Виды средств индивидуализации
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды средств индивидуализации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1486 "Последствия неиспользования товарного знака" ГК РФ"Мнение общества "Вега" о том, что факт неиспользования товарного знака третьим лицом свидетельствует о недобросовестной цели регистрации такого средства индивидуализации, заключающейся в получении экономической выгоды в виде возможности взыскания компенсации за нарушение исключительного права, не может быть признано судом обоснованным. Само по себе неиспользование товарного знака не может свидетельствовать о злоупотреблении правом, поскольку не запрещено законом, при этом последствия неиспользования товарного знака предусмотрены в статье 1486 ГК РФ. Предъявление иска о защите исключительного права также не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны общества "Астэк"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внешний вид изделия как средство индивидуализации: нюансы охраны
(Пикулев Е.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2
(Пикулев Е.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2
Статья: Бренд организации высшего образования и права на средства индивидуализации
(Каширин В.Е.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Российскому праву известны шесть видов средств индивидуализации: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения, географические указания и наименования мест происхождения товаров. Эта классификация принята в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).
(Каширин В.Е.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Российскому праву известны шесть видов средств индивидуализации: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения, географические указания и наименования мест происхождения товаров. Эта классификация принята в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
(ред. от 23.07.2025)3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Готовое решение: Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (актуально до 31 декабря 2024 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Если у вас на счете 97 "Расходы будущих периодов" учтены лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, на занятие определенными видами деятельности, признаваемые по правилам ФСБУ 14/2022 объектами НМА, то сделайте следующее.
(КонсультантПлюс, 2024)Если у вас на счете 97 "Расходы будущих периодов" учтены лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, на занятие определенными видами деятельности, признаваемые по правилам ФСБУ 14/2022 объектами НМА, то сделайте следующее.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Правовая охрана средств индивидуализации имеет срочный характер. Однако прекращение правовой охраны одного из вышеуказанных видов средств индивидуализации, входящих в коммерческое обозначение, не влечет "автоматического" прекращения правовой охраны средства индивидуализации другого вида.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Правовая охрана средств индивидуализации имеет срочный характер. Однако прекращение правовой охраны одного из вышеуказанных видов средств индивидуализации, входящих в коммерческое обозначение, не влечет "автоматического" прекращения правовой охраны средства индивидуализации другого вида.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Согласно ч. 2 проекта ст. 1207 прим. "правом, подлежащим применению к исключительным правам, определяются, в частности: 1) охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; 2) виды исключительных прав; 3) содержание исключительных прав; 4) ограничения исключительных прав; 5) действие исключительных прав; 6) осуществление исключительных прав, в том числе допустимые способы распоряжения исключительными правами; 7) внедоговорные способы защиты исключительных прав, в том числе возможность использования таких способов лицензиатом".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Согласно ч. 2 проекта ст. 1207 прим. "правом, подлежащим применению к исключительным правам, определяются, в частности: 1) охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; 2) виды исключительных прав; 3) содержание исключительных прав; 4) ограничения исключительных прав; 5) действие исключительных прав; 6) осуществление исключительных прав, в том числе допустимые способы распоряжения исключительными правами; 7) внедоговорные способы защиты исключительных прав, в том числе возможность использования таких способов лицензиатом".
Статья: О некоторых особенностях осуществления прав на средства индивидуализации
(Руженцева М.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 3)Распоряжение исключительным правом на средства индивидуализации представляет собой частный случай распоряжения исключительным правом на объект интеллектуальной собственности. При этом подлежат учету особенности, присущие каждому из видов средств индивидуализации, а также ограничение законодателем правомочия распоряжения по отношению к таким видам средств индивидуализации, как фирменное наименование, географическое указание и наименование места происхождения товара.
(Руженцева М.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 3)Распоряжение исключительным правом на средства индивидуализации представляет собой частный случай распоряжения исключительным правом на объект интеллектуальной собственности. При этом подлежат учету особенности, присущие каждому из видов средств индивидуализации, а также ограничение законодателем правомочия распоряжения по отношению к таким видам средств индивидуализации, как фирменное наименование, географическое указание и наименование места происхождения товара.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Передача прав на иные виды интеллектуальной собственности (средства индивидуализации) облагается НДС в общем порядке <1>.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Передача прав на иные виды интеллектуальной собственности (средства индивидуализации) облагается НДС в общем порядке <1>.
