Виды поддержки МСП
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды поддержки МСП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии налогоплательщиком к вычету НДС, поскольку приобретенные товары (работы, услуги) были оплачены за счет бюджетных инвестиций. Суд установил, что бюджетные инвестиции были получены обществом в виде взноса в уставный капитал в рамках программы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно условиям договора о предоставлении бюджетных инвестиций общество обязано использовать предоставленные средства для формирования уставного капитала и исключительно по целевому назначению, обеспечить достижение показателей результативности в виде оказания объема лизинговой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными показателями. Поскольку оплата обществом товаров (предметов лизинга и общехозяйственных расходов) производилась с его лицевого и расчетного счетов за счет сумм бюджетных инвестиций, налогоплательщик не вел раздельный учет затрат на приобретение товаров за счет бюджетных инвестиций и затрат на приобретение товаров за счет других источников, суд, руководствуясь п. 2.1 ст. 170 НК РФ, пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика прав на принятие к вычету НДС по сделкам, оплата по которым произведена за счет бюджетных средств.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии налогоплательщиком к вычету НДС, поскольку приобретенные товары (работы, услуги) были оплачены за счет бюджетных инвестиций. Суд установил, что бюджетные инвестиции были получены обществом в виде взноса в уставный капитал в рамках программы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно условиям договора о предоставлении бюджетных инвестиций общество обязано использовать предоставленные средства для формирования уставного капитала и исключительно по целевому назначению, обеспечить достижение показателей результативности в виде оказания объема лизинговой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными показателями. Поскольку оплата обществом товаров (предметов лизинга и общехозяйственных расходов) производилась с его лицевого и расчетного счетов за счет сумм бюджетных инвестиций, налогоплательщик не вел раздельный учет затрат на приобретение товаров за счет бюджетных инвестиций и затрат на приобретение товаров за счет других источников, суд, руководствуясь п. 2.1 ст. 170 НК РФ, пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика прав на принятие к вычету НДС по сделкам, оплата по которым произведена за счет бюджетных средств.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в виде взноса в уставный капитал им были получены бюджетные инвестиции в рамках программы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно условиям договора о предоставлении бюджетных инвестиций налогоплательщик обязан использовать предоставленные средства для формирования уставного капитала и исключительно по целевому назначению.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в виде взноса в уставный капитал им были получены бюджетные инвестиции в рамках программы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно условиям договора о предоставлении бюджетных инвестиций налогоплательщик обязан использовать предоставленные средства для формирования уставного капитала и исключительно по целевому назначению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Меры и виды государственной поддержки МСП
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Меры и виды государственной поддержки МСП
Статья: Правовые аспекты соблюдения антимонопольных требований к предоставлению государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Согласно положениям ст. 9 Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов МСП относятся в том числе формирование и осуществление государственной политики в области развития МСП; определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов МСП; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации; поддержка государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Согласно положениям ст. 9 Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов МСП относятся в том числе формирование и осуществление государственной политики в области развития МСП; определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов МСП; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации; поддержка государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Статья: Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка
(Левушкин А.Н., Измайлов В.В.)
("Современный юрист", 2021, N 1)Таким образом, следует признать, что общая политика государства по поддержке предпринимательства направлена на реализацию согласованного комплекса мер по созданию и развитию отечественного малого и среднего бизнеса. Однако нынешнюю поддержку государством малых и средних предприятий можно охарактеризовать как недостаточно эффективную, существующая система требует принятия мер по исправлению механизма всех видов поддержки малых и средних предприятий.
(Левушкин А.Н., Измайлов В.В.)
("Современный юрист", 2021, N 1)Таким образом, следует признать, что общая политика государства по поддержке предпринимательства направлена на реализацию согласованного комплекса мер по созданию и развитию отечественного малого и среднего бизнеса. Однако нынешнюю поддержку государством малых и средних предприятий можно охарактеризовать как недостаточно эффективную, существующая система требует принятия мер по исправлению механизма всех видов поддержки малых и средних предприятий.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В рамках информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне Москвы работает портал "Малый бизнес Москвы" <500>, содержащий сведения о видах поддержки МСП, которая оказывается городом, о способах продвижения своего продукта, о способах запуска своего бизнеса, о системах налогообложения, об обучении в сфере бизнеса. Портал также предлагает выезд консультанта в офис субъекта МСП (или иное согласованное место) для того, чтобы предоставить всю необходимую информацию.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В рамках информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне Москвы работает портал "Малый бизнес Москвы" <500>, содержащий сведения о видах поддержки МСП, которая оказывается городом, о способах продвижения своего продукта, о способах запуска своего бизнеса, о системах налогообложения, об обучении в сфере бизнеса. Портал также предлагает выезд консультанта в офис субъекта МСП (или иное согласованное место) для того, чтобы предоставить всю необходимую информацию.
Статья: Реализация принципов государственной политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства в законодательстве субъектов Российской Федерации (на примере г. Москвы и Московской области)
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Основной Закон Российской Федерации - Конституция Российской Федерации (далее - Основной Закон РФ, Конституция РФ) в п. 1 ст. 1 провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В данном положении мы особо акцентируем внимание на определении нашего государства как правового, что предполагает верховенство закона и безусловное соблюдение его норм всеми субъектами. Конституция РФ в ст. 34 закрепляет одно из основных прав "каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Положения Основного Закона РФ, помимо их прямого действия, еще более конкретизируются в законодательстве Российской Федерации, например осуществление предпринимательской деятельности регламентировано в том числе Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП), в ст. 9 которого к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства отнесено "определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" <1>.
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Основной Закон Российской Федерации - Конституция Российской Федерации (далее - Основной Закон РФ, Конституция РФ) в п. 1 ст. 1 провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В данном положении мы особо акцентируем внимание на определении нашего государства как правового, что предполагает верховенство закона и безусловное соблюдение его норм всеми субъектами. Конституция РФ в ст. 34 закрепляет одно из основных прав "каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Положения Основного Закона РФ, помимо их прямого действия, еще более конкретизируются в законодательстве Российской Федерации, например осуществление предпринимательской деятельности регламентировано в том числе Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП), в ст. 9 которого к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства отнесено "определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" <1>.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Наиболее полно управляющий аспект в деятельности юридического лица проявляется в акционерном обществе "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", созданном как институт развития Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" <1>. Корпорация, созданная как непубличное акционерное общество, призвана участвовать в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Так, она участвует в определении принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, в поддержке государственных программ субъектов Российской Федерации, в подготовке ежегодного доклада о состоянии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 25.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Наиболее полно управляющий аспект в деятельности юридического лица проявляется в акционерном обществе "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", созданном как институт развития Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" <1>. Корпорация, созданная как непубличное акционерное общество, призвана участвовать в реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Так, она участвует в определении принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, в поддержке государственных программ субъектов Российской Федерации, в подготовке ежегодного доклада о состоянии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 25.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства).