Виды обращений граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды обращений граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 182 ГК РФ "Представительство"1.2.1. Общие положения о представительстве не регулируют порядок приема заявлений о выдаче вида на жительство иностранным гражданам (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.1 "Законодательство об административных правонарушениях" КоАП РФ"При поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами или иными федеральными законами (в том числе, КоАП РФ) может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административно-процессуальное право: Курс лекций"
(Лещина Э.Л., Магденко А.Д.)
("Российский государственный университет правосудия", 2015)Виды обращений граждан (ст. 4 ФЗ "О порядке рассмотрения
(Лещина Э.Л., Магденко А.Д.)
("Российский государственный университет правосудия", 2015)Виды обращений граждан (ст. 4 ФЗ "О порядке рассмотрения
Статья: Виды обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления
(Савоськин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 2)ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
(Савоськин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 2)ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено настоящим Федеральным законом), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено настоящим Федеральным законом), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу по окончании срока временного пребывания иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ в безвизовом порядке, обязан выехать из России, если только не возникли законные обстоятельства, позволяющие ему не покидать территорию РФ. Данный вывод следует из совокупности положений абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ. Например, таким обстоятельством может являться следующее: на день истечения срока временного пребывания от иностранного гражданина принято заявление о выдаче вида на жительство (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу по окончании срока временного пребывания иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ в безвизовом порядке, обязан выехать из России, если только не возникли законные обстоятельства, позволяющие ему не покидать территорию РФ. Данный вывод следует из совокупности положений абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ. Например, таким обстоятельством может являться следующее: на день истечения срока временного пребывания от иностранного гражданина принято заявление о выдаче вида на жительство (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Статья: Система доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)1) обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ст. 59 Закона N 248-ФЗ) (в упрощенном виде - заявления граждан и организаций об административно устранимых нарушениях обязательных требований);
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)1) обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ст. 59 Закона N 248-ФЗ) (в упрощенном виде - заявления граждан и организаций об административно устранимых нарушениях обязательных требований);
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пилипенко А.Н. отмечает, что как вид обращений граждан ходатайства известны административной юстиции и во многих зарубежных государствах <237>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пилипенко А.Н. отмечает, что как вид обращений граждан ходатайства известны административной юстиции и во многих зарубежных государствах <237>.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)6. Вид производства по рассмотрению заявления о сохранении
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)6. Вид производства по рассмотрению заявления о сохранении
Ситуация: Как гражданам Республики Беларусь получить вид на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане, обратившиеся с заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в РФ, по общему правилу должны пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование (п. 4 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; ст. 5, п. "л" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; п. 104 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане, обратившиеся с заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в РФ, по общему правилу должны пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование (п. 4 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; ст. 5, п. "л" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; п. 104 Административного регламента).
Статья: Административная юстиция сквозь призму института жалобы в работах профессора В.И. Ремнева
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Следует указать на то, что теоретическая составляющая работы В.И. Ремнева "Право жалобы в СССР" имеет хорошую аргументацию. Она ясно показывала, что институт жалобы в советском законодательстве был реализован крайне слабо. В данной работе правовед указал на немалый ряд недостатков, которые содержали в себе нормативные правовые акты различного уровня. Например, он отметил, что термины "письма", "жалобы" и "заявления" неоднократно употребляются в ряде нормативных правовых актов, но "в одних случаях просто невозможно уяснить, какое значение орган, выносивший постановление, придает каждому из этих терминов, либо становится очевидным, что под каждым из них понимается такое обращение, в котором гражданин с чем-то не согласен, на что-то жалуется" <14>. В связи с этим В.И. Ремнев подчеркивал, что необходимо точно определить содержание каждого вида обращения. Здесь профессор писал: "Правильная терминология будет способствовать точному применению и исполнению актов, она поможет наилучшему ведению статистики по вопросам жалоб... Четкое уяснение содержания понятий различных видов обращений граждан поможет также и установлению наиболее правильного их учета в государственных органах и общественных организациях" <15>. На основании этого ученый предлагал выработать примерную инструкцию о порядке учета жалоб, заявлений и предложений трудящихся.
