Виртуальный оператор связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Виртуальный оператор связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Виды и условия информационных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Стороны в договоре... согласовали, что термин "услуги" означает деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (услуги связи), а также иные действия (деятельность) оператора (в том числе технологически неразрывно связанные с услугами связи), выполнение которых на протяжении предусмотренного договором периода времени осуществляется оператором непрерывно либо периодически.
(КонсультантПлюс, 2025)Стороны в договоре... согласовали, что термин "услуги" означает деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (услуги связи), а также иные действия (деятельность) оператора (в том числе технологически неразрывно связанные с услугами связи), выполнение которых на протяжении предусмотренного договором периода времени осуществляется оператором непрерывно либо периодически.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 N 06АП-5661/2022 по делу N А04-4915/2022
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Кроме того, факт того что банком имитировались телефонные переговоры посредством принятия абонентом (третье лицо) входящего телефонного звонка с последующим прослушиванием автоматического сообщения, сгенерированного обществом, а также, что в некоторых случаях абонент (+7914***0028) прямо был уведомлен, что осуществляет взаимодействие с виртуальным оператором, не свидетельствует о соблюдении банком требований Закона N 230, в связи с тем, что телефонные звонки и звонки робота-коллектора в представленной третьим лицом (Власенко О.А.) детализации отображаются как входящие телефонные звонки, и таковыми, по сути для абонента и являются. Между тем, звонки робота-коллектора из исследованных аудиозаписей нельзя расценить как монотонный монолог, поскольку лицо, отвечающее на звонок, не только прослушивает поток информации, но и отвечает на поставленные вопросы, которые также принимаются роботом в виде конструктивного диалога.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Кроме того, факт того что банком имитировались телефонные переговоры посредством принятия абонентом (третье лицо) входящего телефонного звонка с последующим прослушиванием автоматического сообщения, сгенерированного обществом, а также, что в некоторых случаях абонент (+7914***0028) прямо был уведомлен, что осуществляет взаимодействие с виртуальным оператором, не свидетельствует о соблюдении банком требований Закона N 230, в связи с тем, что телефонные звонки и звонки робота-коллектора в представленной третьим лицом (Власенко О.А.) детализации отображаются как входящие телефонные звонки, и таковыми, по сути для абонента и являются. Между тем, звонки робота-коллектора из исследованных аудиозаписей нельзя расценить как монотонный монолог, поскольку лицо, отвечающее на звонок, не только прослушивает поток информации, но и отвечает на поставленные вопросы, которые также принимаются роботом в виде конструктивного диалога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о проблеме наследования, раздела и принудительной реализации цифровых прав
(Черных А.В.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.2 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> в некоторых случаях на операторов распространения информации в сети Интернет возложена обязанность осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи. Между тем идентификация по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи объективно не может решить обозначенную проблему, поскольку установление владельца абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи не всегда возможно, в том числе благодаря распространению sim-карт без заключения договоров об оказании услуг связи, возможности использования виртуального абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи.
(Черных А.В.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.2 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> в некоторых случаях на операторов распространения информации в сети Интернет возложена обязанность осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи. Между тем идентификация по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи объективно не может решить обозначенную проблему, поскольку установление владельца абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи не всегда возможно, в том числе благодаря распространению sim-карт без заключения договоров об оказании услуг связи, возможности использования виртуального абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи.
"Правовое регулирование оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой экономике: монография"
(Кирсанова Е.Е.)
("Юстицинформ", 2022)Определение через категорию прав и обязанностей из соглашения с организатором социальной сети позволяет охарактеризовать специфическую связь, которая возникает между пользователем и оператором виртуальной площадки в рамках их взаимодействия: владельцем устанавливаются определенные правила регистрации, использования и прекращения существования аккаунта пользователя, пользователем же самостоятельно определяется граница собственного поведения в пределах допущенного правилами. Отметим, что использование размещенных пользователем материалов также должно подчиняться правилам, установленным соглашением. При этом опубликование, по справедливому замечанию Л.Ю. Михеевой, не равноценно согласию на их свободное использование и подлежит оценке судами с учетом иных обстоятельств <334>.
(Кирсанова Е.Е.)
