ВладЕлец агрегатора информации
Подборка наиболее важных документов по запросу ВладЕлец агрегатора информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""В этой связи владелец агрегатора по общему правилу абзаца второго пункта 2.1 статьи 12 Закона о защите прав потребителей, - если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом или не вытекает из существа отношений между ними, - ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре или продавце, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, ответственности не несет, ответственность за это нарушение несет продавец."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Установив, что ООО "Яндекс. Такси", являясь правообладателем мобильного приложения и иных объектов интеллектуальной собственности, не имеет в собственности или в аренде автомобилей, не нанимает водителей на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, не получает доход от реализации услуг по перевозке легковым такси, при этом, ООО "Яндекс. Такси", являясь владельцем агрегатора информации об услугах или исполнителем услуг по перевозке, предоставляет пассажирам в мобильном приложении до начала поездки информацию, предусмотренную Законом о защите прав потребителей (информацию о водителе, транспортном средстве, наименовании партнера и его ИНН), с помощью которой потребитель может получить необходимую информацию о партнере, либо в машине у водителя перевозчика либо на публично доступном ресурсе сведений из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru) либо на сайте перевозчика и заключить договор либо отказаться от заключения договора перевозки, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что ответчиком ООО "Яндекс. Такси", были выполнены требования подпункта 1.2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно: посредством мобильного приложения перед началом поездки до истца Т.Е.В. была доведена информация о перевозчике ООО "Грин Маркет", о марке автомобиля, его государственном номере и водителе."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование деятельности цифровых платформ и антимонопольный контроль: практика применения
(Карапетян А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Актуальность выработки подходов отраслевого/антимонопольного
(Карапетян А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Актуальность выработки подходов отраслевого/антимонопольного
Готовое решение: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)4.1. Какие специальные требования для рекламораспространителей, владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) установлены в связи с распространением социальной рекламы в сети Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)4.1. Какие специальные требования для рекламораспространителей, владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) установлены в связи с распространением социальной рекламы в сети Интернет
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
Статья: Генезис административно-деликтного законодательства в Российской Федерации
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Остановимся на административной ответственности "владельца агрегатора информации о товарах (услугах)" <5>. В Федеральном законе от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" под указанным термином понимается организация либо индивидуальный предприниматель (ИП), который является владельцем программы для ЭВМ и (или) владельцем сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет и который предоставляет потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с законодательством.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Остановимся на административной ответственности "владельца агрегатора информации о товарах (услугах)" <5>. В Федеральном законе от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" под указанным термином понимается организация либо индивидуальный предприниматель (ИП), который является владельцем программы для ЭВМ и (или) владельцем сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет и который предоставляет потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с законодательством.
Статья: О новых правилах защиты прав потребителей Союзного государства: сравнительно-правовой анализ
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)Общеизвестно, что в Российской Федерации отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом о защите прав потребителей [1] (далее - Закон о ЗПП), который устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), а также механизм реализации этих прав.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)Общеизвестно, что в Российской Федерации отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом о защите прав потребителей [1] (далее - Закон о ЗПП), который устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), а также механизм реализации этих прав.
Ситуация: Каковы правила продажи товаров дистанционным способом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дистанционным способом продажи товаров является в том числе продажа товаров в онлайн-магазинах и с помощью владельцев агрегаторов информации о товарах (абз. 13 преамбулы Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дистанционным способом продажи товаров является в том числе продажа товаров в онлайн-магазинах и с помощью владельцев агрегаторов информации о товарах (абз. 13 преамбулы Закона N 2300-1).
Статья: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)- юридические лица и индивидуальные предприниматели, содействующие организации и осуществлению туристической деятельности, в том числе кредитные и страховые организации, перевозчики, владельцы объектов туристической индустрии, владельцы агрегаторов информации о туристических услугах, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сфере туризма и туристической деятельности;
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)- юридические лица и индивидуальные предприниматели, содействующие организации и осуществлению туристической деятельности, в том числе кредитные и страховые организации, перевозчики, владельцы объектов туристической индустрии, владельцы агрегаторов информации о туристических услугах, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сфере туризма и туристической деятельности;
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Ключевые слова: перевозки легковым такси, ответственность в сфере перевозок легковым такси, владелец агрегатора информации о товарах (услугах), самозанятые граждане, налог на профессиональный доход.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Ключевые слова: перевозки легковым такси, ответственность в сфере перевозок легковым такси, владелец агрегатора информации о товарах (услугах), самозанятые граждане, налог на профессиональный доход.
