Включение непубличного акционерного общества в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение непубличного акционерного общества в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О формировании единого реестра субъектов МСП.
(Письмо Минэкономразвития России от 19.10.2020 N Д13и-34473)Вопрос: О формировании единого реестра субъектов МСП.
(Письмо Минэкономразвития России от 19.10.2020 N Д13и-34473)Вопрос: О формировании единого реестра субъектов МСП.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N АКПИ19-556
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 1 приложения к письму ЦБ РФ от 31.07.2014 N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором">Акционерное общество "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца девятого пункта 1 приложения к Письму, ссылаясь на то, что он по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и противоречит статьям 67.1, 97, 149 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". По мнению административного истца, в оспариваемом положении Письма Банком России дано неправильное толкование норм права, согласно которому на непубличное акционерное общество необоснованно возлагается обязанность, влекущая за собой финансовые затраты в виде платы по договору на ведение реестра акционеров, что нарушает права Общества на извлечение максимальной выгоды от его деятельности и порождает для него дополнительные финансовые обременения. Кроме того, оспариваемое письмо нарушает право Общества на включение его в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку сведения об акционерном обществе могут быть включены в данный реестр только при условии их предоставления в налоговый орган регистратором. Административный истец считает, что действующее законодательство не возлагает на непубличные акционерные общества обязанность по передаче ведения реестра акционеров регистратору.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 1 приложения к письму ЦБ РФ от 31.07.2014 N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором">Акционерное общество "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца девятого пункта 1 приложения к Письму, ссылаясь на то, что он по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и противоречит статьям 67.1, 97, 149 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". По мнению административного истца, в оспариваемом положении Письма Банком России дано неправильное толкование норм права, согласно которому на непубличное акционерное общество необоснованно возлагается обязанность, влекущая за собой финансовые затраты в виде платы по договору на ведение реестра акционеров, что нарушает права Общества на извлечение максимальной выгоды от его деятельности и порождает для него дополнительные финансовые обременения. Кроме того, оспариваемое письмо нарушает право Общества на включение его в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку сведения об акционерном обществе могут быть включены в данный реестр только при условии их предоставления в налоговый орган регистратором. Административный истец считает, что действующее законодательство не возлагает на непубличные акционерные общества обязанность по передаче ведения реестра акционеров регистратору.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N АПЛ19-465
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N АКПИ19-556, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 1 приложения к письму ЦБ РФ от 31.07.2014 N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором">Разъяснение, данное в абзаце девятом пункта 1 приложения к Письму, также нарушает право Общества на включение его в Единый реестр малого и среднего предпринимательства, поскольку сведения об акционерном обществе могут быть включены в этот реестр лишь при условии их предоставления в налоговый орган регистратором.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N АКПИ19-556, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 1 приложения к письму ЦБ РФ от 31.07.2014 N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором">Разъяснение, данное в абзаце девятом пункта 1 приложения к Письму, также нарушает право Общества на включение его в Единый реестр малого и среднего предпринимательства, поскольку сведения об акционерном обществе могут быть включены в этот реестр лишь при условии их предоставления в налоговый орган регистратором.
Вопрос: Должна ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к суммам оплаты железнодорожных билетов для работников, выезжающих для участия в тимбилдинге в другом городе?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Должна ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к суммам оплаты железнодорожных билетов для работников, выезжающих для участия в тимбилдинге в другом городе?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Должна ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к суммам оплаты железнодорожных билетов для работников, выезжающих для участия в тимбилдинге в другом городе?
