Виды традиционной хозяйственной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды традиционной хозяйственной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факт постоянного проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера и занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Важно также учитывать, что правовое значение для определения границ традиционного водопользования имеет установление возможности его осуществления исключительно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера. Такие территории в настоящее время определены Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Важно также учитывать, что правовое значение для определения границ традиционного водопользования имеет установление возможности его осуществления исключительно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера. Такие территории в настоящее время определены Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Статья: О фаунистическом законодательстве Российской Федерации
(Дойников П.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства), любительское рыболовство регулируются специальными федеральными законодательными актами. В то же время рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе добыча морских и водных млекопитающих, называемая морским зверобойным промыслом [1, с. 104 - 116], регулируется Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" <9>, т.е. подзаконным нормативным правовым актом [5, с. 112 - 116].
(Дойников П.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства), любительское рыболовство регулируются специальными федеральными законодательными актами. В то же время рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе добыча морских и водных млекопитающих, называемая морским зверобойным промыслом [1, с. 104 - 116], регулируется Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" <9>, т.е. подзаконным нормативным правовым актом [5, с. 112 - 116].
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, на которые распространяется действие программы;
(ред. от 21.04.2025)
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, на которые распространяется действие программы;
Статья: Право коренных малочисленных народов Севера на учет их обычаев и традиций
(Грязнова А.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 6)<5> Закон Мурманской области от 30 июня 2008 г. N 984-01-ЗМО "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности" // Мурманский вестник. 2008. 4 июля.
(Грязнова А.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 6)<5> Закон Мурманской области от 30 июня 2008 г. N 984-01-ЗМО "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности" // Мурманский вестник. 2008. 4 июля.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В плане представительства обратим внимание также на то, что согласно ст. 20 указанного Закона могут создаваться союзы (ассоциации) общин малочисленных народов - независимо от видов их традиционной хозяйственной деятельности. Такие объединения формируются на базе делегированного представительства. Они в чем-то напоминают союзы, объединения муниципальных образований, на чем мы остановимся в соответствующей части работы.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В плане представительства обратим внимание также на то, что согласно ст. 20 указанного Закона могут создаваться союзы (ассоциации) общин малочисленных народов - независимо от видов их традиционной хозяйственной деятельности. Такие объединения формируются на базе делегированного представительства. Они в чем-то напоминают союзы, объединения муниципальных образований, на чем мы остановимся в соответствующей части работы.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Что касается мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, то перечни таких мест (по республикам, краям, областям и автономным округам) и видов деятельности утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р. К видам традиционной хозяйственной деятельности отнесены: животноводство, в том числе оленеводство, овцеводство; заготовка и выделка шкур, шерсти, мяса, субпродуктов; собаководство; разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства; пчеловодство; рыболовство; промысловая охота; земледелие; заготовка древесины и др.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Что касается мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, то перечни таких мест (по республикам, краям, областям и автономным округам) и видов деятельности утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р. К видам традиционной хозяйственной деятельности отнесены: животноводство, в том числе оленеводство, овцеводство; заготовка и выделка шкур, шерсти, мяса, субпродуктов; собаководство; разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства; пчеловодство; рыболовство; промысловая охота; земледелие; заготовка древесины и др.
Статья: Основы правового режима лесов как объекта недвижимости
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности" утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Республике Карелия - это Прионежский муниципальный район, причем не вся его территория, а только три поселения в его составе: Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения. Тем самым можно понять, что речь идет о землях населенных пунктов, а земли лесного фонда не включены в соответствующие территории.
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности" утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Республике Карелия - это Прионежский муниципальный район, причем не вся его территория, а только три поселения в его составе: Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения. Тем самым можно понять, что речь идет о землях населенных пунктов, а земли лесного фонда не включены в соответствующие территории.
Статья: Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы в России: правовые проблемы идентификации
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)<35> См.: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1905; распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)<35> См.: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1905; распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)- учет потребностей местного населения в доступе к лесным ресурсам для традиционных видов хозяйственной деятельности, таких как грибы, ягоды и другие лесные продукты;
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)- учет потребностей местного населения в доступе к лесным ресурсам для традиционных видов хозяйственной деятельности, таких как грибы, ягоды и другие лесные продукты;
Статья: Категоризация представителей северных этносов и иных лиц, обладающих статусом коренных малочисленных народов Севера
(Грязнова А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)<5> Закон Мурманской области от 30 июня 2008 г. N 984-01-ЗМО "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности" // Мурманский вестник. 2008. 4 июля.
(Грязнова А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)<5> Закон Мурманской области от 30 июня 2008 г. N 984-01-ЗМО "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности" // Мурманский вестник. 2008. 4 июля.
