Виды объектов автОрского права
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды объектов автОрского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интересы вуза, его преподавателей и учащихся при создании объектов авторского права
(Титова Н.С., Ванюков П.Д.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)На первый взгляд работодатели и преподаватели в вузах мирно сосуществуют, однако, как показывает судебная практика, на деле возникают споры, которые в силу специфики и неравенства участников правоотношений стараются разрешать во внесудебном порядке и зачастую не в пользу преподавателей. Например, преподаватель создает свой дистанционно-образовательный курс (учебный курс) или аудиолекцию и размещает свой контент в свободном доступе в сети Интернет. Однако после данного шага преподаватели сталкиваются с рядом вопросов: как застраховать себя от недобросовестного использования их собственного образовательного продукта; что делать с неопределенностью в принадлежности прав на этот объект авторского права; как определить его охраноспособность наравне с другими видами объектов авторского права? В связи с этим стоит обратить особое внимание на правовое регулирование использования и охраны произведений, созданных преподавателями в дистанционном образовательном процессе.
(Титова Н.С., Ванюков П.Д.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)На первый взгляд работодатели и преподаватели в вузах мирно сосуществуют, однако, как показывает судебная практика, на деле возникают споры, которые в силу специфики и неравенства участников правоотношений стараются разрешать во внесудебном порядке и зачастую не в пользу преподавателей. Например, преподаватель создает свой дистанционно-образовательный курс (учебный курс) или аудиолекцию и размещает свой контент в свободном доступе в сети Интернет. Однако после данного шага преподаватели сталкиваются с рядом вопросов: как застраховать себя от недобросовестного использования их собственного образовательного продукта; что делать с неопределенностью в принадлежности прав на этот объект авторского права; как определить его охраноспособность наравне с другими видами объектов авторского права? В связи с этим стоит обратить особое внимание на правовое регулирование использования и охраны произведений, созданных преподавателями в дистанционном образовательном процессе.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.
(ред. от 23.07.2025)2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.
Статья: Произведения садово-паркового искусства как объект авторского права
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Применительно к вопросу произведения садово-паркового искусства как объекта авторского права выделенные отличающиеся между собой подходы к пониманию ландшафтной архитектуры и садово-парковому искусству не оказывают никакого существенного влияния в плане установления правовых признаков рассматриваемого объекта. Можно заключить, что в результате данных видов деятельности возникают объекты озеленения (в виде проектов и макетов, а также в виде воплощенных в натуре парков и садов), создание которых невозможно без творческого вклада автора, заключающегося в изложении своего видения расположения объектов озеленения и малых архитектурных форм, их взаимосвязи между собой и объектами инфраструктуры зданий и городской среды, в целях сглаживания конфликта между ними, и как следствие, формирования гармоничной среды для людей. Это позволяет утверждать, что в процессе данных видов деятельности возникают объекты, охраняемые авторским правом. Соответственно, для целей авторского права нет никакой необходимости в разграничении произведений садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры.
(Белецкий Д.А.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Применительно к вопросу произведения садово-паркового искусства как объекта авторского права выделенные отличающиеся между собой подходы к пониманию ландшафтной архитектуры и садово-парковому искусству не оказывают никакого существенного влияния в плане установления правовых признаков рассматриваемого объекта. Можно заключить, что в результате данных видов деятельности возникают объекты озеленения (в виде проектов и макетов, а также в виде воплощенных в натуре парков и садов), создание которых невозможно без творческого вклада автора, заключающегося в изложении своего видения расположения объектов озеленения и малых архитектурных форм, их взаимосвязи между собой и объектами инфраструктуры зданий и городской среды, в целях сглаживания конфликта между ними, и как следствие, формирования гармоничной среды для людей. Это позволяет утверждать, что в процессе данных видов деятельности возникают объекты, охраняемые авторским правом. Соответственно, для целей авторского права нет никакой необходимости в разграничении произведений садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры.
Статья: Проблемы защиты авторских прав на фотографию
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Действующим законодательством предусмотрена уголовная (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации <1>), административная (ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>) и гражданско-правовая (ст. 1252, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>; далее - ГК РФ) ответственность за нарушение авторских прав. Правовой режим в целом одинаков для всех видов объектов авторских прав, соответственно, и способы их защиты являются общими.
