Виды культурной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды культурной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу: культура и экскурсия - экономика и право
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)"Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг", - именно с этих слов Джорджа Бернарда Шоу хотелось бы начать характеристику новелл действующего законодательства, существенным образом меняющих режим правового регулирования экскурсионной деятельности и роль экскурсовода (гида) <1> как главного действующего лица в ней, непременно дополнив иным высказыванием того же автора - "Свобода означает ответственность" <2>. Речь в дальнейшем пойдет о нормах Федерального закона от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <3>, уже на момент подготовки и принятия ставших дискуссионными. С точки зрения современности очевидно, что человечество характеризуют не только природно-биологические основы его существования, но и экономико-социальные, более того, характеризуемые всеобъемлющим понятием "культура", которое относится к "числу фундаментальных и имеет множество значений" <4>, лишь одно из которых: "Культура - это средство человеческой самореализации, самовыражения" <5>. Она "в самом широком смысле... то, что создано руками и разумом человека... передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания... усваивается личностью в процессе ее социального становления" <6>. Учебник по культурологии под редакцией М.М. Каримова характеризует культуру как "совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным", при этом очень метко определяется ее сущность - это "способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания", таким образом, культура "включает в себя и деятельность, и ее результаты, смыслы и оценки", она "воплощение подлинного человеческого бытия" <7>. Это понятие, неотделимое от абсолютно всех сфер жизнедеятельности общества, соответственно, сфера туризма не является исключением. В этой связи интерес представляет исследование, проведенное Т.В. Рябовой и Е.В. Эртман, в котором авторы опираются на понятие "инкультурация" со ссылкой на мнение М.А. Ариарского о том, что данный процесс существенно отличается от социализации, в том числе тем, что он слагается из "мотивированного "вхождения" индивида в конкретную форму культуры, усвоения особенностей мышления и действий", т.е. "человек... самостоятельно определяет траекторию своей инкультурации", при этом авторы приходят к закономерному выводу, что данный процесс осуществляется посредством участия "в определенных формах и видах культурной деятельности, к числу которых относится туризм" <8>. Сразу же заметим, что они рассматривают процесс инкультурации, подчеркивая важность не просто туризма в широком смысле слова, но и туризма самостоятельного, выделяемого особенно (отмечая, что в его основе лежит "независимая самоорганизация"); более того, констатируют его способность достигать "высокого уровня... культурно-просветительской эффективности", в том числе с учетом ярко выражающейся в нем "познавательной активности как следствия свободного выбора туристом ценностей культуры" <9>. Отметим, что данный вид туризма определен законодательством как "самодеятельный" <10>, к тому же существенно, что в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. сделан акцент на том, что "популяризация самостоятельно организованного туризма способствует усилению разнообразия видов туризма" <11>, более того, говоря об этом, субъект нормотворческой деятельности предусматривает важнейшее условие - снятие социально-экономических и, что важно, административных ограничений. В контексте сказанного несложно заметить два аспекта - самодеятельный туризм важен не исключительно сам по себе, он своеобразный "индикатор" общественных потребностей, не только отражаемых в туризме, но и в целом в социокультурной сфере, а также "катализатор" возникновения новых видов туризма, построенных по модели профессионального. Однако и это далеко не все, в рамках туристской деятельности происходит культурная коммуникация, которая в свою очередь порождает сложные цепочки иных культурных коммуникаций в самых разнообразных социальных сферах, создаются смыслы, идеи, ценности, закладывается основа инкультурации гораздо в более широких масштабах и сложных формах. Определенное значение приобретает весь спектр туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных, способных удовлетворить духовные и иные потребности), который может быть использован туристом, в том числе самостоятельно.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)"Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг", - именно с этих слов Джорджа Бернарда Шоу хотелось бы начать характеристику новелл действующего законодательства, существенным образом меняющих режим правового регулирования экскурсионной деятельности и роль экскурсовода (гида) <1> как главного действующего лица в ней, непременно дополнив иным высказыванием того же автора - "Свобода означает ответственность" <2>. Речь в дальнейшем пойдет о нормах Федерального закона от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <3>, уже на момент подготовки и принятия ставших дискуссионными. С точки зрения современности очевидно, что человечество характеризуют не только природно-биологические основы его существования, но и экономико-социальные, более того, характеризуемые всеобъемлющим понятием "культура", которое относится к "числу фундаментальных и имеет множество значений" <4>, лишь одно из которых: "Культура - это средство человеческой самореализации, самовыражения" <5>. Она "в самом широком смысле... то, что создано руками и разумом человека... передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания... усваивается личностью в процессе ее социального становления" <6>. Учебник по культурологии под редакцией М.