Виды избирательных систем
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды избирательных систем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Виды избирательных систем
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Виды избирательных систем
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация избирательных прав
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В процессе рецепции, трансформации и становления нового для России института представительного законотворчества неоднократно реформировался порядок проведения выборов в Государственную Думу в поисках оптимального варианта для сложной российской государственной организации. В процессе реформирования изменялись форма и вид избирательной системы, применяемой на выборах: значение и роль политических партий, процент проходного барьера в пропорциональной системе, порядок выдвижения кандидатов и соотношение количества депутатов, избираемых по мажоритарной (по округам) и пропорциональной (по спискам) системе.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В процессе рецепции, трансформации и становления нового для России института представительного законотворчества неоднократно реформировался порядок проведения выборов в Государственную Думу в поисках оптимального варианта для сложной российской государственной организации. В процессе реформирования изменялись форма и вид избирательной системы, применяемой на выборах: значение и роль политических партий, процент проходного барьера в пропорциональной системе, порядок выдвижения кандидатов и соотношение количества депутатов, избираемых по мажоритарной (по округам) и пропорциональной (по спискам) системе.
Статья: Влияние органов государственной власти субъектов Российской Федерации на формирование органов местного самоуправления с точки зрения концепции единой публичной власти
(Джимбиев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Стоит отметить, что ряд поправок касался именно той устоявшейся практики, которая складывалась в ходе многолетней "кооперации" прежде всего органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Действительно, положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <9> еще до внесения соответствующих изменений в Основной Закон предусматривали участие в формировании органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъектов РФ. Так, его положения предполагают (особенно это проявилось в ходе изменений, принятых в 2014 г. <10>) решающую роль законов субъектов РФ при решении ряда важных вопросов организации власти на местах: именно этот Федеральный закон устанавливает порядок замещения должности главы муниципального образования <11>, порядок формирования представительных органов муниципальных образований в муниципальных районах и городских округах с внутригородским делением <12>, определяет виды избирательных систем на муниципальных выборах <13> и мн. др. В случае противоречия устава муниципального образования закону субъекта РФ, которым были внесены соответствующие изменения, он подлежит приведению в соответствие с ним в течение трех месяцев <14>. Таким образом, целями данных изменений стали необходимость упорядочения правового регулирования вопросов формирования органов местного самоуправления, создания эффективного механизма контроля и ответственности должностных лиц местного уровня за принимаемые решения как по вопросам местного значения, так и в рамках делегированных региональными властями полномочий. По данному вопросу Н.Л. Пешин пишет следующее: хотя эти изменения были предопределены централизаторскими тенденциями государственной политики в отношении органов местного самоуправления и могут создать впечатление ущемления их прав, но в то же время понятно, что такой порядок вещей должен оформить более устойчивые и четкие связи муниципалитетов и органов государственной власти субъектов РФ, в принципе необходимые для слаженного функционирования всех уровней публичной власти <15>.
(Джимбиев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Стоит отметить, что ряд поправок касался именно той устоявшейся практики, которая складывалась в ходе многолетней "кооперации" прежде всего органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Действительно, положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <9> еще до внесения соответствующих изменений в Основной Закон предусматривали участие в формировании органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъектов РФ. Так, его положения предполагают (особенно это проявилось в ходе изменений, принятых в 2014 г. <10>) решающую роль законов субъектов РФ при решении ряда важных вопросов организации власти на местах: именно этот Федеральный закон устанавливает порядок замещения должности главы муниципального образования <11>, порядок формирования представительных органов муниципальных образований в муниципальных районах и городских округах с внутригородским делением <12>, определяет виды избирательных систем на муниципальных выборах <13> и мн. др. В случае противоречия устава муниципального образования закону субъекта РФ, которым были внесены соответствующие изменения, он подлежит приведению в соответствие с ним в течение трех месяцев <14>. Таким образом, целями данных изменений стали необходимость упорядочения правового регулирования вопросов формирования органов местного самоуправления, создания эффективного механизма контроля и ответственности должностных лиц местного уровня за принимаемые решения как по вопросам местного значения, так и в рамках делегированных региональными властями полномочий. По данному вопросу Н.Л. Пешин пишет следующее: хотя эти изменения были предопределены централизаторскими тенденциями государственной политики в отношении органов местного самоуправления и могут создать впечатление ущемления их прав, но в то же время понятно, что такой порядок вещей должен оформить более устойчивые и четкие связи муниципалитетов и органов государственной власти субъектов РФ, в принципе необходимые для слаженного функционирования всех уровней публичной власти <15>.
Статья: Дороги, которые мы выбираем: международные стандарты по взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления
(Троицкая А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В разделе, посвященном соотношению между выборами и назначением при формировании местных органов власти, Комиссия настаивает на включении в текст конституции соответствующих правил (причем если речь идет прямых выборах, то с закреплением и вида избирательной системы) с тем, чтобы минимизировать возможность манипулирования соответствующими нормами на уровне текущего законодательства. В целом Комиссия явным образом отдает приоритет именно выборам.
(Троицкая А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В разделе, посвященном соотношению между выборами и назначением при формировании местных органов власти, Комиссия настаивает на включении в текст конституции соответствующих правил (причем если речь идет прямых выборах, то с закреплением и вида избирательной системы) с тем, чтобы минимизировать возможность манипулирования соответствующими нормами на уровне текущего законодательства. В целом Комиссия явным образом отдает приоритет именно выборам.
