Виды коррупциогенных факторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды коррупциогенных факторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2024 N 88а-30019/2024 (УИД 58OS0000-01-2023-000133-36)
Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 20.02.2024 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.05.2024, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства Пензенской области от 07.07.2022 N 444-рП "Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области".При этом воспроизведение наименований продукции по видам экономической деятельности таким образом, как это осуществлено в оспариваемом распоряжении, не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов, понятие которых приведено в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 20.02.2024 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.05.2024, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства Пензенской области от 07.07.2022 N 444-рП "Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области".При этом воспроизведение наименований продукции по видам экономической деятельности таким образом, как это осуществлено в оспариваемом распоряжении, не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов, понятие которых приведено в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Некоторые авторы усматривают в этом наличие коррупциогенного фактора в виде "широты дискреционных полномочий" <5>.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Некоторые авторы усматривают в этом наличие коррупциогенного фактора в виде "широты дискреционных полномочий" <5>.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательством предусмотрена возможность проведения двух видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательством предусмотрена возможность проведения двух видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения:
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Таким образом, определение лесов и древесно-кустарниковой растительности, содержащееся в Положении о "сельскохозяйственных" лесах, имеющее признаки правовой неопределенности, является коррупциогенным фактором.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Таким образом, определение лесов и древесно-кустарниковой растительности, содержащееся в Положении о "сельскохозяйственных" лесах, имеющее признаки правовой неопределенности, является коррупциогенным фактором.
Статья: Об этических и информационных предпосылках коррупции
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Как социальное явление коррупция непосредственно связана с моральными устоями нашего общества и информационной открытостью функционирующей в нем публичной власти. В статье анализируются соотношение моральных и юридических норм, возможности создания и предотвращения коррупциогенных факторов, предпосылкой к которым служат определенные нравственные связи и отношения. При этом обращается внимание на виды позитивной ответственности и формы ее закрепления в кодексах этики служебного поведения и иными способами. Отмечается, что конфликт интересов, связанный со служебной деятельностью, может иметь как коррупционный, так и более широкий вектор реализации, предлагаются меры по его устранению. В статье обращается внимание на пробелы и противоречия правового регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне и ограничений ее использования, на необходимость расширения гарантий граждан и СМИ на доступ к информации о деятельности судов.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Как социальное явление коррупция непосредственно связана с моральными устоями нашего общества и информационной открытостью функционирующей в нем публичной власти. В статье анализируются соотношение моральных и юридических норм, возможности создания и предотвращения коррупциогенных факторов, предпосылкой к которым служат определенные нравственные связи и отношения. При этом обращается внимание на виды позитивной ответственности и формы ее закрепления в кодексах этики служебного поведения и иными способами. Отмечается, что конфликт интересов, связанный со служебной деятельностью, может иметь как коррупционный, так и более широкий вектор реализации, предлагаются меры по его устранению. В статье обращается внимание на пробелы и противоречия правового регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне и ограничений ее использования, на необходимость расширения гарантий граждан и СМИ на доступ к информации о деятельности судов.
Статья: Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Коррупциогенность в уголовном праве может проявляться в противоречивых положениях уголовного и уголовно-процессуального законодательства, необоснованно широких полномочиях судебных и досудебных инстанций при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности, освобождения от уголовной ответственности и наказания, выборе вида и размера наказания и т.п. Так, ч. 2 ст. 398 УПК РФ предусматривает возможность как отсрочки, так и рассрочки уплаты штрафа, "если немедленная уплата его является для осужденного невозможной". Между тем ст. 46 УК РФ, которой руководствуется суд при назначении штрафа, допускает лишь его рассрочку, что делает норму УПК РФ частично фиктивной. Статья 31 УИК РФ, регламентирующая порядок исполнения наказания в виде штрафа, также содержит информацию лишь о рассрочке. Несмотря на то что существует такой инструмент борьбы с устранением коррупциогенных факторов нормативной базы, как антикоррупционная экспертиза <13>, разработаны соответствующие методики и рекомендации, в этом отношении мало что меняется в положительную сторону. Наоборот, внесение поспешных изменений в законодательство имеет нередко обратный эффект.
