Виды муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Законом о местном самоуправлении нормативные правовые акты муниципальных образований вступают в силу после их обнародования (ч. 9 ст. 52, ч. 9 ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). При этом в тексте указанных статей названы только несколько видов муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Законом о местном самоуправлении нормативные правовые акты муниципальных образований вступают в силу после их обнародования (ч. 9 ст. 52, ч. 9 ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). При этом в тексте указанных статей названы только несколько видов муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию:
Статья: Муниципальное процессуальное регулирование деятельности органов местного самоуправления
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В названном Федеральном законе выделяются два вида муниципальных правовых актов - нормативные и индивидуальные. Общеобязательной регулятивной силой обладают муниципальные нормативные правовые акты. Они документально оформляются, обязательны для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований, состоят из материальных и процессуальных норм. Материальные нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления, процессуальные закрепляют процедуры, которые ими реализуются для их исполнения. Такое содержание муниципальных нормативных правовых актов позволяет их характеризовать в качестве правовых актов, предназначенных как для закрепления компетенции органов местного самоуправления, так и для процессуального обеспечения их деятельности <3>.
(Забелина Е.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В названном Федеральном законе выделяются два вида муниципальных правовых актов - нормативные и индивидуальные. Общеобязательной регулятивной силой обладают муниципальные нормативные правовые акты. Они документально оформляются, обязательны для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований, состоят из материальных и процессуальных норм. Материальные нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления, процессуальные закрепляют процедуры, которые ими реализуются для их исполнения. Такое содержание муниципальных нормативных правовых актов позволяет их характеризовать в качестве правовых актов, предназначенных как для закрепления компетенции органов местного самоуправления, так и для процессуального обеспечения их деятельности <3>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2386
(ред. от 12.09.2025)
"О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере")6. Сведения о мерах социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении
(ред. от 12.09.2025)
"О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере")6. Сведения о мерах социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Преподаватели кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина в течение многих лет сотрудничают с органами местного самоуправления Ханты-Мансийска, других городов, участвуют в конференциях, совещаниях, посвященных вопросам модернизации муниципального контроля, повышения его роли в обеспечении достойной жизни населения. Результатом совместной работы ученых и практиков становятся предложения по совершенствованию законодательства и правоприменения, направляемые в адрес Минэкономразвития России, других органов публичной власти. Одним из результатов такой работы явилась настоящая монография, в которой проведен анализ всех видов муниципального контроля и механизма его осуществления, направленный на устранение теоретико-доктринальных пробелов в исследовании института муниципального контроля, на обоснование обновленного подхода к пониманию парадигмы развития муниципального контроля в современных условиях. Предлагаемые изменения в законодательстве и правоприменительной практике призваны обеспечить более широкий спектр возможностей эффективного осуществления муниципального контроля. Предложения и выводы авторов монографии могут быть использованы в ходе дальнейшего осмысления института муниципального контроля, его места в системе местного самоуправления, совершенствования организационно-правового механизма его осуществления, для развития научных представлений о муниципальном контроле как части единой системы публичного контроля, направленной на повышение качества и комфортности жизни населения. Результаты работы формируют доктринальную основу для дальнейшего научного поиска и позволяют вывести исследование муниципального контроля на новый научный уровень. Сформулированные авторами выводы найдут применение в обеспечении деятельности органов местного самоуправления по разработке и корректировке муниципальных правовых актов в области различных видов муниципального контроля, а также соответствующего федерального и регионального законодательства. Материалы монографии могут быть использованы в учебном процессе.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Преподаватели кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина в течение многих лет сотрудничают с органами местного самоуправления Ханты-Мансийска, других городов, участвуют в конференциях, совещаниях, посвященных вопросам модернизации муниципального контроля, повышения его роли в обеспечении достойной жизни населения. Результатом совместной работы ученых и практиков становятся предложения по совершенствованию законодательства и правоприменения, направляемые в адрес Минэкономразвития России, других органов публичной власти. Одним из результатов такой работы явилась настоящая монография, в которой проведен анализ всех видов муниципального контроля и механизма его осуществления, направленный на устранение теоретико-доктринальных пробелов в исследовании института муниципального контроля, на обоснование обновленного подхода к пониманию парадигмы развития муниципального контроля в современных условиях. Предлагаемые изменения в законодательстве и правоприменительной практике призваны обеспечить более широкий спектр возможностей эффективного осуществления муниципального контроля. Предложения и выводы авторов монографии могут быть использованы в ходе дальнейшего осмысления института муниципального контроля, его места в системе местного самоуправления, совершенствования организационно-правового механизма его осуществления, для развития научных представлений о муниципальном контроле как части единой системы публичного контроля, направленной на повышение качества и комфортности жизни населения. Результаты работы формируют доктринальную основу для дальнейшего научного поиска и позволяют вывести исследование муниципального контроля на новый научный уровень. Сформулированные авторами выводы найдут применение в обеспечении деятельности органов местного самоуправления по разработке и корректировке муниципальных правовых актов в области различных видов муниципального контроля, а также соответствующего федерального и регионального законодательства. Материалы монографии могут быть использованы в учебном процессе.
