Виды налогов и сборов в Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды налогов и сборов в Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов" НК РФСТАТЬЯ 12 "ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов" НК РФСТАТЬЯ 12 "ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2024 N 259-ФЗ
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Главы части первой Налогового кодекса РФ устанавливают общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ: виды налогов и сборов, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых служб и агентов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налогового законодательства; порядок обжалования актов налоговых организаций и действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Главы части первой Налогового кодекса РФ устанавливают общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ: виды налогов и сборов, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых служб и агентов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налогового законодательства; порядок обжалования актов налоговых организаций и действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
Статья: Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Наличие общих признаков у налогов, сборов и страховых взносов затрудняет их четкое разграничение. В результате анализа норм налогового законодательства установлено, что страховые взносы по правовой природе сочетают в себе признаки и налога, и сбора, а также регламентированы всеми статьями НК РФ, в том числе устанавливающими ответственность за налоговые правонарушения. Так, ст. 12 НК РФ "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" главы 2 "Система налогов и сборов в Российской Федерации" закрепляет, что "в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные", а также ст. 18 закрепляет спецналогрежимы. Страховые взносы в данной главе не упомянуты. Таким образом, можно сделать вывод, что страховые взносы вынесены за рамки налоговой системы. Данный факт, на наш взгляд, является упущением. Считаем целесообразным изменить формулировку ст. 12 НК РФ на следующую: "Система налогов, сборов и страховых взносов в Российской Федерации", и указать в п. 15.1 страховые взносы.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Наличие общих признаков у налогов, сборов и страховых взносов затрудняет их четкое разграничение. В результате анализа норм налогового законодательства установлено, что страховые взносы по правовой природе сочетают в себе признаки и налога, и сбора, а также регламентированы всеми статьями НК РФ, в том числе устанавливающими ответственность за налоговые правонарушения. Так, ст. 12 НК РФ "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" главы 2 "Система налогов и сборов в Российской Федерации" закрепляет, что "в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные", а также ст. 18 закрепляет спецналогрежимы. Страховые взносы в данной главе не упомянуты. Таким образом, можно сделать вывод, что страховые взносы вынесены за рамки налоговой системы. Данный факт, на наш взгляд, является упущением. Считаем целесообразным изменить формулировку ст. 12 НК РФ на следующую: "Система налогов, сборов и страховых взносов в Российской Федерации", и указать в п. 15.1 страховые взносы.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. В ч. 7 комментируемой статьи перечислены сведения, которые должны содержаться в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в отношении каждого из указанных юридических лиц. Согласно п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ, который применил понятие "идентификационный номер налогоплательщика", "каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика". Таким образом, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), о котором говорится в п. 1 ч. 7 комментируемой статьи, - это персональный номер гражданина (в том числе иностранного гражданина, лица без гражданства) в налоговых органах РФ. Он нужен для учета сведений о налогооблагаемых доходах конкретного гражданина и учета уплачиваемых им налогов. У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. В ч. 7 комментируемой статьи перечислены сведения, которые должны содержаться в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в отношении каждого из указанных юридических лиц. Согласно п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ, который применил понятие "идентификационный номер налогоплательщика", "каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика". Таким образом, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), о котором говорится в п. 1 ч. 7 комментируемой статьи, - это персональный номер гражданина (в том числе иностранного гражданина, лица без гражданства) в налоговых органах РФ. Он нужен для учета сведений о налогооблагаемых доходах конкретного гражданина и учета уплачиваемых им налогов. У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов).