("Юстицинформ", 2022)Определение через категорию прав и обязанностей из соглашения с организатором социальной сети позволяет охарактеризовать специфическую связь, которая возникает между пользователем и оператором виртуальной площадки в рамках их взаимодействия: владельцем устанавливаются определенные правила регистрации, использования и прекращения существования аккаунта пользователя, пользователем же самостоятельно определяется граница собственного поведения в пределах допущенного правилами. Отметим, что использование размещенных пользователем материалов также должно подчиняться правилам, установленным соглашением. При этом опубликование, по справедливому замечанию Л.Ю. Михеевой, не равноценно согласию на их свободное использование и подлежит оценке судами с учетом иных обстоятельств <334>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ
"О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"а) в абзаце втором пункта 2 слова "оконечного оборудования" заменить словами "пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция)";
"О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"а) в абзаце втором пункта 2 слова "оконечного оборудования" заменить словами "пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция)";
Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729
(ред. от 26.08.2024)
"Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, или оператором связи, оказывающим услуги внутризоновой телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, местной телефонной связи с использованием таксофонов, подвижной радиосвязи в выделенной сети связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиотелефонной связи (при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи), подвижной спутниковой радиосвязи, почтовой связи, связи для целей проводного радиовещания, связи для целей эфирного вещания, связи персонального радиовызова, телеграфной связи, телефонной связи в выделенной сети связи;
(ред. от 26.08.2024)
"Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, или оператором связи, оказывающим услуги внутризоновой телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, местной телефонной связи с использованием таксофонов, подвижной радиосвязи в выделенной сети связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиотелефонной связи (при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи), подвижной спутниковой радиосвязи, почтовой связи, связи для целей проводного радиовещания, связи для целей эфирного вещания, связи персонального радиовызова, телеграфной связи, телефонной связи в выделенной сети связи;
Статья: Система законодательства об электронной коммерции в Китайской Народной Республике
(Яо Б.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Кроме того, в связи с рисками виртуальных транзакций и асимметрии информации на платформах электронной коммерции государственный надзор стал более сложным и возникла необходимость в автономии платформы.
(Яо Б.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Кроме того, в связи с рисками виртуальных транзакций и асимметрии информации на платформах электронной коммерции государственный надзор стал более сложным и возникла необходимость в автономии платформы.
Статья: Правовое регулирование оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ и регламентируют взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция), а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ и регламентируют взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция), а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи).
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Как видно из приведенных положений GDPR и разъяснений EDPB, российские операторы могут подпасть под действие GDPR, однако преимущественно вследствие своих конкретных и умышленных действий, направленных на сбор и обработку персональных данных лиц, находящихся на территории ЕС. Иными словами, потому что такой оператор сам пришел на виртуальную территорию ЕС, но не потому, что европейский гражданин по собственной инициативе в отсутствие предшествующих целенаправленных действий со стороны оператора заказал товар, стал использовать какой-либо сервис или приложение такого оператора. В этой связи у российских компаний сохраняется достаточная степень гибкости и контроля при решении вопроса о применимости GDPR к их активностям. GDPR не имеет всемирной юрисдикции и в целом основан на существующих принципах международного права <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Как видно из приведенных положений GDPR и разъяснений EDPB, российские операторы могут подпасть под действие GDPR, однако преимущественно вследствие своих конкретных и умышленных действий, направленных на сбор и обработку персональных данных лиц, находящихся на территории ЕС. Иными словами, потому что такой оператор сам пришел на виртуальную территорию ЕС, но не потому, что европейский гражданин по собственной инициативе в отсутствие предшествующих целенаправленных действий со стороны оператора заказал товар, стал использовать какой-либо сервис или приложение такого оператора. В этой связи у российских компаний сохраняется достаточная степень гибкости и контроля при решении вопроса о применимости GDPR к их активностям. GDPR не имеет всемирной юрисдикции и в целом основан на существующих принципах международного права <1>.
Статья: Виртуальная собственность "много лет спустя": есть ли будущее у благородной мечты цифровых юристов?
(Архипов В.В.)
("Закон", 2023, N 9)Несложно заметить, что организационно-техническая (т.е. фактическая) разница между указанными общими категориями заключается в том, что в первом случае виртуальное владение объектом опосредовано определенным аккаунтом, аватаром или иной формой цифровой репрезентации пользователя. Во втором же случае такая опосредованность возможна, но не обязательна, а перечисленные объекты имеют непосредственную связь <19> с пользователем. По причинам, которые будут понятны из разделительного тезиса цифрового права, подробно раскрытого далее, в данной статье из принципиальных соображений смысловой акцент сделан именно на узком подходе, соответственно, термин "виртуальная собственность" без оговорок используется только для различных цифровых сред (виртуальных миров, многопользовательских компьютерных игр и цифровых платформ), где пользователь представлен в виде отдельной цифровой репрезентации, а сама цифровая среда подчиняется определенным правилам, которые устанавливает оператор цифровой среды.
(Архипов В.В.)
("Закон", 2023, N 9)Несложно заметить, что организационно-техническая (т.е. фактическая) разница между указанными общими категориями заключается в том, что в первом случае виртуальное владение объектом опосредовано определенным аккаунтом, аватаром или иной формой цифровой репрезентации пользователя. Во втором же случае такая опосредованность возможна, но не обязательна, а перечисленные объекты имеют непосредственную связь <19> с пользователем. По причинам, которые будут понятны из разделительного тезиса цифрового права, подробно раскрытого далее, в данной статье из принципиальных соображений смысловой акцент сделан именно на узком подходе, соответственно, термин "виртуальная собственность" без оговорок используется только для различных цифровых сред (виртуальных миров, многопользовательских компьютерных игр и цифровых платформ), где пользователь представлен в виде отдельной цифровой репрезентации, а сама цифровая среда подчиняется определенным правилам, которые устанавливает оператор цифровой среды.
