Виды внутреннего контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды внутреннего контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний налоговый контроль: поэтапное внедрение на основе риск-ориентированного подхода
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- те экономические субъекты, которые по соглашению с налоговым органом выбрали контроль в виде "налогового мониторинга" (при условии одновременного достижения критериев: доход и совокупная стоимость активов более 3 млрд руб. каждая, сумма налогов - более 300 млн руб. за предшествующий период), организовывают помимо перечисленных видов внутреннего контроля внутренний контроль за правильностью исчисления, перечисления налогов и сборов и составления налоговой отчетности. Популярность применения налогового мониторинга растет, на рис. 1 динамика роста количества налогоплательщиков и, как следствие, организация внутреннего контроля в соответствии требованиями НК РФ возрастают.
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- те экономические субъекты, которые по соглашению с налоговым органом выбрали контроль в виде "налогового мониторинга" (при условии одновременного достижения критериев: доход и совокупная стоимость активов более 3 млрд руб. каждая, сумма налогов - более 300 млн руб. за предшествующий период), организовывают помимо перечисленных видов внутреннего контроля внутренний контроль за правильностью исчисления, перечисления налогов и сборов и составления налоговой отчетности. Популярность применения налогового мониторинга растет, на рис. 1 динамика роста количества налогоплательщиков и, как следствие, организация внутреннего контроля в соответствии требованиями НК РФ возрастают.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)10. Костюхин Н.А. Основные методы и виды внутреннего финансового контроля // Форум молодых ученых. 2020. N 6. С. 339 - 342. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metody-i-vidy-vnutrennego-finansovogo-kontrolya.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)10. Костюхин Н.А. Основные методы и виды внутреннего финансового контроля // Форум молодых ученых. 2020. N 6. С. 339 - 342. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metody-i-vidy-vnutrennego-finansovogo-kontrolya.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции таких правил.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции таких правил.
Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 N 1180
"Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами"Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.
"Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами"Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.
Статья: Комплаенс в сфере информационных технологий, применяемых кредитными организациями
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В настоящей статье автор исследует новый вид комплаенса (внутреннего контроля) на примере кредитной организации - информационно-технологический комплаенс. В статье дано авторское определение термина "информационно-технологический комплаенс". Кроме того, автором выявлены основные отличия информационно-технологического комплаенса от деятельности лица (сотрудника кредитной организации), ответственного за организацию обработки персональных данных, и сотрудников подразделений информационной безопасности кредитной организации. В статье рассмотрены основные направления деятельности подразделения информационно-технологического комплаенса, включая правовой и регуляторный анализ имплементации компанией новых информационных технологий; оценка и мониторинг регуляторного риска в сфере внедрения и использования информационных технологий и некоторые другие. В заключение автор предполагает, что информационно-технологический комплаенс в сравнительно скором будущем может стать объектом особого внимания со стороны регулятора в лице Банка России с последующим введением регуляторных требований, связанных с квалификацией соответствующих сотрудников и обязательными направлениями их деятельности.
(Прошунин М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В настоящей статье автор исследует новый вид комплаенса (внутреннего контроля) на примере кредитной организации - информационно-технологический комплаенс. В статье дано авторское определение термина "информационно-технологический комплаенс". Кроме того, автором выявлены основные отличия информационно-технологического комплаенса от деятельности лица (сотрудника кредитной организации), ответственного за организацию обработки персональных данных, и сотрудников подразделений информационной безопасности кредитной организации. В статье рассмотрены основные направления деятельности подразделения информационно-технологического комплаенса, включая правовой и регуляторный анализ имплементации компанией новых информационных технологий; оценка и мониторинг регуляторного риска в сфере внедрения и использования информационных технологий и некоторые другие. В заключение автор предполагает, что информационно-технологический комплаенс в сравнительно скором будущем может стать объектом особого внимания со стороны регулятора в лице Банка России с последующим введением регуляторных требований, связанных с квалификацией соответствующих сотрудников и обязательными направлениями их деятельности.
Статья: Особенности организации внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в сельскохозяйственных субъектах
(Калинина И.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Несмотря на многообразие форм внутреннего контроля, в сельскохозяйственных организациях он часто представлен ревизионной комиссией, контрольно-ревизионной службой, а создание отдельного структурного подразделения в виде отдела внутреннего контроля (реже внутреннего аудита), службы экономической безопасности присуще крупным компаниям, холдингам. Выбор конкретной модели функционирования внутреннего контроля зависит от целей и задач, которые определяют собственники и менеджеры экономического субъекта (табл. 4).
(Калинина И.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Несмотря на многообразие форм внутреннего контроля, в сельскохозяйственных организациях он часто представлен ревизионной комиссией, контрольно-ревизионной службой, а создание отдельного структурного подразделения в виде отдела внутреннего контроля (реже внутреннего аудита), службы экономической безопасности присуще крупным компаниям, холдингам. Выбор конкретной модели функционирования внутреннего контроля зависит от целей и задач, которые определяют собственники и менеджеры экономического субъекта (табл. 4).
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Во-вторых, стоит отметить, что авторы в отобранных для анализа исследованиях рассматривают порядок оценки эффективности различных видов контроля, включая внутренний контроль экономического субъекта, внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Учитывая недостаточную степень регламентации внутреннего контроля, ориентация на практику внешних органов контроля становится объективно необходимой [13].
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Во-вторых, стоит отметить, что авторы в отобранных для анализа исследованиях рассматривают порядок оценки эффективности различных видов контроля, включая внутренний контроль экономического субъекта, внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Учитывая недостаточную степень регламентации внутреннего контроля, ориентация на практику внешних органов контроля становится объективно необходимой [13].