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Следует указать на то, что теоретическая составляющая работы В.И. Ремнева "Право жалобы в СССР" имеет хорошую аргументацию. Она ясно показывала, что институт жалобы в советском законодательстве был реализован крайне слабо. В данной работе правовед указал на немалый ряд недостатков, которые содержали в себе нормативные правовые акты различного уровня. Например, он отметил, что термины "письма", "жалобы" и "заявления" неоднократно употребляются в ряде нормативных правовых актов, но "в одних случаях просто невозможно уяснить, какое значение орган, выносивший постановление, придает каждому из этих терминов, либо становится очевидным, что под каждым из них понимается такое обращение, в котором гражданин с чем-то не согласен, на что-то жалуется" <14>. В связи с этим В.И. Ремнев подчеркивал, что необходимо точно определить содержание каждого вида обращения. Здесь профессор писал: "Правильная терминология будет способствовать точному применению и исполнению актов, она поможет наилучшему ведению статистики по вопросам жалоб... Четкое уяснение содержания понятий различных видов обращений граждан поможет также и установлению наиболее правильного их учета в государственных органах и общественных организациях" <15>. На основании этого ученый предлагал выработать примерную инструкцию о порядке учета жалоб, заявлений и предложений трудящихся.
Статья: Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)ЕПГУ представляет собой сложную информационную систему, состоящую из множества подсистем. Так, разрешение жалоб и иных видов обращений граждан и организаций обеспечивается посредством одного из 25 суперсервисов ЕПГУ. Подать жалобу на постановление по делу административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ, можно через суперсервис "Обжалование штрафов онлайн", а в случае иных нарушений Правил дорожного движения и правил благоустройства - через суперсервис "Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства".
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)ЕПГУ представляет собой сложную информационную систему, состоящую из множества подсистем. Так, разрешение жалоб и иных видов обращений граждан и организаций обеспечивается посредством одного из 25 суперсервисов ЕПГУ. Подать жалобу на постановление по делу административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ, можно через суперсервис "Обжалование штрафов онлайн", а в случае иных нарушений Правил дорожного движения и правил благоустройства - через суперсервис "Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства".
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)В статье рассматриваются некоторые проблемы реализации гражданами права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Авторы делают выводы о необходимости уточнения теоретической основы обращений граждан, закрепления в федеральном законодательстве более четкой классификации видов обращений граждан. Также, опираясь на судебную практику и статистические данные, авторы приходят к мнению, что необходимо установить административную ответственность не только за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, но и за формальный подход должностных лиц при подготовке ответов на обращения.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)В статье рассматриваются некоторые проблемы реализации гражданами права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Авторы делают выводы о необходимости уточнения теоретической основы обращений граждан, закрепления в федеральном законодательстве более четкой классификации видов обращений граждан. Также, опираясь на судебную практику и статистические данные, авторы приходят к мнению, что необходимо установить административную ответственность не только за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, но и за формальный подход должностных лиц при подготовке ответов на обращения.
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В качестве исключения в ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указываются обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке и случаях, установленных федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. То есть законодателем предусмотрена возможность установления специальных правил рассмотрения отдельных видов обращений граждан. Например, сообщений о преступлении или об административном правонарушении, обращений в суд за защитой нарушенного права.
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В качестве исключения в ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указываются обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке и случаях, установленных федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. То есть законодателем предусмотрена возможность установления специальных правил рассмотрения отдельных видов обращений граждан. Например, сообщений о преступлении или об административном правонарушении, обращений в суд за защитой нарушенного права.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, граждане могут представить заявление непосредственно в любой налоговый орган, подать его через МФЦ, а также направить по почте либо в электронном виде, в частности, через личный кабинет налогоплательщика (п. 1.1 ст. 21, п. 10 ст. 396 НК РФ; Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 17.03.2017 N СА-7-6/220@; Письмо ИФНС России N 22 по г. Москве от 19.03.2019 N 07-15/12574).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, граждане могут представить заявление непосредственно в любой налоговый орган, подать его через МФЦ, а также направить по почте либо в электронном виде, в частности, через личный кабинет налогоплательщика (п. 1.1 ст. 21, п. 10 ст. 396 НК РФ; Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 17.03.2017 N СА-7-6/220@; Письмо ИФНС России N 22 по г. Москве от 19.03.2019 N 07-15/12574).