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Виды избирательных систем, с помощью которых проводятся муниципальные выборы, оговариваются законами субъектов Российской Федерации. Согласно положениям законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, - выборы могут проводиться по мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательным системам. Выбор избирательной системы, которая будет применена при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, согласно региональному законодательству определяется уставом муниципального образования.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Виды избирательных систем, с помощью которых проводятся муниципальные выборы, оговариваются законами субъектов Российской Федерации. Согласно положениям законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, - выборы могут проводиться по мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательным системам. Выбор избирательной системы, которая будет применена при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, согласно региональному законодательству определяется уставом муниципального образования.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)- правил и процедур, связанных с непосредственным участием населения в осуществлении местного самоуправления (установление порядка подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, определение видов избирательных систем и др.);
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)- правил и процедур, связанных с непосредственным участием населения в осуществлении местного самоуправления (установление порядка подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, определение видов избирательных систем и др.);
Статья: Интенсивность судебного контроля в России: международные стандарты, конституционные основы и практика административного судопроизводства
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Общий подход Верховного Суда РФ о запрете проверки целесообразности выражен в Постановлении Пленума от 25 декабря 2018 г. N 50 применительно к нормативным правовым актам <21>. В пункте 28 нижестоящим инстанциям разъясняется: "Проверяя полномочия органа (должностного лица)... суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц". Эту позицию следует оценить критически. Главная ее проблема состоит в неудачном понятии, используемом Верховным Судом РФ. С ним можно было бы согласиться, если иметь в виду политическую целесообразность. Именно такое словосочетание использует Конституционный Суд РФ, когда исключает для себя рассмотрение не правовых, а политических вопросов, которые касались использования Вооруженных Сил РФ при разрешении внутренних конфликтов <22>, запрета региональных политических партий <23>, выбора вида избирательной системы <24>, присоединения России к международной организации <25> и т.д. В контексте представленных дел политическая целесообразность отождествляется с вопросами обороны, международных отношений, партийной и избирательной системами. Эти вопросы являются неюстициабельными, т.е. их разрешение подходит не для судов, а скорее для "политических" ветвей власти.
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Общий подход Верховного Суда РФ о запрете проверки целесообразности выражен в Постановлении Пленума от 25 декабря 2018 г. N 50 применительно к нормативным правовым актам <21>. В пункте 28 нижестоящим инстанциям разъясняется: "Проверяя полномочия органа (должностного лица)... суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц". Эту позицию следует оценить критически. Главная ее проблема состоит в неудачном понятии, используемом Верховным Судом РФ. С ним можно было бы согласиться, если иметь в виду политическую целесообразность. Именно такое словосочетание использует Конституционный Суд РФ, когда исключает для себя рассмотрение не правовых, а политических вопросов, которые касались использования Вооруженных Сил РФ при разрешении внутренних конфликтов <22>, запрета региональных политических партий <23>, выбора вида избирательной системы <24>, присоединения России к международной организации <25> и т.д. В контексте представленных дел политическая целесообразность отождествляется с вопросами обороны, международных отношений, партийной и избирательной системами. Эти вопросы являются неюстициабельными, т.е. их разрешение подходит не для судов, а скорее для "политических" ветвей власти.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации предусмотренное в федеральном законе правомочие субъекта Российской Федерации устанавливать виды избирательных систем, которые применяются на муниципальных выборах. При этом конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления предполагают сохранение за муниципальным образованием права выбора приемлемой и соответствующей местным условиям избирательной системы.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации предусмотренное в федеральном законе правомочие субъекта Российской Федерации устанавливать виды избирательных систем, которые применяются на муниципальных выборах. При этом конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления предполагают сохранение за муниципальным образованием права выбора приемлемой и соответствующей местным условиям избирательной системы.
Статья: Некоторые проблемы муниципального правотворчества
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Анализ ряда уставов муниципальных образований показывает, что в некоторых муниципальных образованиях уставами не определена избирательная система, применяемая на муниципальных выборах. Полагаем, что вопрос определения вида избирательной системы в муниципальном образовании важен и должен быть решен именно путем закрепления в учредительном акте муниципального образования - в уставе. К тому же обязанность определить избирательную систему в муниципальном образовании на основе закона субъекта Российской Федерации отмечается в ч. 3 ст. 23 ФЗ N 131: "Уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании".
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Анализ ряда уставов муниципальных образований показывает, что в некоторых муниципальных образованиях уставами не определена избирательная система, применяемая на муниципальных выборах. Полагаем, что вопрос определения вида избирательной системы в муниципальном образовании важен и должен быть решен именно путем закрепления в учредительном акте муниципального образования - в уставе. К тому же обязанность определить избирательную систему в муниципальном образовании на основе закона субъекта Российской Федерации отмечается в ч. 3 ст. 23 ФЗ N 131: "Уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании".
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: региональный уровень
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В первой статье из данного цикла уже говорилось о сложностях выбора между мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательными системами на федеральном уровне, но там хотя бы есть две палаты парламента (при этом обе могут потенциально избираться населением) и большая численность населения. Если в отношении численности населения субъектов Российской Федерации еще можно усомниться в пригодности термина "малочисленные", то при однопалатной структуре найти компромисс между разными видами избирательных систем очень сложно (а двухпалатная - неэффективна на региональном уровне, как показала недавняя российская история регионального парламентаризма).
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В первой статье из данного цикла уже говорилось о сложностях выбора между мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательными системами на федеральном уровне, но там хотя бы есть две палаты парламента (при этом обе могут потенциально избираться населением) и большая численность населения. Если в отношении численности населения субъектов Российской Федерации еще можно усомниться в пригодности термина "малочисленные", то при однопалатной структуре найти компромисс между разными видами избирательных систем очень сложно (а двухпалатная - неэффективна на региональном уровне, как показала недавняя российская история регионального парламентаризма).