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Действующим законодательством предусмотрена уголовная (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации <1>), административная (ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>) и гражданско-правовая (ст. 1252, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>; далее - ГК РФ) ответственность за нарушение авторских прав. Правовой режим в целом одинаков для всех видов объектов авторских прав, соответственно, и способы их защиты являются общими.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Поскольку компьютерные программы являются весьма молодым видом объектов авторского права, сроки исключительных прав на подавляющее большинство программных продуктов еще не истекли и не скоро еще истекут <1>, поэтому общественное достояние содержит достаточно мало компьютерных программ. В основном они были помещены туда самими авторами путем отказа от своих исключительных прав. Так, например, программное обеспечение, разработанное Тимом Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) во время его работы в Европейской лаборатории по ядерным исследованиям (CERN) и послужившее основой Всемирной паутины (World Wide Web), было помещено им в общественное достояние <2>. В общественное достояние нередко помещают и компьютерные игры. В качестве примера можно привести массовую многопользовательскую онлайн-игру One Hour One Life (2018) <3>, распространяемую в том числе на платформе Steam, а также Diamond Trust of London (2012), выпущенную на платформе Nintendo DS на средства, полученные в рамках краудфандинга <4>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Поскольку компьютерные программы являются весьма молодым видом объектов авторского права, сроки исключительных прав на подавляющее большинство программных продуктов еще не истекли и не скоро еще истекут <1>, поэтому общественное достояние содержит достаточно мало компьютерных программ. В основном они были помещены туда самими авторами путем отказа от своих исключительных прав. Так, например, программное обеспечение, разработанное Тимом Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) во время его работы в Европейской лаборатории по ядерным исследованиям (CERN) и послужившее основой Всемирной паутины (World Wide Web), было помещено им в общественное достояние <2>. В общественное достояние нередко помещают и компьютерные игры. В качестве примера можно привести массовую многопользовательскую онлайн-игру One Hour One Life (2018) <3>, распространяемую в том числе на платформе Steam, а также Diamond Trust of London (2012), выпущенную на платформе Nintendo DS на средства, полученные в рамках краудфандинга <4>.
Статья: Исключительное право на ноу-хау (секрет производства): сущность, границы, проблемы защиты
(Ворожевич А.С.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Необходимо при этом понимать, что даже в рамках одного вида (объекты авторского права, патентоохраняемые объекты, средства индивидуализации) объекты интеллектуальной собственности неоднородны. Среди них можно выделить группы объектов, обладающих повышенной или, наоборот, пониженной значимостью с позиции функций исключительных прав. Так, например, в сфере патентного права выделяются пионерские изобретения <53>, которые представляют собой резкий шаг вперед в техническом уровне, прорыв в технике, не обладают близкими аналогами. Очевидно, что они обладают наибольшей ценностью с позиции целей инновационного развития, научно-технического прогресса.
(Ворожевич А.С.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Необходимо при этом понимать, что даже в рамках одного вида (объекты авторского права, патентоохраняемые объекты, средства индивидуализации) объекты интеллектуальной собственности неоднородны. Среди них можно выделить группы объектов, обладающих повышенной или, наоборот, пониженной значимостью с позиции функций исключительных прав. Так, например, в сфере патентного права выделяются пионерские изобретения <53>, которые представляют собой резкий шаг вперед в техническом уровне, прорыв в технике, не обладают близкими аналогами. Очевидно, что они обладают наибольшей ценностью с позиции целей инновационного развития, научно-технического прогресса.
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Как можно видеть, признание персонажа объектом авторского права обосновывается в том числе возможностью его использования независимо от самого произведения. Однако использоваться, в смысле ст. 1270 ГК РФ, отдельно от произведения может без каких-либо затруднений любая его часть, поэтому вряд ли может этот критерий быть признан специальным признаком понятия "часть произведения". Что еще бросается в глаза: хотя суд и заметил бы, что персонаж может быть признан самостоятельным объектом авторского права, при этом отказался квалифицировать его в качестве определенного вида объекта авторского права. Если полагать, что речь все-таки не идет о признании части произведения новым видом объекта авторского права, то персонаж по смыслу ст. 1259 ГК РФ является произведением.