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Коррупциогенность в уголовном праве может проявляться в противоречивых положениях уголовного и уголовно-процессуального законодательства, необоснованно широких полномочиях судебных и досудебных инстанций при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности, освобождения от уголовной ответственности и наказания, выборе вида и размера наказания и т.п. Так, ч. 2 ст. 398 УПК РФ предусматривает возможность как отсрочки, так и рассрочки уплаты штрафа, "если немедленная уплата его является для осужденного невозможной". Между тем ст. 46 УК РФ, которой руководствуется суд при назначении штрафа, допускает лишь его рассрочку, что делает норму УПК РФ частично фиктивной. Статья 31 УИК РФ, регламентирующая порядок исполнения наказания в виде штрафа, также содержит информацию лишь о рассрочке. Несмотря на то что существует такой инструмент борьбы с устранением коррупциогенных факторов нормативной базы, как антикоррупционная экспертиза <13>, разработаны соответствующие методики и рекомендации, в этом отношении мало что меняется в положительную сторону. Наоборот, внесение поспешных изменений в законодательство имеет нередко обратный эффект.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В качестве первого направления по совершенствованию правовых основ уголовной политики в области обеспечения финансовой безопасности следует назвать устранение "дефектов законодательной техники, подрывающих принцип правовой определенности... так как... погрешности порождают грубые нарушения прав и свобод. В ряде случаев подобные дефекты являются фактором коррупциогенности" <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В качестве первого направления по совершенствованию правовых основ уголовной политики в области обеспечения финансовой безопасности следует назвать устранение "дефектов законодательной техники, подрывающих принцип правовой определенности... так как... погрешности порождают грубые нарушения прав и свобод. В ряде случаев подобные дефекты являются фактором коррупциогенности" <1>.
Статья: Конституционное измерение и предотвращение коррупции как дефекта правовой системы
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Среди видов таких юридических ошибок выделяются ошибки: 1) в проектировании механизма правового регулирования (в том числе концептуальные ошибки); 2) законодательные пробелы; 3) избыточная нормативность; 4) нарушение стиля; 5) коллизии между отдельными законами; 6) фактографические ошибки" <4>. Могут возникнуть и так называемые "злонамеренные ошибки", пролоббированные влиятельными коррупционными сообществами. Так, в частности, существует проблема использования независимых экспертов для внедрения коррупциогенных факторов в проекты нормативных правовых актов, которые сами разработчики первоначально не включали в текст проектов нормативных правовых актов, а затем, ссылаясь на заключение независимых экспертов, добавляли их в текст проекта <5>.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Среди видов таких юридических ошибок выделяются ошибки: 1) в проектировании механизма правового регулирования (в том числе концептуальные ошибки); 2) законодательные пробелы; 3) избыточная нормативность; 4) нарушение стиля; 5) коллизии между отдельными законами; 6) фактографические ошибки" <4>. Могут возникнуть и так называемые "злонамеренные ошибки", пролоббированные влиятельными коррупционными сообществами. Так, в частности, существует проблема использования независимых экспертов для внедрения коррупциогенных факторов в проекты нормативных правовых актов, которые сами разработчики первоначально не включали в текст проектов нормативных правовых актов, а затем, ссылаясь на заключение независимых экспертов, добавляли их в текст проекта <5>.
Статья: Проблемы правового регулирования понятия и оценки эффективности государственных информационных систем
(Иванов Н.Ю.)
("Юрист", 2024, N 2)- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг и сервисов в сфере ФКиС в электронном виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов;
(Иванов Н.Ю.)
("Юрист", 2024, N 2)- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг и сервисов в сфере ФКиС в электронном виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов;
Статья: Закон о правовом положении иностранных граждан и коррупционные риски
(Суховецкий М.И.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В качестве источников подзаконного регулирования были рассмотрено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", применение которого позволило раскрыть содержание отдельных понятий, используемых в рамках настоящего исследования, например таких, как "коррупциогенный фактор", "антикоррупционная экспертиза".
(Суховецкий М.И.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В качестве источников подзаконного регулирования были рассмотрено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", применение которого позволило раскрыть содержание отдельных понятий, используемых в рамках настоящего исследования, например таких, как "коррупциогенный фактор", "антикоррупционная экспертиза".
Статья: Принципы правового регулирования разрешительной деятельности федеральных органов исполнительной власти в финансовой сфере
(Солошенко Л.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Стоит отметить, что данный принцип, хотя и предусмотрен законопроектом об основах разрешительной деятельности, не имеет закрепления во всех разрешительных режимах, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации <6>. Кроме того, вызывает определенное опасение, что практическая реализация данного принципа, направленного на повышение дисциплинированности, не позволит в должной мере защитить права и законные интересы государства и общества и поставит под угрозу жизнь и здоровье людей, кроме того, намеренный отказ от рассмотрения заявления о выдаче разрешения может стать существенным коррупциогенным фактором, не способствующим равному и конкурентному доступу всех участников рынка к возможности осуществления отдельных видов деятельности.
(Солошенко Л.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Стоит отметить, что данный принцип, хотя и предусмотрен законопроектом об основах разрешительной деятельности, не имеет закрепления во всех разрешительных режимах, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации <6>. Кроме того, вызывает определенное опасение, что практическая реализация данного принципа, направленного на повышение дисциплинированности, не позволит в должной мере защитить права и законные интересы государства и общества и поставит под угрозу жизнь и здоровье людей, кроме того, намеренный отказ от рассмотрения заявления о выдаче разрешения может стать существенным коррупциогенным фактором, не способствующим равному и конкурентному доступу всех участников рынка к возможности осуществления отдельных видов деятельности.
Статья: Реформирование оказания государственных услуг Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(Александров К.В., Фомина М.Г.)
("Российский судья", 2023, N 1)Таким образом, можно сделать вывод, что все указанные изменения направлены на упрощение процедур получения государственных услуг, улучшение их доступности, уменьшение коррупциогенных факторов, а также гармонизацию нормативного правового регулирования.
(Александров К.В., Фомина М.Г.)
("Российский судья", 2023, N 1)Таким образом, можно сделать вывод, что все указанные изменения направлены на упрощение процедур получения государственных услуг, улучшение их доступности, уменьшение коррупциогенных факторов, а также гармонизацию нормативного правового регулирования.
Статья: Иерархия коррупционных рисков в сфере публичных финансов
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Возможно, некоторым способом на пути разрешения обозначенной проблемы было бы установление независимого аудита обоснования принятия расходных обязательств. Очевидно, что независимый аудит влечет дополнительные затраты. В таком случае независимый аудит предлагается вводить не для всех расходных обязательств финансово-правовой природы, а для тех, которые связаны с высокими рисками проявления коррупциогенных факторов. Справедливости ради надо сказать, что в Бюджетном кодексе РФ предусмотрены различные виды аудита (ценовой, финансовый, эффективности и проч.) в сфере публичных финансов. Однако в настоящее время в правореализационной деятельности не во всех случаях очевидна его эффективность.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Возможно, некоторым способом на пути разрешения обозначенной проблемы было бы установление независимого аудита обоснования принятия расходных обязательств. Очевидно, что независимый аудит влечет дополнительные затраты. В таком случае независимый аудит предлагается вводить не для всех расходных обязательств финансово-правовой природы, а для тех, которые связаны с высокими рисками проявления коррупциогенных факторов. Справедливости ради надо сказать, что в Бюджетном кодексе РФ предусмотрены различные виды аудита (ценовой, финансовый, эффективности и проч.) в сфере публичных финансов. Однако в настоящее время в правореализационной деятельности не во всех случаях очевидна его эффективность.