Виды обращения с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды обращения с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Согласно ст. 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В данной статье устанавливаются лишь основные правила и способы видов обращения с отходами. При этом услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не относится к естественным монополиям исходя из смысла ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Напомним, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Однако услуги по обращению с отходами на определенной территории имеет право оказывать только единственный субъект - региональный оператор, что ставит его в один ряд с другими субъектами естественных монополий в сфере оказания иных коммунальных услуг: услуг по передаче электрической энергии; услуг по передаче тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, законодатель, с одной стороны, ограничил сферу деятельности иных организаций на данной территории, но с другой, не присвоил статус естественной монополии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Согласно ст. 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В данной статье устанавливаются лишь основные правила и способы видов обращения с отходами. При этом услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не относится к естественным монополиям исходя из смысла ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Напомним, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Однако услуги по обращению с отходами на определенной территории имеет право оказывать только единственный субъект - региональный оператор, что ставит его в один ряд с другими субъектами естественных монополий в сфере оказания иных коммунальных услуг: услуг по передаче электрической энергии; услуг по передаче тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Таким образом, законодатель, с одной стороны, ограничил сферу деятельности иных организаций на данной территории, но с другой, не присвоил статус естественной монополии региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождение, условия образования, принадлежность к определенному производству, технология, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), в целом определялся Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242. Согласно этому Каталогу отходы добычи полезных ископаемых, к которым в том числе были отнесены отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых, были отнесены к блоку 2 "Отходы добычи полезных ископаемых", при этом виды отходов, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, отнесены к V классу опасности (практически неопасные отходы). В связи с тем что отходы, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, были отнесены к V классу опасности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, были обязаны соблюдать ряд требований, установленных Законом об отходах производства и потребления.
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождение, условия образования, принадлежность к определенному производству, технология, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), в целом определялся Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242. Согласно этому Каталогу отходы добычи полезных ископаемых, к которым в том числе были отнесены отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых, были отнесены к блоку 2 "Отходы добычи полезных ископаемых", при этом виды отходов, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, отнесены к V классу опасности (практически неопасные отходы). В связи с тем что отходы, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, были отнесены к V классу опасности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, были обязаны соблюдать ряд требований, установленных Законом об отходах производства и потребления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
Статья: Становление экологического налогообложения: принципы и подходы
(Филогин А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)- сбор и переработку отходов, включая обращение отдельных видов отходов (упаковка, тара из-под напитков, батарейки, шины, смазочные материалы);
(Филогин А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)- сбор и переработку отходов, включая обращение отдельных видов отходов (упаковка, тара из-под напитков, батарейки, шины, смазочные материалы);
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Законодательное регулирование деятельности по обращению с отходами недропользования. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", определяя в преамбуле предмет своего регулирования, в число входящих в него отношений включает отношения, возникающие в связи с использованием отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств. В связи с этим в юридической науке периодически возникает вопрос о необходимости разграничения предметов регулирования законодательства о недрах и законодательства об отходах в части правового обращения с указанным видом отходов. Следует согласиться с мнением о том, что поскольку в ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ограничивающей сферу его действия, данный вид отходов в качестве самостоятельного предмета правового регулирования не указан, то по отношению к ним применяется общий правовой режим обращения с отходами <15>.
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Законодательное регулирование деятельности по обращению с отходами недропользования. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", определяя в преамбуле предмет своего регулирования, в число входящих в него отношений включает отношения, возникающие в связи с использованием отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств. В связи с этим в юридической науке периодически возникает вопрос о необходимости разграничения предметов регулирования законодательства о недрах и законодательства об отходах в части правового обращения с указанным видом отходов. Следует согласиться с мнением о том, что поскольку в ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ограничивающей сферу его действия, данный вид отходов в качестве самостоятельного предмета правового регулирования не указан, то по отношению к ним применяется общий правовой режим обращения с отходами <15>.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаем внимание на то, что некоторые виды отходов, содержащие полезные компоненты, не могут подвергаться захоронению и обязательно должны быть утилизированы. К таким отходам относится, например, лом электроустановочных изделий, лом свинца несортированный, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства.
(КонсультантПлюс, 2025)Обращаем внимание на то, что некоторые виды отходов, содержащие полезные компоненты, не могут подвергаться захоронению и обязательно должны быть утилизированы. К таким отходам относится, например, лом электроустановочных изделий, лом свинца несортированный, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)По ч. 2 ст. 247 УК РФ также квалифицируются действия по производству или обращению опасных видов отходов, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)По ч. 2 ст. 247 УК РФ также квалифицируются действия по производству или обращению опасных видов отходов, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в связи с вносимыми в период с 1994 по 2023 год изменениями в законодательство об охране окружающей среды, в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривались разные требования в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части лицензирования соответствующего вида деятельности, определялись разные виды работ по обращению с отходами, которые подпадали под лицензируемый вид деятельности, определялись разные классы опасности отходов, обращение с которыми определяло необходимость получения соответствующей лицензии, устанавливались разные требования к необходимости указывать в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности, определялись разные органы, уполномоченные выдавать соответствующую лицензию. Поэтому в определении содержания лицензируемого вида деятельности (его наименования, перечня выполняемых работ, видов и классов опасности отходов, места осуществления лицензируемого вида деятельности) и законности осуществления соответствующей хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться той законодательной базой, которая устанавливала правовой режим исследуемой лицензируемой деятельности в каждый из обозначенных выше этапов (периодов).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в связи с вносимыми в период с 1994 по 2023 год изменениями в законодательство об охране окружающей среды, в законодательство об обращении с отходами производства и потребления, в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривались разные требования в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части лицензирования соответствующего вида деятельности, определялись разные виды работ по обращению с отходами, которые подпадали под лицензируемый вид деятельности, определялись разные классы опасности отходов, обращение с которыми определяло необходимость получения соответствующей лицензии, устанавливались разные требования к необходимости указывать в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности, определялись разные органы, уполномоченные выдавать соответствующую лицензию. Поэтому в определении содержания лицензируемого вида деятельности (его наименования, перечня выполняемых работ, видов и классов опасности отходов, места осуществления лицензируемого вида деятельности) и законности осуществления соответствующей хозяйственной деятельности необходимо руководствоваться той законодательной базой, которая устанавливала правовой режим исследуемой лицензируемой деятельности в каждый из обозначенных выше этапов (периодов).
Готовое решение: Как заполнить форму N 2-ТП (отходы) начиная с отчета за 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь оператором по обращению с ТКО, в разд. I в разрезе видов отходов отразите только сведения об их наличии на начало отчетного года (графа 1), их образовании за отчетный год (графа 2), передаче ТКО региональному оператору (графа 14) и наличии отходов на конец отчетного года (графа 29). Укажите количество захороненных ТКО (графа 28), если у вас есть объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на котором образуются такие ТКО, или на смежном с ним земельном участке (п. 11 Указаний).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы являетесь оператором по обращению с ТКО, в разд. I в разрезе видов отходов отразите только сведения об их наличии на начало отчетного года (графа 1), их образовании за отчетный год (графа 2), передаче ТКО региональному оператору (графа 14) и наличии отходов на конец отчетного года (графа 29). Укажите количество захороненных ТКО (графа 28), если у вас есть объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на котором образуются такие ТКО, или на смежном с ним земельном участке (п. 11 Указаний).