Виды лицензий на недра
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды лицензий на недра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Как следует из положений статей 10, 11, 16, 18 Закона о недрах, предоставление недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация на УСН получила лицензию на пользование недрами, в которой указан вид пользования: изучение, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых. Теряет ли организация право на применение УСН?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация на УСН получила лицензию на пользование недрами, в которой указан вид пользования: изучение, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых. Теряет ли организация право на применение УСН?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация на УСН получила лицензию на пользование недрами, в которой указан вид пользования: изучение, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых. Теряет ли организация право на применение УСН?
Статья: Правовой статус горной выработки как объекта обложения налогом на имущество организаций
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В Законе о недрах установлен разрешительный режим пользования недрами - оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Согласно статье 6 указанного Закона недра предоставляются в пользование для определенных целей, в числе которых выделены строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов).
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В Законе о недрах установлен разрешительный режим пользования недрами - оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Согласно статье 6 указанного Закона недра предоставляются в пользование для определенных целей, в числе которых выделены строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов).
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Уполномоченный орган по надзору в сфере природопользования обратился в суд с иском к хозяйственному обществу о возмещении вреда, причиненного недрам вследствие добычи минерального сырья (рапы) без оформленного в установленном законом порядке права пользования в виде лицензии на пользование недрами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Уполномоченный орган по надзору в сфере природопользования обратился в суд с иском к хозяйственному обществу о возмещении вреда, причиненного недрам вследствие добычи минерального сырья (рапы) без оформленного в установленном законом порядке права пользования в виде лицензии на пользование недрами.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)8. Право пользования подземными водными объектами, как указано в ч. 3 комментируемой статьи, как и формы собственности на такие объекты (см. ст. 8 ВК РФ), приобретается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством о недрах. В этом случае действуют правила предоставления права пользования недрами, установленные Законом о недрах. В частности, ст. 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)8. Право пользования подземными водными объектами, как указано в ч. 3 комментируемой статьи, как и формы собственности на такие объекты (см. ст. 8 ВК РФ), приобретается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством о недрах. В этом случае действуют правила предоставления права пользования недрами, установленные Законом о недрах. В частности, ст. 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Обратившись к правовым предписаниям ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), можно увидеть формулировку о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Однако в анализируемой норме не говорится о том, что лицензия является основанием предоставления права пользования, а лишь указывается на выдачу документа в виде лицензии, подтверждающего предоставление соответствующего права. Правоподтверждающий характер лицензии можно обнаружить и в ч. 3 ст. 11 Закона "О недрах", устанавливающей, что "лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр". В качестве основания предоставления права пользования участком недр антропогенного происхождения выступает решение межведомственной комиссии в силу абз. 12 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона "О недрах". Учитывая системное толкование указанных норм, следует сделать вывод, что лицензия является документом, подтверждающим наличие у недропользователя вещного права пользования участком недр антропогенного происхождения, предоставленного на основании разрешения межведомственной комиссии, действующей в интересах собственника - государства, субъекта РФ. При этом порядок предоставления данного права регламентируется специальным нормативным правовым актом <6>, предусматривающим особый механизм правонаделения, который имеет значительные отличия от порядка государственной регистрации и выдачи лицензии недропользователю. Подтверждением сказанному служит и то обстоятельство, что административные последствия в виде выдачи лицензии, удостоверяющей право пользования отходами недропользования, урегулированы в отдельном нормативном акте <7>. Это лишний раз подчеркивает существование разных правовых механизмов по предоставлению имущественного права пользования и оформлению и выдаче лицензии. Как представляется, специфика данного порядка состоит в том, что в нем прослеживается гражданско-правовой характер взаимоотношений публичного образования в лице компетентного органа государственной власти (далее - Роснедр) и хозяйствующего субъекта, осуществившего за свой счет геологическое изучение отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Обратившись к правовым предписаниям ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), можно увидеть формулировку о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Однако в анализируемой норме не говорится о том, что лицензия является основанием предоставления права пользования, а лишь указывается на выдачу документа в виде лицензии, подтверждающего предоставление соответствующего права. Правоподтверждающий характер лицензии можно обнаружить и в ч. 3 ст. 11 Закона "О недрах", устанавливающей, что "лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр". В качестве основания предоставления права пользования участком недр антропогенного происхождения выступает решение межведомственной комиссии в силу абз. 12 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона "О недрах". Учитывая системное толкование указанных норм, следует сделать вывод, что лицензия является документом, подтверждающим наличие у недропользователя вещного права пользования участком недр антропогенного происхождения, предоставленного на основании разрешения межведомственной комиссии, действующей в интересах собственника - государства, субъекта РФ. При этом порядок предоставления данного права регламентируется специальным нормативным правовым актом <6>, предусматривающим особый механизм правонаделения, который имеет значительные отличия от порядка государственной регистрации и выдачи лицензии недропользователю. Подтверждением сказанному служит и то обстоятельство, что административные последствия в виде выдачи лицензии, удостоверяющей право пользования отходами недропользования, урегулированы в отдельном нормативном акте <7>. Это лишний раз подчеркивает существование разных правовых механизмов по предоставлению имущественного права пользования и оформлению и выдаче лицензии. Как представляется, специфика данного порядка состоит в том, что в нем прослеживается гражданско-правовой характер взаимоотношений публичного образования в лице компетентного органа государственной власти (далее - Роснедр) и хозяйствующего субъекта, осуществившего за свой счет геологическое изучение отходов недропользования.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Использование общераспространенных полезных ископаемых для производственных и технологических нужд требует специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования недрами. Пользование недрами без соответствующей лицензии влечет применение к правонарушителям мер административной ответственности согласно ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <4>.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Использование общераспространенных полезных ископаемых для производственных и технологических нужд требует специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования недрами. Пользование недрами без соответствующей лицензии влечет применение к правонарушителям мер административной ответственности согласно ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <4>.