Статья: Правовые проблемы охраны земель и обеспечения низкоуглеродного природопользования
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Наряду с нормативно определенными формами реализации климатической повестки вызывают интерес разработки ряда авторов, имеющие целью внедрить новые формы понижения "углеродного следа" в отдельных секторах экономики и повышения углеродно-нейтрализующего воздействия некоторых традиционных видов хозяйственной деятельности. Таким примером является экспертный доклад "Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России" <18>. Кроме более чем претенциозного наименования, этот доклад еще обращает на себя внимание не менее претенциозными отдельными предложениями. В частности, в сфере сельскохозяйственного производства содержатся предложения: выстраивание комплексной системы землепользования, включающей в качестве одной из экосистемных услуг поглощение выбросов парниковых газов; постановка задачи селекционерам "по подготовке новых сортов для целей карбонового земледелия", способствующих поглощению парниковых газов <19>; "выведение сортов и видов сельхозрастений, в том числе принципиально новых, которые обладали бы способностью подавлять сорняки, противостоять вредителям и болезням без помощи агрохимии" <20>, при заявленных выше качествах такие сорта растений, по мнению авторов, могут иметь невысокую урожайность; предлагается неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения (от 40 до 80 млн га) использовать для лесного хозяйства, что компенсирует выбросы двуокиси углерода в объеме от 100 млн т в год <21>.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Наряду с нормативно определенными формами реализации климатической повестки вызывают интерес разработки ряда авторов, имеющие целью внедрить новые формы понижения "углеродного следа" в отдельных секторах экономики и повышения углеродно-нейтрализующего воздействия некоторых традиционных видов хозяйственной деятельности. Таким примером является экспертный доклад "Битва за климат: карбоновое земледелие как ставка России" <18>. Кроме более чем претенциозного наименования, этот доклад еще обращает на себя внимание не менее претенциозными отдельными предложениями. В частности, в сфере сельскохозяйственного производства содержатся предложения: выстраивание комплексной системы землепользования, включающей в качестве одной из экосистемных услуг поглощение выбросов парниковых газов; постановка задачи селекционерам "по подготовке новых сортов для целей карбонового земледелия", способствующих поглощению парниковых газов <19>; "выведение сортов и видов сельхозрастений, в том числе принципиально новых, которые обладали бы способностью подавлять сорняки, противостоять вредителям и болезням без помощи агрохимии" <20>, при заявленных выше качествах такие сорта растений, по мнению авторов, могут иметь невысокую урожайность; предлагается неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения (от 40 до 80 млн га) использовать для лесного хозяйства, что компенсирует выбросы двуокиси углерода в объеме от 100 млн т в год <21>.
Статья: Международно-правовые аспекты защиты интересов коренных малочисленных народов
(Анисимов В.Ф., Давыдов Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)К сожалению, в российской административной и судебной практике зачастую определяющим для признания лицом членом общины КМНС оказывается как раз бюрократический принцип, а не принцип самоидентификации, что, как представляется, негативно отражается на возможности защиты их индивидуальных прав в некоторых конкретных случаях и нуждается во внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и в некоторой степени смене парадигмы осуществления правоприменительной практики по указанным делам. Так, в соответствии с действующим законодательством документами, однозначно подтверждающими принадлежность гражданина к малочисленным народам, включенным в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255, с учетом положений Распоряжения Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", являются свидетельство о рождении с указанием, что оба родителя или единственный родитель относится к коренным малочисленным народам или решение суда об установлении факта национальной принадлежности к коренным малочисленным народам <6>. На наш взгляд, данный подход нуждается в модернизации и приведении его в соответствие с декларативным международно-правовым принципом, рассматривающим в качестве основополагающей процедуру личной самоидентификации лица с той или иной этнической группой.
(Анисимов В.Ф., Давыдов Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)К сожалению, в российской административной и судебной практике зачастую определяющим для признания лицом членом общины КМНС оказывается как раз бюрократический принцип, а не принцип самоидентификации, что, как представляется, негативно отражается на возможности защиты их индивидуальных прав в некоторых конкретных случаях и нуждается во внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и в некоторой степени смене парадигмы осуществления правоприменительной практики по указанным делам. Так, в соответствии с действующим законодательством документами, однозначно подтверждающими принадлежность гражданина к малочисленным народам, включенным в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255, с учетом положений Распоряжения Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", являются свидетельство о рождении с указанием, что оба родителя или единственный родитель относится к коренным малочисленным народам или решение суда об установлении факта национальной принадлежности к коренным малочисленным народам <6>. На наш взгляд, данный подход нуждается в модернизации и приведении его в соответствие с декларативным международно-правовым принципом, рассматривающим в качестве основополагающей процедуру личной самоидентификации лица с той или иной этнической группой.