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Как можно видеть, признание персонажа объектом авторского права обосновывается в том числе возможностью его использования независимо от самого произведения. Однако использоваться, в смысле ст. 1270 ГК РФ, отдельно от произведения может без каких-либо затруднений любая его часть, поэтому вряд ли может этот критерий быть признан специальным признаком понятия "часть произведения". Что еще бросается в глаза: хотя суд и заметил бы, что персонаж может быть признан самостоятельным объектом авторского права, при этом отказался квалифицировать его в качестве определенного вида объекта авторского права. Если полагать, что речь все-таки не идет о признании части произведения новым видом объекта авторского права, то персонаж по смыслу ст. 1259 ГК РФ является произведением.
Статья: Правовые аспекты технической поддержки программного обеспечения правообладателей, ушедших с российского рынка
(Савельев А.И.)
("Закон", 2023, N 8)Первое, что необходимо отметить, - сам по себе факт принадлежности правообладателя к резидентам недружественных стран не является основанием для отказа в признании и защите его исключительного права на территории РФ на общих началах. СИП неоднократно высказал эту позицию в ряде своих решений применительно к различным видам объектов авторских прав <18>.
(Савельев А.И.)
("Закон", 2023, N 8)Первое, что необходимо отметить, - сам по себе факт принадлежности правообладателя к резидентам недружественных стран не является основанием для отказа в признании и защите его исключительного права на территории РФ на общих началах. СИП неоднократно высказал эту позицию в ряде своих решений применительно к различным видам объектов авторских прав <18>.
Статья: Экзистенциальные особенности гражданско-правового режима объектов авторского права и смежных прав
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Содержание произведения. Таким образом, несмотря на критику учения об охраняемой форме и о неохраноспособном содержании как в иностранной, так и в отечественной литературе, при решении вопроса о том, является ли произведение независимо от вида объектом авторского права, необходимо выделить следующие признаки <44>: во-первых, творческий характер деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; во-вторых, объективная форма выражения.
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Содержание произведения. Таким образом, несмотря на критику учения об охраняемой форме и о неохраноспособном содержании как в иностранной, так и в отечественной литературе, при решении вопроса о том, является ли произведение независимо от вида объектом авторского права, необходимо выделить следующие признаки <44>: во-первых, творческий характер деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; во-вторых, объективная форма выражения.
Статья: Проблемы частноправовой квалификации и систематизации объектов интеллектуальных прав
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 5)Так, анализ текста ст. 1259 и гл. 70 ГК в целом позволяют выделять виды объектов авторских прав по степени оригинальности:
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 5)Так, анализ текста ст. 1259 и гл. 70 ГК в целом позволяют выделять виды объектов авторских прав по степени оригинальности:
Статья: Правовые проблемы использования производных произведений, созданных на основе открытых лицензий
(Чувствинов И.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 3)Однако существуют и их противоположные аналоги, которые являются "несвободными" в связи с тем, что по их условиям устанавливается ряд ограничений на виды использования объекта авторских прав, характер последующего использования, например, CC Attribution Non-commercial не только предусматривает обязанность указания авторства, но и устанавливает, что характер использования должен быть некоммерческим <20>. Кроме этого, такая лицензия, как CC Attribution Noncommercial No Derivative Works, помимо описанных выше ограничений, вводит еще одно - запрет на распространение переработанного объекта авторских прав в случае переработки первоначального <21>.
(Чувствинов И.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 3)Однако существуют и их противоположные аналоги, которые являются "несвободными" в связи с тем, что по их условиям устанавливается ряд ограничений на виды использования объекта авторских прав, характер последующего использования, например, CC Attribution Non-commercial не только предусматривает обязанность указания авторства, но и устанавливает, что характер использования должен быть некоммерческим <20>. Кроме этого, такая лицензия, как CC Attribution Noncommercial No Derivative Works, помимо описанных выше ограничений, вводит еще одно - запрет на распространение переработанного объекта авторских прав в случае переработки первоначального <21>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отдельно отметим, что архитектурный проект <1>, подготовленный при разработке ПД, является объектом авторского права. Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отдельно отметим, что архитектурный проект <1>, подготовленный при разработке ПД, является объектом авторского права. Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав.