанции генерирующей компании. Совершение данных действий выражено в заявлении сетевой организации о согласовании вывода из эксплуатации воздушных линий электропередачи и издании приказа Минэнерго России о согласовании такого вывода. Несмотря на то что порядок получения согласования вывода электрических сетей из эксплуатации предусмотрен действующим законодательством и в нем для Минэнерго РФ не предусмотрены четкие основания для отказа в таком выводе, любое решение должно приниматься государственным органом с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов: необходимо оценивать и соотносить между собой причины и последствия вывода из эксплуатации электрических сетей. При этом последствия могут не только иметь экономический характер (причинять убытки третьим лицам и наносить им материальный ущерб), но и затрагивать энергетическую безопасность страны или части ее региона, ущемлять интересы местного населения в части энергоснабжения.