Виды правовых норм
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды правовых норм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1100 "Основания компенсации морального вреда" ГК РФПо общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, в том числе моральный, являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Исключения из этого правила установлены законом, в частности статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой в связи с некачественным оказанием медицинской помощи сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России заявлено истцом, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1064), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Инвестиционный договор может представлять собой гражданско-правовой договор определенного вида, смешанный или непоименованный договор
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. п. 2, 3 ст. 421, ст. 431 ГК РФРуководствуясь правилами ст. 431 ГК РФ, суду надлежало дать толкование условиям заключенного сторонами договора и на основании такого толкования решить вопрос о применимости правовых норм о конкретных видах договоров, не ограничиваясь общими нормами об обязательствах.
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. п. 2, 3 ст. 421, ст. 431 ГК РФРуководствуясь правилами ст. 431 ГК РФ, суду надлежало дать толкование условиям заключенного сторонами договора и на основании такого толкования решить вопрос о применимости правовых норм о конкретных видах договоров, не ограничиваясь общими нормами об обязательствах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Теория государства и права: Учебник"
(Цечоев В.К., Швандерова А.Р.)
("Прометей", 2017)Все правовые нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:
(Цечоев В.К., Швандерова А.Р.)
("Прометей", 2017)Все правовые нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:
Статья: Особенности и виды оперативно-распространительных правовых норм
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3
Статья: Судейское усмотрение: понятие и существенные черты
(Аубакирова-Тер-Григорян Н.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Механизм устранения огрехов законодателя в судейском усмотрении видит также М.А. Кауфман, который определяет последнее как "обусловленный несовершенством действующего законодательства и принятый на основе правосознания, уголовно-правовых и общих принципов права выбор правоприменителем такого облеченного в процессуальную форму решения, которое прямо не вытекает из содержания уголовного закона, а иногда и не совпадает с его "буквой" и волей законодателя" <24>. Не всегда норма, предусматривающая усмотрение, является несовершенной с точки зрения законодательной техники. Как было сказано выше, законодатель чаще всего вполне намеренно идет на создание именно неконкретной нормы в целях того, чтобы судьей было принято справедливое решение. Если законодатель пойдет по пути тотального исключения положений, предполагающих усмотрение, то он снова будет обвинен в создании "несовершенного" закона. Это обусловлено тем, что не по стихийному желанию нормотворца появляются нормы, предполагающие усмотрение, а по той причине, что иногда строго сформулированная норма скорее принесет больше вреда общественным отношениям, чем та, которая дает судье право на субъективный выбор. Критике также подвергается приведенное заявление о том, что принимается такое решение, которое прямо не вытекает из содержания уголовного закона. Любое законное решение (а противозаконность не есть предмет данного исследования) не вытекать из закона не может. Специфика норм, предусматривающих усмотрение, заключается в том, что они дают правоприменителю право выбора, а не диктуют однозначное действие (решение) жестким образом. Если норма будет указывать на единственно необходимое к принятию решение, то эта норма не будет предусматривать усмотрение. Из сказанного делается вывод, что оба обозначенных вида правовых норм (предусматривающие и не предусматривающие усмотрение) имеют в своем содержании предписание для действий (решений), разрешенных законом, только где-то это сформулировано однозначно, а где-то - нет, но решения, основанные на каждой из них, нельзя назвать не вытекающими прямо из закона.
(Аубакирова-Тер-Григорян Н.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Механизм устранения огрехов законодателя в судейском усмотрении видит также М.А. Кауфман, который определяет последнее как "обусловленный несовершенством действующего законодательства и принятый на основе правосознания, уголовно-правовых и общих принципов права выбор правоприменителем такого облеченного в процессуальную форму решения, которое прямо не вытекает из содержания уголовного закона, а иногда и не совпадает с его "буквой" и волей законодателя" <24>. Не всегда норма, предусматривающая усмотрение, является несовершенной с точки зрения законодательной техники. Как было сказано выше, законодатель чаще всего вполне намеренно идет на создание именно неконкретной нормы в целях того, чтобы судьей было принято справедливое решение. Если законодатель пойдет по пути тотального исключения положений, предполагающих усмотрение, то он снова будет обвинен в создании "несовершенного" закона. Это обусловлено тем, что не по стихийному желанию нормотворца появляются нормы, предполагающие усмотрение, а по той причине, что иногда строго сформулированная норма скорее принесет больше вреда общественным отношениям, чем та, которая дает судье право на субъективный выбор. Критике также подвергается приведенное заявление о том, что принимается такое решение, которое прямо не вытекает из содержания уголовного закона. Любое законное решение (а противозаконность не есть предмет данного исследования) не вытекать из закона не может. Специфика норм, предусматривающих усмотрение, заключается в том, что они дают правоприменителю право выбора, а не диктуют однозначное действие (решение) жестким образом. Если норма будет указывать на единственно необходимое к принятию решение, то эта норма не будет предусматривать усмотрение. Из сказанного делается вывод, что оба обозначенных вида правовых норм (предусматривающие и не предусматривающие усмотрение) имеют в своем содержании предписание для действий (решений), разрешенных законом, только где-то это сформулировано однозначно, а где-то - нет, но решения, основанные на каждой из них, нельзя назвать не вытекающими прямо из закона.
Статья: Определение обоснованной арендной платы за пользование гидротехническими сооружениями морских портов в Российской Федерации
(Бразовская Я.Е., Кадовб Н.С.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В то же время для настоящего исследования наибольшее значение имеет именно внешний износ объекта. Так, данный вид износа представляет собой совокупность внешних факторов в виде правовых норм, неблагоприятного изменения окружения объекта и т.п. факторов, снижающих стоимость и потенциальную эффективность эксплуатации объекта <8>.
(Бразовская Я.Е., Кадовб Н.С.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В то же время для настоящего исследования наибольшее значение имеет именно внешний износ объекта. Так, данный вид износа представляет собой совокупность внешних факторов в виде правовых норм, неблагоприятного изменения окружения объекта и т.п. факторов, снижающих стоимость и потенциальную эффективность эксплуатации объекта <8>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.
Статья: О сроках хранения документов в нормативных правовых актах
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)3) выявление и устранение дублирования сроков хранения одних и тех же видов документов нормативных правовых актах различной юридической силы, созданных федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)3) выявление и устранение дублирования сроков хранения одних и тех же видов документов нормативных правовых актах различной юридической силы, созданных федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
Статья: Экологический конституционализм в современной юриспруденции: от доктрины к практике
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Важно при этом учитывать, что само понятие природоохранного законодательства определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается пользование природными ресурсами, обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка <6>. При таком понимании природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого на разных уровнях публичной власти различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим поведение людей фактором, ориентированным на согласование, организацию системы дозволений, запретов, ограничений, санкций в экологической сфере. При этом обоснование системы природоохранного законодательства - достаточно сложная задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, пространственно-территориального или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Нельзя не учитывать также интенсивность развития, уровни стабильности и подвижности (динамизма) различных институтов и направлений правоохранительного законотворчества, неопределенность границ между отдельными институтами и отраслями природоохранного законодательства, тесное переплетение глобальных, национальных, региональных, муниципальных уровней природоохранной сферы не только правовой, но и социально-экономической, социокультурной и иной проблематики.
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Важно при этом учитывать, что само понятие природоохранного законодательства определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается пользование природными ресурсами, обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка <6>. При таком понимании природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого на разных уровнях публичной власти различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим поведение людей фактором, ориентированным на согласование, организацию системы дозволений, запретов, ограничений, санкций в экологической сфере. При этом обоснование системы природоохранного законодательства - достаточно сложная задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, пространственно-территориального или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Нельзя не учитывать также интенсивность развития, уровни стабильности и подвижности (динамизма) различных институтов и направлений правоохранительного законотворчества, неопределенность границ между отдельными институтами и отраслями природоохранного законодательства, тесное переплетение глобальных, национальных, региональных, муниципальных уровней природоохранной сферы не только правовой, но и социально-экономической, социокультурной и иной проблематики.