Ситуация: Относится ли балкон к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся только балконные плиты (плиты лоджий), пользование которыми и их содержание осуществляются в порядке, установленном для общего имущества собственников помещений в МКД. Балконные двери, проемы, окна - относятся к личному имуществу, содержание которого осуществляет собственник самостоятельно в установленном порядке, в связи с чем собственник вправе в том числе заменять окна и балконные двери, устанавливать на лоджиях и балконах дополнительное остекление, утеплять стены разрешенными материалами. Однако внешний вид дома, в том числе остекление фасадов, может регулироваться муниципальными правовыми актами и законами субъекта РФ, в которых расположено жилое помещение (ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 36, ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ; Информация Минстроя России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся только балконные плиты (плиты лоджий), пользование которыми и их содержание осуществляются в порядке, установленном для общего имущества собственников помещений в МКД. Балконные двери, проемы, окна - относятся к личному имуществу, содержание которого осуществляет собственник самостоятельно в установленном порядке, в связи с чем собственник вправе в том числе заменять окна и балконные двери, устанавливать на лоджиях и балконах дополнительное остекление, утеплять стены разрешенными материалами. Однако внешний вид дома, в том числе остекление фасадов, может регулироваться муниципальными правовыми актами и законами субъекта РФ, в которых расположено жилое помещение (ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 36, ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ; Информация Минстроя России).
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Такие положения не единственный вид муниципальных процессуальных правовых актов. Повсеместное развитие получила практика разработки и принятия муниципальных правовых актов в форме регламентов, регулирующих внутреннюю организацию работы соответствующих органов местного самоуправления. Однако такая практика нуждается в совершенствовании. В связи с этим профессор Г.Д. Садовникова справедливо отметила целесообразность выработки в науке единого подхода к вопросу о правовой природе регламентов, в том числе представительных органов местного самоуправления, сформулировав следующую дефиницию: регламент представительных органов публичной власти в РФ представляет собой свод установленных на основе Конституции РФ, законодательства РФ и субъектов РФ представительным органом правил, определяющих внутреннюю структуру органа и процедуру деятельности, которым он должен неукоснительно следовать, осуществляя свои полномочия <10>. Такой Регламент, к примеру, утвержден решением Совета депутатов городского округа Пушкинский Московской области от 21.04.2022 N 238/15-НПА <11>, которым установлен порядок подготовки и проведения заседаний Совета депутатов. Он предусматривает, в частности, процедуру разработки, принятия текущих и перспективных планов работы Совета депутатов. Эта процедура включает в себя такие процессуальные действия, как сбор предложений к плану от постоянных и временных комиссий, депутатских групп, обобщение этих предложений заместителем председателя Совета депутатов, представление проекта плана главе городского округа, последующее рассмотрение и утверждение на заседании Совета депутатов.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Такие положения не единственный вид муниципальных процессуальных правовых актов. Повсеместное развитие получила практика разработки и принятия муниципальных правовых актов в форме регламентов, регулирующих внутреннюю организацию работы соответствующих органов местного самоуправления. Однако такая практика нуждается в совершенствовании. В связи с этим профессор Г.Д. Садовникова справедливо отметила целесообразность выработки в науке единого подхода к вопросу о правовой природе регламентов, в том числе представительных органов местного самоуправления, сформулировав следующую дефиницию: регламент представительных органов публичной власти в РФ представляет собой свод установленных на основе Конституции РФ, законодательства РФ и субъектов РФ представительным органом правил, определяющих внутреннюю структуру органа и процедуру деятельности, которым он должен неукоснительно следовать, осуществляя свои полномочия <10>. Такой Регламент, к примеру, утвержден решением Совета депутатов городского округа Пушкинский Московской области от 21.04.2022 N 238/15-НПА <11>, которым установлен порядок подготовки и проведения заседаний Совета депутатов. Он предусматривает, в частности, процедуру разработки, принятия текущих и перспективных планов работы Совета депутатов. Эта процедура включает в себя такие процессуальные действия, как сбор предложений к плану от постоянных и временных комиссий, депутатских групп, обобщение этих предложений заместителем председателя Совета депутатов, представление проекта плана главе городского округа, последующее рассмотрение и утверждение на заседании Совета депутатов.