Статья: 5 вопросов про тарифы по взносам у МСП и иностранцев
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)Платить взносы по этому тарифу надо с месяца включения ООО в реестр МСП <2>. Если вы в этом реестре числились, например, с января 2023 г., то вам придется сейчас подать уточненные расчеты за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2023 г. и за 2023 г. в целом. Ведь в 2025 г. ИФНС вправе провести выездную проверку за 3 предыдущих года, то есть за 2024, 2023 и 2022 гг. <3> И если она выйдет на проверку, то может доначислить либо налог при УСН, либо налог на прибыль (в зависимости от того, какой режим налогообложения вы применяете) или уменьшить сумму убытка. Поскольку по взносам у вас будет переплата, а по налогу при УСН или налогу на прибыль - недоимка (если не было убытка). В частности, при УСН с объектом "доходы минус расходы" или ОСН была учтена завышенная сумма взносов в расходах из-за ее уплаты по общему тарифу 30%, а не по пониженному тарифу 15% с выплат работникам за месяц свыше МРОТ.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 15)Платить взносы по этому тарифу надо с месяца включения ООО в реестр МСП <2>. Если вы в этом реестре числились, например, с января 2023 г., то вам придется сейчас подать уточненные расчеты за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2023 г. и за 2023 г. в целом. Ведь в 2025 г. ИФНС вправе провести выездную проверку за 3 предыдущих года, то есть за 2024, 2023 и 2022 гг. <3> И если она выйдет на проверку, то может доначислить либо налог при УСН, либо налог на прибыль (в зависимости от того, какой режим налогообложения вы применяете) или уменьшить сумму убытка. Поскольку по взносам у вас будет переплата, а по налогу при УСН или налогу на прибыль - недоимка (если не было убытка). В частности, при УСН с объектом "доходы минус расходы" или ОСН была учтена завышенная сумма взносов в расходах из-за ее уплаты по общему тарифу 30%, а не по пониженному тарифу 15% с выплат работникам за месяц свыше МРОТ.
Вопрос: Организация по состоянию на 01.03.2020 включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае получения субсидии из федерального бюджета для компенсации затрат должна ли она включать в доходы полученные денежные средства в целях определения прибыли, подлежащей обложению налогом на прибыль?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
Вопрос: Влияет ли несдача отчетности на включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023
Статья: Поправки в Законе о развитии малого и среднего предпринимательства
(Рябинин В.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, поправки разработаны на основе правоприменительной практики и направлены на упрощение процедур включения субъектов МСП в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Рябинин В.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, поправки разработаны на основе правоприменительной практики и направлены на упрощение процедур включения субъектов МСП в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вопрос: Каков порядок включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства общества с ограниченной ответственностью (ООО), участником которого является иностранное юридическое лицо?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться субъектами малого и среднего предпринимательства также в порядке, установленном Законом об имуществе, арендуемом субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться субъектами малого и среднего предпринимательства также в порядке, установленном Законом об имуществе, арендуемом субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Права участия в капитале непубличного акционерного общества, включающие денежные требования, признаются цифровыми финансовыми активами, если они предусмотрены решением о выпуске в порядке, установленном Законом N 259-ФЗ. Выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов возможны путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также иной информационной системы. Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, их вид и объем определяются решением об их выпуске и представляют собой цифровые права как вид имущественных прав.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Права участия в капитале непубличного акционерного общества, включающие денежные требования, признаются цифровыми финансовыми активами, если они предусмотрены решением о выпуске в порядке, установленном Законом N 259-ФЗ. Выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов возможны путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также иной информационной системы. Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, их вид и объем определяются решением об их выпуске и представляют собой цифровые права как вид имущественных прав.
Вопрос: Должна ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к суммам оплаты услуг аэропорта по обслуживанию в ВИП-залах командированных работников?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Должна ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к суммам оплаты услуг аэропорта по обслуживанию в ВИП-залах командированных работников?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Должна ли организация, включенная в реестр субъектов МСП, применить пониженный тариф страховых взносов к суммам оплаты услуг аэропорта по обслуживанию в ВИП-залах командированных работников?
Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов плательщиком, включенным в реестр МСП, ранее исключенным, и об учете в целях налога на прибыль расходов в виде уплаченных страховых взносов.
(Письмо ФНС России от 16.01.2024 N ЗГ-2-11/473@)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов плательщиком, включенным в реестр МСП, ранее исключенным, и об учете в целях налога на прибыль расходов в виде уплаченных страховых взносов.
(Письмо ФНС России от 16.01.2024 N ЗГ-2-11/473@)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов плательщиком, включенным в реестр МСП, ранее исключенным, и об учете в целях налога на прибыль расходов в виде уплаченных страховых взносов.