Статья: Правовое регулирование облачного гейминга
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Инфраструктура как сервис (IaaS) подразумевает предоставление лишь двух типов ресурсов: вычислительных мощностей и ресурсов хранения информации <9>. Оператор обеспечивает только оборудованием и виртуальным доступом к нему (инфраструктурой) - пользователи самостоятельно выбирают, какие программы/игры им необходимо установить.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Инфраструктура как сервис (IaaS) подразумевает предоставление лишь двух типов ресурсов: вычислительных мощностей и ресурсов хранения информации <9>. Оператор обеспечивает только оборудованием и виртуальным доступом к нему (инфраструктурой) - пользователи самостоятельно выбирают, какие программы/игры им необходимо установить.
Статья: Правовые вызовы применения цифровых технологий для целей устойчивого развития
(Казакевич Е.И.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Трансформация отношений происходит и под влиянием других "сквозных" цифровых технологий: квантовые технологии, промышленный интернет, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, технологии виртуальной и дополненной реальностей и др. Закрепленные в политических актах технологии не исчерпывают воздействия, которое претерпевают общественные отношения из-за возникающих вызовов. Для цифровой экономики характерно сегментирование отношений в "цифровых экосистемах" <17>. В качестве их основы выступают платформы, правовое значение которых состоит в интеграции участников. Правовой проблемой платформ является смешение ролей участников и оператора. Платформизация вызвала к жизни легитимацию в России краудфандинга - сбора денежных средств для финансирования проекта. С принятием в 2019 г. Федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" легализован только краудинвестинг. Трансформация также связана с "переходом в цифру" документооборота, единых государственных информационных систем, маркировки товаров и многого другого, что вызывает движение в праве.
(Казакевич Е.И.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Трансформация отношений происходит и под влиянием других "сквозных" цифровых технологий: квантовые технологии, промышленный интернет, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, технологии виртуальной и дополненной реальностей и др. Закрепленные в политических актах технологии не исчерпывают воздействия, которое претерпевают общественные отношения из-за возникающих вызовов. Для цифровой экономики характерно сегментирование отношений в "цифровых экосистемах" <17>. В качестве их основы выступают платформы, правовое значение которых состоит в интеграции участников. Правовой проблемой платформ является смешение ролей участников и оператора. Платформизация вызвала к жизни легитимацию в России краудфандинга - сбора денежных средств для финансирования проекта. С принятием в 2019 г. Федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" легализован только краудинвестинг. Трансформация также связана с "переходом в цифру" документооборота, единых государственных информационных систем, маркировки товаров и многого другого, что вызывает движение в праве.
Ситуация: Как получить "Пушкинскую карту" и пользоваться ею?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что через мобильное приложение "Госуслуги Культура" будет оформлена виртуальная карта, которой достаточно для покупки билетов. Пластиковую карту можно не оформлять.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что через мобильное приложение "Госуслуги Культура" будет оформлена виртуальная карта, которой достаточно для покупки билетов. Пластиковую карту можно не оформлять.
Статья: Особенности уголовно-процессуального доказывания в условиях цифровизации
(Зайцев О.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)37. Валов С.В. Получение следователем сведений из информационных систем операторов сотовой связи: правовые и организационно-технологические модели // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной и антикоррупционной деятельности: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Семенцов. Ч. 1. Краснодар, 2024.
(Зайцев О.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)37. Валов С.В. Получение следователем сведений из информационных систем операторов сотовой связи: правовые и организационно-технологические модели // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной и антикоррупционной деятельности: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Семенцов. Ч. 1. Краснодар, 2024.
Статья: Общие вопросы выявления и расследования преступлений в финансово-бюджетной сфере
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 12)- значительное время с момента запроса к операторам мобильной связи и финансово-кредитным организациям до получения ответа на них;
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 12)- значительное время с момента запроса к операторам мобильной связи и финансово-кредитным организациям до получения ответа на них;
Статья: Об отдельных возможных направлениях развития законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности
(Сапега В.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Более того, в связи с развитием электронной коммерции и сетевой интернет-торговли, появляются 5PL-операторы, осуществляющие деятельность в сфере виртуальной логистики. По такой схеме работают, например, Aliexpress и Amazon. Отмечается: "Уровень 5PL предполагает одновременное использование логистических технологий и информационных технологий, в том числе самых современных, например, облачных технологий" <4>.
(Сапега В.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Более того, в связи с развитием электронной коммерции и сетевой интернет-торговли, появляются 5PL-операторы, осуществляющие деятельность в сфере виртуальной логистики. По такой схеме работают, например, Aliexpress и Amazon. Отмечается: "Уровень 5PL предполагает одновременное использование логистических технологий и информационных технологий, в том числе самых современных, например, облачных технологий" <4>.