Вклинивание, вкрапливание, чересполосица
Подборка наиболее важных документов по запросу Вклинивание, вкрапливание, чересполосица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"В рассматриваемом случае, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд правомерно пришли к выводу о наличии оснований для отказа департамента в заключении с обществами "Северное направление" и "Западное направление" соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:680 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Так, исходя из схемы расположения (чертежа границ) земельного участка, содержащейся в представленных в материалы дела выписке из ЕГРН и градостроительном плане земельного участка, принадлежащий заявителям земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400049:680 не имеет недостатков в виде вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, в связи с чем в данном случае испрашиваемое ими перераспределение не направлено на исключение (устранение) каких-либо недостатков этого участка. Кроме того, с учетом Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, суды также установили, что согласно градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой расположен соответствующий земельный участок, из части публичных земель площадью 595 кв. м, которая по предложению заявителей в результате перераспределения должна войти в состав земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:680, может быть сформирован самостоятельный земельный участок (с учетом предусмотренных для этой зоны видов разрешенного использования и предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.29 "Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"В рассматриваемом случае, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд правомерно пришли к выводу о наличии оснований для отказа департамента в заключении с обществами "Северное направление" и "Западное направление" соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:680 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Так, исходя из схемы расположения (чертежа границ) земельного участка, содержащейся в представленных в материалы дела выписке из ЕГРН и градостроительном плане земельного участка, принадлежащий заявителям земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400049:680 не имеет недостатков в виде вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, в связи с чем в данном случае испрашиваемое ими перераспределение не направлено на исключение (устранение) каких-либо недостатков этого участка. Кроме того, с учетом Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, суды также установили, что согласно градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой расположен соответствующий земельный участок, из части публичных земель площадью 595 кв. м, которая по предложению заявителей в результате перераспределения должна войти в состав земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:680, может быть сформирован самостоятельный земельный участок (с учетом предусмотренных для этой зоны видов разрешенного использования и предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)образование земельных участков не должно приводить к чересполосице, вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения на участке объектов недвижимости и иным недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель. Кроме того, это не должно нарушать иные требования, установленные законодательством (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)образование земельных участков не должно приводить к чересполосице, вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения на участке объектов недвижимости и иным недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель. Кроме того, это не должно нарушать иные требования, установленные законодательством (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Ситуация: Каков порядок предоставления и перераспределения земельных участков в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образуемые в результате перераспределения земельные участки должны соответствовать установленным законодательством требованиям, в частности, о предельных максимальных и минимальных размерах земельных участков. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице (п. п. 1, 2, 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образуемые в результате перераспределения земельные участки должны соответствовать установленным законодательством требованиям, в частности, о предельных максимальных и минимальных размерах земельных участков. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице (п. п. 1, 2, 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)- "образование земельных участков в соответствии с данными схемами приведет к вклиниванию, вкрапливанию, чересполосице, затруднительности или невозможности использования оставшихся после изъятия земельных участков для ведения сельского хозяйства, а также может повлечь за собой необходимость дополнительных затрат с целью обеспечения доступа к земельным участкам".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)- "образование земельных участков в соответствии с данными схемами приведет к вклиниванию, вкрапливанию, чересполосице, затруднительности или невозможности использования оставшихся после изъятия земельных участков для ведения сельского хозяйства, а также может повлечь за собой необходимость дополнительных затрат с целью обеспечения доступа к земельным участкам".
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Исходя из п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Исходя из п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Статья: Долевая собственность на землю
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель;
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Полагаем, что задачи публичной власти заключаются, во-первых, в создании публично-правовых правил, устанавливающих надлежащие условия образования земельных участков, в том числе с учетом возможности их фактического использования (при наличии доступа к землям общего пользования, при отсутствии вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, изломанности границ и т.п.); во-вторых, в контроле за соблюдением этих правил. Например, механизм государственного кадастрового учета предполагает такой публично-правовой контроль. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в частности путем установления сервитута.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Полагаем, что задачи публичной власти заключаются, во-первых, в создании публично-правовых правил, устанавливающих надлежащие условия образования земельных участков, в том числе с учетом возможности их фактического использования (при наличии доступа к землям общего пользования, при отсутствии вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, изломанности границ и т.п.); во-вторых, в контроле за соблюдением этих правил. Например, механизм государственного кадастрового учета предполагает такой публично-правовой контроль. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в частности путем установления сервитута.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным представляется вопрос о том, целесообразно ли в настоящее время образование многоконтурных участков и следует ли внести изменения в ЗК РФ, предусмотрев соответствующий вид земельного участка. Сложности, которые могут возникнуть в связи с формированием многоконтурных участков, показаны в правоприменительной практике, например, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2018 г. N 17АП-2887/18. Рассматривая требование о признании незаконным отказа в согласовании схем расположения многоконтурных земельных участков на кадастровом плане территории и обязании утвердить данные схемы, суд установил, что уполномоченный орган принял оспариваемое решение, поскольку образование многоконтурных участков приводит к чересполосице, вклиниванию и вкрапливанию, изломанности границ земельных участков и создает препятствия для рационального использования и охраны земель, а это, в свою очередь, противоречит ст. 11.9 ЗК РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным представляется вопрос о том, целесообразно ли в настоящее время образование многоконтурных участков и следует ли внести изменения в ЗК РФ, предусмотрев соответствующий вид земельного участка. Сложности, которые могут возникнуть в связи с формированием многоконтурных участков, показаны в правоприменительной практике, например, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2018 г. N 17АП-2887/18. Рассматривая требование о признании незаконным отказа в согласовании схем расположения многоконтурных земельных участков на кадастровом плане территории и обязании утвердить данные схемы, суд установил, что уполномоченный орган принял оспариваемое решение, поскольку образование многоконтурных участков приводит к чересполосице, вклиниванию и вкрапливанию, изломанности границ земельных участков и создает препятствия для рационального использования и охраны земель, а это, в свою очередь, противоречит ст. 11.9 ЗК РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т.ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- при перераспределении должны быть соблюдены требования к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ), в т.ч. в части предельных размеров земельных участков, требования о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, а также запрета на образование участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.