Статья: Эволюция технологий, правовых и моральных норм: последствия распространения молекулярно-генетических тестов на отцовство
(Болдырев В.А., Сварчевский К.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Не стоит думать, что техника мирно ждет своего времени. Чтобы просочиться в общество, стать частью техно-социальных организмов, ей не нужно особое разрешение в виде правовых норм. Свидетельством тому является практика проведения генетических исследований с целью подтверждения отцовства в режиме "инкогнито" уже сейчас. Желание мужа быть уверенным в том, что он является отцом рожденного сына или дочери, далеко не всегда может быть транслировано вовне, в том числе и по причинам, носящим этический характер. Недоверие, проявленное мужем по отношению к жене, в форме предложения провести геномное исследование с целью подтвердить отцовство родившегося ребенка может стать поводом не только для ухудшения отношений между супругами, но и для расторжения брака. В таких условиях один из супругов, терзаемый сомнениями, будет вынужден или смириться с существующим положением дел и оставаться в неведении, или прибегнуть к тайному сбору образцов тканей ребенка и обратиться к специалистам-генетикам, чтобы побороть сомнения. Соответствующий режим получил название "инкогнито".
(Болдырев В.А., Сварчевский К.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Не стоит думать, что техника мирно ждет своего времени. Чтобы просочиться в общество, стать частью техно-социальных организмов, ей не нужно особое разрешение в виде правовых норм. Свидетельством тому является практика проведения генетических исследований с целью подтверждения отцовства в режиме "инкогнито" уже сейчас. Желание мужа быть уверенным в том, что он является отцом рожденного сына или дочери, далеко не всегда может быть транслировано вовне, в том числе и по причинам, носящим этический характер. Недоверие, проявленное мужем по отношению к жене, в форме предложения провести геномное исследование с целью подтвердить отцовство родившегося ребенка может стать поводом не только для ухудшения отношений между супругами, но и для расторжения брака. В таких условиях один из супругов, терзаемый сомнениями, будет вынужден или смириться с существующим положением дел и оставаться в неведении, или прибегнуть к тайному сбору образцов тканей ребенка и обратиться к специалистам-генетикам, чтобы побороть сомнения. Соответствующий режим получил название "инкогнито".
Статья: Российская идентичность и нормы-ценности в Конституции РФ
(Игнатушко И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Выделение видов конституционно-правовых норм и их систематизация являются задачей науки конституционного права. Актуализация теоретических подходов к определению видов конституционно-правовых норм обусловлена современной политико-правовой ситуацией в России, закреплением вопросов российской идентичности, ценностей в законодательстве и необходимостью теоретического осмысления изменений в Основном Законе страны.
(Игнатушко И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Выделение видов конституционно-правовых норм и их систематизация являются задачей науки конституционного права. Актуализация теоретических подходов к определению видов конституционно-правовых норм обусловлена современной политико-правовой ситуацией в России, закреплением вопросов российской идентичности, ценностей в законодательстве и необходимостью теоретического осмысления изменений в Основном Законе страны.
Статья: Полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере
(Кожушко С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Целью данного исследования является комплексный анализ особенностей, видов и способов толкования норм финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и сущность толкования норм финансового права; охарактеризовать основные виды толкования финансово-правовых норм (официальное, доктринальное, обыденное); рассмотреть способы толкования, применяемые в финансовом праве (грамматический, логический, систематический, историко-политический и др.); выявить специфику толкования отдельных видов финансово-правовых норм (бюджетных, налоговых, банковских и т.д.); проанализировать роль и значение актов толкования в механизме финансово-правового регулирования. Решение указанных задач позволит сформировать целостное представление о теоретических и практических аспектах толкования норм финансового права.