М. Каримова характеризует культуру как "совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным", при этом очень метко определяется ее сущность - это "способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания", таким образом, культура "включает в себя и деятельность, и ее результаты, смыслы и оценки", она "воплощение подлинного человеческого бытия" <7>. Это понятие, неотделимое от абсолютно всех сфер жизнедеятельности общества, соответственно, сфера туризма не является исключением. В этой связи интерес представляет исследование, проведенное Т.В. Рябовой и Е.В. Эртман, в котором авторы опираются на понятие "инкультурация" со ссылкой на мнение М.А. Ариарского о том, что данный процесс существенно отличается от социализации, в том числе тем, что он слагается из "мотивированного "вхождения" индивида в конкретную форму культуры, усвоения особенностей мышления и действий", т.е. "человек... самостоятельно определяет траекторию своей инкультурации", при этом авторы приходят к закономерному выводу, что данный процесс осуществляется посредством участия "в определенных формах и видах культурной деятельности, к числу которых относится туризм" <8>. Сразу же заметим, что они рассматривают процесс инкультурации, подчеркивая важность не просто туризма в широком смысле слова, но и туризма самостоятельного, выделяемого особенно (отмечая, что в его основе лежит "независимая самоорганизация"); более того, констатируют его способность достигать "высокого уровня... культурно-просветительской эффективности", в том числе с учетом ярко выражающейся в нем "познавательной активности как следствия свободного выбора туристом ценностей культуры" <9>. Отметим, что данный вид туризма определен законодательством как "самодеятельный" <10>, к тому же существенно, что в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. сделан акцент на том, что "популяризация самостоятельно организованного туризма способствует усилению разнообразия видов туризма" <11>, более того, говоря об этом, субъект нормотворческой деятельности предусматривает важнейшее условие - снятие социально-экономических и, что важно, административных ограничений. В контексте сказанного несложно заметить два аспекта - самодеятельный туризм важен не исключительно сам по себе, он своеобразный "индикатор" общественных потребностей, не только отражаемых в туризме, но и в целом в социокультурной сфере, а также "катализатор" возникновения новых видов туризма, построенных по модели профессионального. Однако и это далеко не все, в рамках туристской деятельности происходит культурная коммуникация, которая в свою очередь порождает сложные цепочки иных культурных коммуникаций в самых разнообразных социальных сферах, создаются смыслы, идеи, ценности, закладывается основа инкультурации гораздо в более широких масштабах и сложных формах. Определенное значение приобретает весь спектр туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных, способных удовлетворить духовные и иные потребности), который может быть использован туристом, в том числе самостоятельно.
Статья: Правовое регулирование службы в органах внутренних дел: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В белорусском законодательстве заслуживают внимания ряд норм Закона "Об органах внутренних дел РБ". Так, в ч. 3 ст. 32 для сотрудников ОВД установлен запрет на совмещение службы с иной оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, что совпадает с аналогичной нормой Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ". Но наряду с этим в ч. 3 ст. 32 Закона "Об органах внутренних дел РБ" допустимыми видами занятости являются: культурная деятельность и медицинская практика. Представляется целесообразным изучить подобный подход к разрешенным видам совмещаемой деятельности с целью прогнозирования возможности использования в отечественном законодательстве.
(Матвеев С.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В белорусском законодательстве заслуживают внимания ряд норм Закона "Об органах внутренних дел РБ". Так, в ч. 3 ст. 32 для сотрудников ОВД установлен запрет на совмещение службы с иной оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, что совпадает с аналогичной нормой Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ". Но наряду с этим в ч. 3 ст. 32 Закона "Об органах внутренних дел РБ" допустимыми видами занятости являются: культурная деятельность и медицинская практика. Представляется целесообразным изучить подобный подход к разрешенным видам совмещаемой деятельности с целью прогнозирования возможности использования в отечественном законодательстве.
Нормативные акты
Справочная информация: "Социальные налоговые вычеты, инвестиционные налоговые вычеты, налоговые вычеты на долгосрочные сбережения граждан, учитываемые в целях налогообложения дохода физических лиц"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные
Статья: Конституционные принципы культуры России в современных условиях
(Бабурин С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)И речь при этом идет далеко не только о народных художественных промыслах и этнографических праздниках, не только о коренных малочисленных народах, как иногда полагают <23>. Во-первых, все виды, формы и результаты культурной деятельности во всем их многообразии объявлены наследием многонационального народа России. Во-вторых, сама культурная самобытность любых по численности и происхождению народов стала общим наследием многонационального народа России.