Статья: Сроки давности по налогам на недвижимость
(Ростов А., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (то есть пополняет казну города, поселения, муниципального района или округа). Порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
(Ростов А., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (то есть пополняет казну города, поселения, муниципального района или округа). Порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
Ситуация: Как получить ИНН?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов). ИНН, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры (абз. 1 п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 16 Приложения к Приказу N ММВ-7-6/435@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов). ИНН, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры (абз. 1 п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 16 Приложения к Приказу N ММВ-7-6/435@).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Широкое применение термин "формат" находит в ведомственных актах, регламентирующих деятельность с информацией в электронном виде: сводный формат внутреннего пользования, формат сообщений (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ), формат транспортного сообщения при обмене электронными документами (Федеральная служба государственной статистики РФ), формат представления учетно-операционной и иной информации, формат параметров (элементов данных) электронных документов, цифровой векторный формат контуров сельскохозяйственных угодий (Министерство сельского хозяйства РФ), формат выгрузки данных (Центральный банк РФ), формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (Министерство РФ по налогам и сборам), формат обмена данными (Агентство по страхованию вкладов), формат запросов налоговых органов, формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи (Федеральная налоговая служба), формат передачи данных (Министерство внутренних дел РФ), формат представления информации (Министерство энергетики РФ), формат и регламент передачи данных, форматы полей файла, данных (Комиссия Таможенного союза Евразийского экономического сообщества), запись номера версии формата данных (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), формат поля данных информационного элемента, характеризующего часть конкатенируемого SMS-сообщения (Министерство транспорта РФ), описание структуры XML-схемы файла обмена (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), формат простых типов данных (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), формат кадра данных, формат блока данных (Министерство информационных технологий и связи РФ, 2006 - 2007).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Широкое применение термин "формат" находит в ведомственных актах, регламентирующих деятельность с информацией в электронном виде: сводный формат внутреннего пользования, формат сообщений (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ), формат транспортного сообщения при обмене электронными документами (Федеральная служба государственной статистики РФ), формат представления учетно-операционной и иной информации, формат параметров (элементов данных) электронных документов, цифровой векторный формат контуров сельскохозяйственных угодий (Министерство сельского хозяйства РФ), формат выгрузки данных (Центральный банк РФ), формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (Министерство РФ по налогам и сборам), формат обмена данными (Агентство по страхованию вкладов), формат запросов налоговых органов, формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи (Федеральная налоговая служба), формат передачи данных (Министерство внутренних дел РФ), формат представления информации (Министерство энергетики РФ), формат и регламент передачи данных, форматы полей файла, данных (Комиссия Таможенного союза Евразийского экономического сообщества), запись номера версии формата данных (Министерство здравоохранения и социального развития РФ), формат поля данных информационного элемента, характеризующего часть конкатенируемого SMS-сообщения (Министерство транспорта РФ), описание структуры XML-схемы файла обмена (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), формат простых типов данных (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), формат кадра данных, формат блока данных (Министерство информационных технологий и связи РФ, 2006 - 2007).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно п. 1 "и" ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, именно федеральное законодательство (НК РФ) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате любых налогов и сборов, решает иные основные вопросы регулирования налоговых отношений (ст. 1 НК РФ). Пункт 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ непосредственно определяют порядок установления местных налогов и закрепляют их перечень. Пункт 6 ст. 12 НК РФ указывает, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ. Таким образом, действующее законодательство не позволяет делать выводы о каком-либо обособленном правовом регулировании местного налогообложения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно п. 1 "и" ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, именно федеральное законодательство (НК РФ) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате любых налогов и сборов, решает иные основные вопросы регулирования налоговых отношений (ст. 1 НК РФ). Пункт 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ непосредственно определяют порядок установления местных налогов и закрепляют их перечень. Пункт 6 ст. 12 НК РФ указывает, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ. Таким образом, действующее законодательство не позволяет делать выводы о каком-либо обособленном правовом регулировании местного налогообложения.
Готовое решение: Уголовная ответственность за неуплату налогов, страховых взносов и сборов
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (страховые взносы, сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если его размер превышает 18 750 000 руб. за три финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ). Этот размер определяется сложением всех видов неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов, администрируемых ФНС России (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48).
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (страховые взносы, сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если его размер превышает 18 750 000 руб. за три финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ). Этот размер определяется сложением всех видов неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов, администрируемых ФНС России (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48).
Статья: Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Применительно к налоговой правосубъектности публично-территориальных образований особый интерес вызывают такие ее составляющие, как обязанности и ответственность. Статья 12 Налогового кодекса РФ предусматривает виды налогов и сборов, а также полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. Примечательно, что термин "полномочия" в данной статье применяется в отношении субъектов РФ и муниципальных образований. Тем самым подчеркивается, что налоговый суверенитет принадлежит Российской Федерации, а полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований носят вторичный характер, подлежат обязательному установлению федеральным законом.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Применительно к налоговой правосубъектности публично-территориальных образований особый интерес вызывают такие ее составляющие, как обязанности и ответственность. Статья 12 Налогового кодекса РФ предусматривает виды налогов и сборов, а также полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. Примечательно, что термин "полномочия" в данной статье применяется в отношении субъектов РФ и муниципальных образований. Тем самым подчеркивается, что налоговый суверенитет принадлежит Российской Федерации, а полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований носят вторичный характер, подлежат обязательному установлению федеральным законом.