Виды коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации"
(утв. Минтрудом России)коррупционное правонарушение - злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, организации в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
(утв. Минтрудом России)коррупционное правонарушение - злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, организации в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Данная статья посвящена теме профилактики коррупции в предпринимательской сфере. Автор исследует коррупцию в предпринимательской деятельности, которая часто выражается в незаконном обороте бюджетных денежных средств, предоставлении услуг, предоставлении грантов, заключении государственных контрактов. Перечисляет виды коррупции в предпринимательской деятельности. Анализирует меры антикоррупционной профилактики действий предпринимателя и должностных лиц, которые способствуют устранению коррупциогенных факторов, и предлагает совершенствовать законодательство.
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Данная статья посвящена теме профилактики коррупции в предпринимательской сфере. Автор исследует коррупцию в предпринимательской деятельности, которая часто выражается в незаконном обороте бюджетных денежных средств, предоставлении услуг, предоставлении грантов, заключении государственных контрактов. Перечисляет виды коррупции в предпринимательской деятельности. Анализирует меры антикоррупционной профилактики действий предпринимателя и должностных лиц, которые способствуют устранению коррупциогенных факторов, и предлагает совершенствовать законодательство.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)§ 3. Основные виды коррупционных нарушений, которые могут
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)§ 3. Основные виды коррупционных нарушений, которые могут
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Российская Федерация, действуя как суверенное государство, в соответствии с п. 1 ст. 4 Конвенции, самостоятельно определило условия действия Конвенции, в том числе по кругу лиц, подпадающих под ограничения законодательства о борьбе с коррупцией, и по видам имущества, подлежащего конфискации. В целом эти условия ограничивают соответствующие нормы Конвенции.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Российская Федерация, действуя как суверенное государство, в соответствии с п. 1 ст. 4 Конвенции, самостоятельно определило условия действия Конвенции, в том числе по кругу лиц, подпадающих под ограничения законодательства о борьбе с коррупцией, и по видам имущества, подлежащего конфискации. В целом эти условия ограничивают соответствующие нормы Конвенции.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Минтруд России указал, что заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции (п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
(КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Минтруд России указал, что заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции (п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)).
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Законодательство требует от организаций принимать меры по противодействию коррупции. В общем виде основные функции, необходимые для предупреждения незаконных фактов, прописаны в статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Они включают в себя: выделение специальных подразделений и назначение ответственных лиц, обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами и разработку стандартов, процедур, кодекса этики и других действий.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Законодательство требует от организаций принимать меры по противодействию коррупции. В общем виде основные функции, необходимые для предупреждения незаконных фактов, прописаны в статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Они включают в себя: выделение специальных подразделений и назначение ответственных лиц, обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами и разработку стандартов, процедур, кодекса этики и других действий.
Статья: Покровительство и патронаж: коррупционные отношения в современной России
(Галлямов О.О.)
("Российский судья", 2025, N 1)Если такой вид покровительства бизнеса ("опека", "крышевание") со стороны контролирующего или правоохранительного органа осуществляется с согласия самого хозяйствующего субъекта и рассматривается им как желаемые издержки <22> бизнеса (не противоречит его интересам), то такой вид коррупции относится к деловой.
(Галлямов О.О.)
("Российский судья", 2025, N 1)Если такой вид покровительства бизнеса ("опека", "крышевание") со стороны контролирующего или правоохранительного органа осуществляется с согласия самого хозяйствующего субъекта и рассматривается им как желаемые издержки <22> бизнеса (не противоречит его интересам), то такой вид коррупции относится к деловой.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия, должен быть кадровой службой занесен в государственный реестр уволенных в связи с утратой доверия. В реестре указываются следующие сведения: Ф.И.О. лица, к которому применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушения, наименование органа, наименование должности, дата и номер приказа об увольнении, сведения о коррупционном правонарушении со ссылкой на нормативный акт. Причем сведения из реестра могут быть исключены только в случаях: приказ, налагающий взыскание, отменен; истекло 5 лет со дня вынесения приказа, смерти лица, в отношении которого вынесен приказ. Данный реестр является общедоступным и размещен на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы: https://gossluzhba.gov.ru/reestr.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия, должен быть кадровой службой занесен в государственный реестр уволенных в связи с утратой доверия. В реестре указываются следующие сведения: Ф.И.О. лица, к которому применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушения, наименование органа, наименование должности, дата и номер приказа об увольнении, сведения о коррупционном правонарушении со ссылкой на нормативный акт. Причем сведения из реестра могут быть исключены только в случаях: приказ, налагающий взыскание, отменен; истекло 5 лет со дня вынесения приказа, смерти лица, в отношении которого вынесен приказ. Данный реестр является общедоступным и размещен на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы: https://gossluzhba.gov.ru/reestr.
Статья: Некоторые вопросы квалификации мелкого взяточничества
(Габдрахманов Р.Л.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Как видим, одним из распространенных видов коррупции является взяточничество.
(Габдрахманов Р.Л.)
("Российский следователь", 2025, N 9)Как видим, одним из распространенных видов коррупции является взяточничество.