Статья: О некоторых последствиях признания недействительной правовой охраны товарных знаков
(Малахова Н.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Наличие множества товарных знаков, сходных до степени смешения и принадлежащих различным лицам, влекущих применение п. 6 (2) ст. 1483 ГК РФ, очевидно, не отвечает правовой природе данного вида средства индивидуализации. Товарный знак является специфическим объектом промышленной собственности и существует только как средство, призванное обеспечить различительную способность обозначений, используемых различными правообладателями для маркировки собственной продукции. Его функциями inter alia являются обеспечение его владельцу возможности ввода маркированного товара в обращение и защита от конкурентов, которые намереваются использовать репутацию знака и забрать часть доли рынка, завоеванной с применением знака. В период действия правовой охраны эти функции выполнялись, правообладатель, иные пользователи получали правомерную выгоду от существования знака. В рассматриваемой ситуации правообладатель действительно совершил ошибку, зарегистрировав товарный знак с нарушениями требований ст. 1483 ГК РФ. Но он совершает такую ошибку не один. Наличие в реестре сходных знаков, зарегистрированных за различными правообладателями, не зависит только от их воли.
(Малахова Н.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Наличие множества товарных знаков, сходных до степени смешения и принадлежащих различным лицам, влекущих применение п. 6 (2) ст. 1483 ГК РФ, очевидно, не отвечает правовой природе данного вида средства индивидуализации. Товарный знак является специфическим объектом промышленной собственности и существует только как средство, призванное обеспечить различительную способность обозначений, используемых различными правообладателями для маркировки собственной продукции. Его функциями inter alia являются обеспечение его владельцу возможности ввода маркированного товара в обращение и защита от конкурентов, которые намереваются использовать репутацию знака и забрать часть доли рынка, завоеванной с применением знака. В период действия правовой охраны эти функции выполнялись, правообладатель, иные пользователи получали правомерную выгоду от существования знака. В рассматриваемой ситуации правообладатель действительно совершил ошибку, зарегистрировав товарный знак с нарушениями требований ст. 1483 ГК РФ. Но он совершает такую ошибку не один. Наличие в реестре сходных знаков, зарегистрированных за различными правообладателями, не зависит только от их воли.
Статья: Государственное регулирование индивидуализации гражданского оборота: проблемы и особенности правовой регламентации
(Филимонов А.А., Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Ключевые слова: средство индивидуализации, индивидуализация, объекты гражданского оборота, виды средств индивидуализации объектов гражданского оборота.
(Филимонов А.А., Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Ключевые слова: средство индивидуализации, индивидуализация, объекты гражданского оборота, виды средств индивидуализации объектов гражданского оборота.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> См. здесь гл. 1 ч. 1. Всегда надлежит иметь в виду особый смысл контрафакции в сфере незаконного использования средств индивидуализации. Контрафактным является поддельный товар, на котором используется оригинальная или схожая до степени смешения маркировка правообладателя.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> См. здесь гл. 1 ч. 1. Всегда надлежит иметь в виду особый смысл контрафакции в сфере незаконного использования средств индивидуализации. Контрафактным является поддельный товар, на котором используется оригинальная или схожая до степени смешения маркировка правообладателя.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Передача прав на иные виды интеллектуальной собственности (средства индивидуализации) облагается НДС в общем порядке <57>.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Передача прав на иные виды интеллектуальной собственности (средства индивидуализации) облагается НДС в общем порядке <57>.
Статья: Проблема адаптации гражданско-правового регулирования к цифровизации оборота
(Абросимова Е.А., Волкова А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Также становится заметно, насколько текущее регулирование средств индивидуализации отстает от реальных потребностей цифрового оборота. Требуются расширение перечня средств индивидуализации, расширение круга субъектов для некоторых из них или выделение отдельного вида средств индивидуализации - средства индивидуализации в цифровой среде.
(Абросимова Е.А., Волкова А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Также становится заметно, насколько текущее регулирование средств индивидуализации отстает от реальных потребностей цифрового оборота. Требуются расширение перечня средств индивидуализации, расширение круга субъектов для некоторых из них или выделение отдельного вида средств индивидуализации - средства индивидуализации в цифровой среде.