(Кожушко С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Целью данного исследования является комплексный анализ особенностей, видов и способов толкования норм финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и сущность толкования норм финансового права; охарактеризовать основные виды толкования финансово-правовых норм (официальное, доктринальное, обыденное); рассмотреть способы толкования, применяемые в финансовом праве (грамматический, логический, систематический, историко-политический и др.); выявить специфику толкования отдельных видов финансово-правовых норм (бюджетных, налоговых, банковских и т.д.); проанализировать роль и значение актов толкования в механизме финансово-правового регулирования. Решение указанных задач позволит сформировать целостное представление о теоретических и практических аспектах толкования норм финансового права.
Статья: Датирование в темпоральных нормах законодательства о социальной защите
(Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 4)В связи с этим в отраслевой науке права социального обеспечения может и должен получить поддержку и развитие тезис о наличии темпоральной составляющей не только в нормах, определяющих порядок вступления в силу и действия нормативного акта, но и в таких видах правовых норм, которые непосредственно устанавливают правила поведения субъектов общественных отношений: их права, обязанности, ответственность и т.п. Эти нормы также можно отнести к темпоральным и именовать содержательными или субстанциональными. Именно за ними следует признать приоритет в механизме правового регулирования, первичный характер, в отличие от собственно темпоральных норм, которые являются вторичными и призваны определить хронологический период применения содержательных норм, включая темпоральные <4>.
(Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 4)В связи с этим в отраслевой науке права социального обеспечения может и должен получить поддержку и развитие тезис о наличии темпоральной составляющей не только в нормах, определяющих порядок вступления в силу и действия нормативного акта, но и в таких видах правовых норм, которые непосредственно устанавливают правила поведения субъектов общественных отношений: их права, обязанности, ответственность и т.п. Эти нормы также можно отнести к темпоральным и именовать содержательными или субстанциональными. Именно за ними следует признать приоритет в механизме правового регулирования, первичный характер, в отличие от собственно темпоральных норм, которые являются вторичными и призваны определить хронологический период применения содержательных норм, включая темпоральные <4>.
Статья: Непредсказуемость в сфере создания и применения уголовного закона: проблемы типологии и оценки
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Результаты, краткие выводы. Непредсказуемые решения в области уголовного права амбивалентны в своей оценке. Их можно признать: а) закономерным проявлением сиюминутного или опережающего правового регулирования в условиях сверхскоростных общественных трансформаций; б) объективным спутником развития права при условии несистематического и непреднамеренного появления. Непредсказуемость может получать также негативную оценку в качестве конституционно значимого дефекта уголовно-правового законотворчества и правоприменения. В сфере законотворчества она проявляет себя в непредсказуемых законодательных инициативах, нарушении процедуры принятия закона, непросчитанных решениях при определении содержания закона. Непредсказуемость правоприменения проявляет себя: а) при отсутствии дефектов уголовного закона - в недопустимом ретроактивном применении либо в произвольном применении нормы, которая долгое время сознательно не применялась на практике; б) при наличии дефектов уголовного закона - в непредсказуемом выборе вида правовой нормы, произвольном толковании текста уголовного закона, недопустимом варианте эволютивного толкования нормы, непредсказуемом выборе санкции.
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Результаты, краткие выводы. Непредсказуемые решения в области уголовного права амбивалентны в своей оценке. Их можно признать: а) закономерным проявлением сиюминутного или опережающего правового регулирования в условиях сверхскоростных общественных трансформаций; б) объективным спутником развития права при условии несистематического и непреднамеренного появления. Непредсказуемость может получать также негативную оценку в качестве конституционно значимого дефекта уголовно-правового законотворчества и правоприменения. В сфере законотворчества она проявляет себя в непредсказуемых законодательных инициативах, нарушении процедуры принятия закона, непросчитанных решениях при определении содержания закона. Непредсказуемость правоприменения проявляет себя: а) при отсутствии дефектов уголовного закона - в недопустимом ретроактивном применении либо в произвольном применении нормы, которая долгое время сознательно не применялась на практике; б) при наличии дефектов уголовного закона - в непредсказуемом выборе вида правовой нормы, произвольном толковании текста уголовного закона, недопустимом варианте эволютивного толкования нормы, непредсказуемом выборе санкции.