(Бабурин С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)И речь при этом идет далеко не только о народных художественных промыслах и этнографических праздниках, не только о коренных малочисленных народах, как иногда полагают <23>. Во-первых, все виды, формы и результаты культурной деятельности во всем их многообразии объявлены наследием многонационального народа России. Во-вторых, сама культурная самобытность любых по численности и происхождению народов стала общим наследием многонационального народа России.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)2 - доходы, полученные в виде доходов от платных форм культурной деятельности, платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами, добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)2 - доходы, полученные в виде доходов от платных форм культурной деятельности, платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами, добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем можно ли сделать обратный вывод о том, что при отрицательном состоянии активов следует квалифицировать имущественный кризис? Такой вывод представляется затруднительным. На самом деле квалификация имущественного кризиса осложняется учетом иных экономических характеристик (показателей). Например, в ряде случаев суды обращают внимание на отрасль, в которой действует юридическое лицо. Так, в рамках одного из дел суд указал, что "наличие отрицательных показателей баланса не свидетельствует об имущественном кризисе общества. С учетом характера деятельности убытки возникали в результате порчи убранного урожая и последующего списания. Однако общество продолжало работать и получать прибыль" <1>. Также суд принял во внимание, что "должник является сельскохозяйственной организацией (основной вид деятельности - выращивание зернобобовых культур [ОКВЭД: 01.11.1]), в связи с чем должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ (пункт 1 статьи 178 Закона о банкротстве)".
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем можно ли сделать обратный вывод о том, что при отрицательном состоянии активов следует квалифицировать имущественный кризис? Такой вывод представляется затруднительным. На самом деле квалификация имущественного кризиса осложняется учетом иных экономических характеристик (показателей). Например, в ряде случаев суды обращают внимание на отрасль, в которой действует юридическое лицо. Так, в рамках одного из дел суд указал, что "наличие отрицательных показателей баланса не свидетельствует об имущественном кризисе общества. С учетом характера деятельности убытки возникали в результате порчи убранного урожая и последующего списания. Однако общество продолжало работать и получать прибыль" <1>. Также суд принял во внимание, что "должник является сельскохозяйственной организацией (основной вид деятельности - выращивание зернобобовых культур [ОКВЭД: 01.11.1]), в связи с чем должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ (пункт 1 статьи 178 Закона о банкротстве)".
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Важное значение для обеспечения доступа к информации имеют правовые основы и конкретные нормы в сфере науки, образования, культуры, языка. Право на доступ к информации раскрывается в законодательстве об отдельных видах деятельности с информационными, образовательными, культурными ресурсами (в том числе в Законе о СМИ, Законе об архивном деле и Законе о библиотечном деле, Законе о музеях).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Важное значение для обеспечения доступа к информации имеют правовые основы и конкретные нормы в сфере науки, образования, культуры, языка. Право на доступ к информации раскрывается в законодательстве об отдельных видах деятельности с информационными, образовательными, культурными ресурсами (в том числе в Законе о СМИ, Законе об архивном деле и Законе о библиотечном деле, Законе о музеях).
Статья: Развитие механизма федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в целях обеспечения национальных интересов
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Одним из механизмов взаимодействия является оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. В 2024 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ была внесена законотворческая инициатива <35>, предусматривающая расширение возможных видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а именно дополнение их таким видом деятельности, как профилактика нарушений миграционного законодательства и противодействие нелегальной миграции, наряду с ранее закрепленным видом деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Спроектированные изменения не в полной мере коррелировали с критериями признания некоммерческих организаций социально ориентированными, указывающими на общую направленность соответствующих видов деятельности на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Деятельность по осуществлению профилактики нарушений миграционного законодательства и противодействию нелегальной миграции в первую очередь связана с реализацией государственной функции по обеспечению безопасности и осуществляется органами публичной власти в соответствии с предусмотренной компетенцией. Кроме того, предусмотренные изменения нуждались в согласовании с положениями Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" в части определения допустимых форм профилактики, к которым могут быть привлечены общественные объединения.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Одним из механизмов взаимодействия является оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. В 2024 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ была внесена законотворческая инициатива <35>, предусматривающая расширение возможных видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а именно дополнение их таким видом деятельности, как профилактика нарушений миграционного законодательства и противодействие нелегальной миграции, наряду с ранее закрепленным видом деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Спроектированные изменения не в полной мере коррелировали с критериями признания некоммерческих организаций социально ориентированными, указывающими на общую направленность соответствующих видов деятельности на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Деятельность по осуществлению профилактики нарушений миграционного законодательства и противодействию нелегальной миграции в первую очередь связана с реализацией государственной функции по обеспечению безопасности и осуществляется органами публичной власти в соответствии с предусмотренной компетенцией. Кроме того, предусмотренные изменения нуждались в согласовании с положениями Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" в части определения допустимых форм профилактики, к которым могут быть привлечены общественные объединения.
Готовое решение: Какие договоры считаются посредническими и как составить такой договор
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетное учреждение может заключить посреднические договоры для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий госорганов, органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в определенных сферах (например, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры). Такое учреждение может вести иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. п. 1, 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетное учреждение может заключить посреднические договоры для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий госорганов, органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в определенных сферах (например, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры). Такое учреждение может вести иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. п. 1, 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 329-ФЗ спортом признается сфера социально-культурной деятельности, совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 329-ФЗ спортом признается сфера социально-культурной деятельности, совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.