Статья: Классификация договоров как основа совершенствования гражданско-правового регулирования пассажирских перевозок
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)В исключение из этого общего правила договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа по действующему законодательству признается публичным (ст. 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ РФ)). Вместе с тем в юридической литературе отмечается тенденция утраты этим договором установленных законом признаков публичности в случае заключения его по направленному на агрегатор информации заказу фрахтователя <3>. Более того, владельцы агрегаторов информации развивают сервисы, позволяющие пассажирам предлагать или самостоятельно устанавливать цену поездки <4>.
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)В исключение из этого общего правила договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа по действующему законодательству признается публичным (ст. 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ РФ)). Вместе с тем в юридической литературе отмечается тенденция утраты этим договором установленных законом признаков публичности в случае заключения его по направленному на агрегатор информации заказу фрахтователя <3>. Более того, владельцы агрегаторов информации развивают сервисы, позволяющие пассажирам предлагать или самостоятельно устанавливать цену поездки <4>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В законодательстве содержатся, например, нормы права, раскрывающие особенности обеспечения доступа потребителей к данным изготовителей, исполнителей, продавцов, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). Среди управленческой информации важное значение имеет учетная. К учетной деятельности относится, например, ведение регистров, реестров, классификаторов и номенклатур. От внесения информации в некоторые реестры зависит возникновение прав и обязанностей физических и юридических лиц. Особенностям правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности посвящена отдельная часть ГК РФ - четвертая.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В законодательстве содержатся, например, нормы права, раскрывающие особенности обеспечения доступа потребителей к данным изготовителей, исполнителей, продавцов, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). Среди управленческой информации важное значение имеет учетная. К учетной деятельности относится, например, ведение регистров, реестров, классификаторов и номенклатур. От внесения информации в некоторые реестры зависит возникновение прав и обязанностей физических и юридических лиц. Особенностям правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности посвящена отдельная часть ГК РФ - четвертая.
Статья: Пункты выдачи заказов являются торговыми площадями
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту "Вайлдберриз", регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту "Вайлдберриз", регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статья: Трансформация формы сделок в условиях цифровизации: на примере каршеринга
(Мальцева Т.Г.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Интересно, что с тематикой электронной формы каршеринговой сделки тесно связана проблематика способа оплаты, используемого в каршеринге. Как известно, расчет сторон в рамках обозначенных правоотношений возможен только в одной форме - безналичной. Создавая аккаунт, потенциальный пользователь должен в обязательном порядке привязать к нему свою банковскую карту, которая, кстати, подлежит верификации (каршеринговая компания списывает с нее небольшую денежную сумму, а затем возвращает обратно). Подавляющее большинство потребителей привыкли к тому, что предприниматели, с которыми они вступают в товарно-денежные отношения, предлагают на выбор покупателя одну из форм оплаты - наличную либо безналичную. Общеизвестно, что предприниматели заинтересованы в наличном расчете и стимулируют к этому потребителей путем предложения скидок при выборе такой формы оплаты. Однако подобное поведение противоречит законодательству о защите прав потребителей, что было обстоятельно установлено в правоприменительной практике, а затем нашло отражение и в законодательстве (в п. 1 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ <23>). В контексте каршеринга обозначенная проблематика интересна тем, что каршеринговые компании, будучи владельцами агрегатора информации, не предоставляют потребителю подобной вариации в части формы оплаты, поскольку предусматривают только безналичный порядок расчетов. Эта проблематика была предметом судебного разбирательства, поэтому требует рассмотрения в рамках настоящего изыскания.
(Мальцева Т.Г.)
("Право и экономика", 2024, N 8)Интересно, что с тематикой электронной формы каршеринговой сделки тесно связана проблематика способа оплаты, используемого в каршеринге. Как известно, расчет сторон в рамках обозначенных правоотношений возможен только в одной форме - безналичной. Создавая аккаунт, потенциальный пользователь должен в обязательном порядке привязать к нему свою банковскую карту, которая, кстати, подлежит верификации (каршеринговая компания списывает с нее небольшую денежную сумму, а затем возвращает обратно). Подавляющее большинство потребителей привыкли к тому, что предприниматели, с которыми они вступают в товарно-денежные отношения, предлагают на выбор покупателя одну из форм оплаты - наличную либо безналичную. Общеизвестно, что предприниматели заинтересованы в наличном расчете и стимулируют к этому потребителей путем предложения скидок при выборе такой формы оплаты. Однако подобное поведение противоречит законодательству о защите прав потребителей, что было обстоятельно установлено в правоприменительной практике, а затем нашло отражение и в законодательстве (в п. 1 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ <23>). В контексте каршеринга обозначенная проблематика интересна тем, что каршеринговые компании, будучи владельцами агрегатора информации, не предоставляют потребителю подобной вариации в части формы оплаты, поскольку предусматривают только безналичный порядок расчетов. Эта проблематика была предметом судебного разбирательства, поэтому требует рассмотрения в рамках настоящего изыскания.