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)- взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)- взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В публичном праве выделяются следующие виды коллизий форм права: коллизии нормативных правовых актов, коллизии муниципальных правовых актов, коллизии компетенции органов государственной власти (органов местного самоуправления), коллизии между федеральными законами и международными актами РФ.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)В публичном праве выделяются следующие виды коллизий форм права: коллизии нормативных правовых актов, коллизии муниципальных правовых актов, коллизии компетенции органов государственной власти (органов местного самоуправления), коллизии между федеральными законами и международными актами РФ.
Статья: Конституционализация антикоррупционного законодательства на примере Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Этой "увлеченности" внеконституционного подхода к различным аспектам антикоррупционного законодательства поспособствовал и федеральный законодатель, который, с одной стороны, в ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции" среди перечня правовых актов, составляющих правовую основу противодействия коррупции, указывает Конституцию РФ, а с другой стороны, в ст. 1 этого же Закона, раскрывая содержание понятия "нормативные правовые акты Российской Федерации", избегает упоминания Конституции РФ, при этом перечисляет все три уровня (федеральный, региональный и муниципальный) видов правовых актов, начиная отсчет от федеральных конституционных законов и заканчивая муниципальными правовыми актами.
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Этой "увлеченности" внеконституционного подхода к различным аспектам антикоррупционного законодательства поспособствовал и федеральный законодатель, который, с одной стороны, в ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции" среди перечня правовых актов, составляющих правовую основу противодействия коррупции, указывает Конституцию РФ, а с другой стороны, в ст. 1 этого же Закона, раскрывая содержание понятия "нормативные правовые акты Российской Федерации", избегает упоминания Конституции РФ, при этом перечисляет все три уровня (федеральный, региональный и муниципальный) видов правовых актов, начиная отсчет от федеральных конституционных законов и заканчивая муниципальными правовыми актами.
Статья: Суд пришел к выводу о доказанности факта использования средств дольщиков не по целевому назначению
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 31)В собственности организации находились земельные участки с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома". В муниципальном правовом акте в редакции, действовавшей в 2020 г., не было ограничения на применение льготной ставки в отношении участков под ИЖС, "приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности". Руководствуясь муниципальным правовым актом, заявитель исчислил и уплатил налог за 2020 г. по ставке 0,15%. Инспекция рассчитала налог с применением ставки 1,5%. Суд отказал в удовлетворении требования организации. С 2020 г. сам факт принадлежности коммерческой организации участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, исключает возможность применения льготной ставки, независимо от того, есть ли в муниципальном акте упоминание о невозможности применения ставки по участкам, используемым в предпринимательской деятельности.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 31)В собственности организации находились земельные участки с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома". В муниципальном правовом акте в редакции, действовавшей в 2020 г., не было ограничения на применение льготной ставки в отношении участков под ИЖС, "приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности". Руководствуясь муниципальным правовым актом, заявитель исчислил и уплатил налог за 2020 г. по ставке 0,15%. Инспекция рассчитала налог с применением ставки 1,5%. Суд отказал в удовлетворении требования организации. С 2020 г. сам факт принадлежности коммерческой организации участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, исключает возможность применения льготной ставки, независимо от того, есть ли в муниципальном акте упоминание о невозможности применения ставки по участкам, используемым в предпринимательской деятельности.