Статья: Современные проблемы совершенствования мер уголовно-правового обеспечения деятельности органов государственного финансового контроля при реализации принципов эффективности, адресности и целевого характера бюджетных средств
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Мы разделяем точку зрения ученых о том, что в бюджетном законодательстве недостаточно четко разграничены функции между отдельными органами, осуществляющими государственный финансовый контроль (органами внешнего и внутреннего контроля, "горизонтальное разграничение"). Органы государственного финансового контроля, независимо от его вида (внешнего или внутреннего), осуществляют контроль за исполнением бюджета. Общим полномочием указанных субъектов также является контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств <5>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Мы разделяем точку зрения ученых о том, что в бюджетном законодательстве недостаточно четко разграничены функции между отдельными органами, осуществляющими государственный финансовый контроль (органами внешнего и внутреннего контроля, "горизонтальное разграничение"). Органы государственного финансового контроля, независимо от его вида (внешнего или внутреннего), осуществляют контроль за исполнением бюджета. Общим полномочием указанных субъектов также является контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Виды внутреннего контроля можно классифицировать по времени его проведения: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Предварительный контроль осуществляется до проведения хозяйственной операции, его целью является предотвратить негативный эффект от неверных действий должностных лиц организации, которые могут привести к финансовым убыткам и причинению иного ущерба. На данном этапе важно особое внимание уделить планированию бюджета компании и точному прогнозированию результатов будущих хозяйственных операций, также установлению соответствия операций нормативным правовым актам организации в части их осуществления. Текущий контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных операций, прежде всего это касается их правильного документального оформления. Последующий контроль может осуществляться как сразу после совершения операции, так и по истечении определенного периода времени. В данном случае следует обратить внимание на соответствие результатов произведенных операций и их прогнозов.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Виды внутреннего контроля можно классифицировать по времени его проведения: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Предварительный контроль осуществляется до проведения хозяйственной операции, его целью является предотвратить негативный эффект от неверных действий должностных лиц организации, которые могут привести к финансовым убыткам и причинению иного ущерба. На данном этапе важно особое внимание уделить планированию бюджета компании и точному прогнозированию результатов будущих хозяйственных операций, также установлению соответствия операций нормативным правовым актам организации в части их осуществления. Текущий контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных операций, прежде всего это касается их правильного документального оформления. Последующий контроль может осуществляться как сразу после совершения операции, так и по истечении определенного периода времени. В данном случае следует обратить внимание на соответствие результатов произведенных операций и их прогнозов.
Статья: Банкротный комплаенс как правовой инструмент в делах о банкротстве
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Значимость банкротного комплаенса как одной из систем комплаенс-контроля сложно переоценить. Практика применения системы контроля за предпринимательскими рисками издавна и вполне успешно применяется в странах с рыночной экономикой, где банкротство практически на минимальном уровне, не наблюдается снижения предпринимательской активности, не считая кризисных явлений в экономике некоторых государств, которые обусловлены их макроэкономическими проблемами. Подобный контроль за предпринимательскими рисками проводится в рамках комплаенс-контроля - специального вида внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, осуществляемого в целях предотвращения всевозможных предпринимательских рисков, а при необходимости - в целях их устранения. Комплаенс-контроль имеет положительный эффект для хозяйствующего субъекта, предотвращая большие финансовые потери, а также банкротство, а значит, и связанные с ним риски.
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Значимость банкротного комплаенса как одной из систем комплаенс-контроля сложно переоценить. Практика применения системы контроля за предпринимательскими рисками издавна и вполне успешно применяется в странах с рыночной экономикой, где банкротство практически на минимальном уровне, не наблюдается снижения предпринимательской активности, не считая кризисных явлений в экономике некоторых государств, которые обусловлены их макроэкономическими проблемами. Подобный контроль за предпринимательскими рисками проводится в рамках комплаенс-контроля - специального вида внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, осуществляемого в целях предотвращения всевозможных предпринимательских рисков, а при необходимости - в целях их устранения. Комплаенс-контроль имеет положительный эффект для хозяйствующего субъекта, предотвращая большие финансовые потери, а также банкротство, а значит, и связанные с ним риски.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Практика применения системы контроля за предпринимательскими рисками издавна и вполне успешно применяется в странах с рыночной экономикой, где банкротство практически на минимальном уровне, не наблюдается снижения предпринимательской активности, не считая кризисных явлений в экономике некоторых государств, которые обусловлены макроэкономическими проблемами данных государств. Подобный контроль за предпринимательскими рисками осуществляется в рамках комплаенс-контроля - специального вида внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, осуществляемого в целях предотвращения всевозможных предпринимательских рисков, а при необходимости в целях их устранения.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Практика применения системы контроля за предпринимательскими рисками издавна и вполне успешно применяется в странах с рыночной экономикой, где банкротство практически на минимальном уровне, не наблюдается снижения предпринимательской активности, не считая кризисных явлений в экономике некоторых государств, которые обусловлены макроэкономическими проблемами данных государств. Подобный контроль за предпринимательскими рисками осуществляется в рамках комплаенс-контроля - специального вида внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, осуществляемого в целях предотвращения всевозможных предпринимательских рисков, а при необходимости в целях их устранения.
Статья: Парадоксы государственного контроля (надзора) на примере сферы здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)- два "нижестоящих" вида: ведомственный и внутренний варианты контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)- два "нижестоящих" вида: ведомственный и внутренний варианты контроля качества и безопасности медицинской деятельности;