Статья: Замещение активов в деле о банкротстве: что следует учитывать кредиторам
(Тажбаев А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)Суд апелляционной инстанции акцентировал внимание на том, что у должника имеется единый имущественный комплекс, предназначенный для добычи угля, его транспортировки и переработки, то есть обеспечивается весь производственный цикл от добычи сырья до получения собственно товарного продукта (щебня), который и реализуется на рынке. Предложенная собранием кредиторов схема по фактическому разделению цельной производственной цепочки на две совокупности имущественных объектов (а именно: в состав первого акционерного общества включаются только имущественные права должника в виде лицензий на производство маркшейдерских работ и на право пользования недрами, в состав второго акционерного общества включаются право аренды земельного участка, автодорога "карьер - промплощадка", все транспортные средства и самоходные машины должника, а также все объекты недвижимости и оборудование фабрики по переработке добытого камня) экономически нецелесообразна. В случае реализации указанного проекта создания двух акционерных обществ каждое из них не сможет осуществлять свою деятельность самостоятельно до получения конечного товарного продукта без привлечения другого акционерного общества или соответствующих услуг третьих лиц.
(Тажбаев А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)Суд апелляционной инстанции акцентировал внимание на том, что у должника имеется единый имущественный комплекс, предназначенный для добычи угля, его транспортировки и переработки, то есть обеспечивается весь производственный цикл от добычи сырья до получения собственно товарного продукта (щебня), который и реализуется на рынке. Предложенная собранием кредиторов схема по фактическому разделению цельной производственной цепочки на две совокупности имущественных объектов (а именно: в состав первого акционерного общества включаются только имущественные права должника в виде лицензий на производство маркшейдерских работ и на право пользования недрами, в состав второго акционерного общества включаются право аренды земельного участка, автодорога "карьер - промплощадка", все транспортные средства и самоходные машины должника, а также все объекты недвижимости и оборудование фабрики по переработке добытого камня) экономически нецелесообразна. В случае реализации указанного проекта создания двух акционерных обществ каждое из них не сможет осуществлять свою деятельность самостоятельно до получения конечного товарного продукта без привлечения другого акционерного общества или соответствующих услуг третьих лиц.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В данном случае согласно лицензии вид пользования недрами установлен как "добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов ПАО... и населения и предприятий города...".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В данном случае согласно лицензии вид пользования недрами установлен как "добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов ПАО... и населения и предприятий города...".
Статья: Понятие недвижимости в Гражданском кодексе России (история, современность и перспективы развития)
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)<10> Такое право оформляется "специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами", которая "является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий" (ст. 11 Закона о недрах). Предусмотренная ст. 1.2 Закона о недрах возможность перехода права пользования недрами от одного лица к другому реализуется в ст. 17.1 "Переход права пользования участками недр" Закона, в которой содержится исчерпывающий перечень случаев такого перехода, связанный с передачей лицензии реорганизуемого юридического лица его правопреемнику и с возможностью передачи лицензии в случае банкротства. Такое решение законодателя не свидетельствует о включении участков недр в гражданский оборот.
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)<10> Такое право оформляется "специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами", которая "является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий" (ст. 11 Закона о недрах). Предусмотренная ст. 1.2 Закона о недрах возможность перехода права пользования недрами от одного лица к другому реализуется в ст. 17.1 "Переход права пользования участками недр" Закона, в которой содержится исчерпывающий перечень случаев такого перехода, связанный с передачей лицензии реорганизуемого юридического лица его правопреемнику и с возможностью передачи лицензии в случае банкротства. Такое решение законодателя не свидетельствует о включении участков недр в гражданский оборот.