Виды государственного финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды государственного финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 265 "Виды государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФСТАТЬЯ 265 "ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Анализ на предмет достоинств и недостатков результатов ряда диссертационных исследований различных отечественных ученых по вопросу определения критериев и показателей оценки эффективности деятельности субъектов ГФК за период 2003 - 2020 гг. характеризует уровень разработки оценки эффективности различных видов ГФК за исключением ведомственного контроля ФХД Г(М)У.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Анализ на предмет достоинств и недостатков результатов ряда диссертационных исследований различных отечественных ученых по вопросу определения критериев и показателей оценки эффективности деятельности субъектов ГФК за период 2003 - 2020 гг. характеризует уровень разработки оценки эффективности различных видов ГФК за исключением ведомственного контроля ФХД Г(М)У.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Туристический налог и связанные с ним вопросы без законодательного ответа
(Гузанова М.М.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Один из вариантов решения данной проблемы видится в создании федерального закона, содержащего основные направления деятельности специальных внебюджетных фондов для поступления целевых налогов, ограничители, которые позволят не "расплодить" такие фонды, правила их создания и дальнейшей деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по основным направлениям, под налоговые цели, ради которых они создавались (очевидно, туристическая деятельность могла бы относиться к одному из таких направлений). В отношении данных фондов должны осуществляться основные виды государственного (муниципального) финансового контроля: внешний государственный или муниципальный финансовый контроль, а также внутренний государственный или публичный, вневедомственный муниципальный финансовый контроль и внутренний непубличный, внутриведомственный финансовый контроль. В связи с тем что данные фонды имеют обособленный характер и их введение требует внесения дополнительных изменений в Бюджетный кодекс РФ, вопрос возможности и адекватности применения основных начал бюджетного контроля возможно закрепить на уровне отдельной главы данного Кодекса.
(Гузанова М.М.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Один из вариантов решения данной проблемы видится в создании федерального закона, содержащего основные направления деятельности специальных внебюджетных фондов для поступления целевых налогов, ограничители, которые позволят не "расплодить" такие фонды, правила их создания и дальнейшей деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по основным направлениям, под налоговые цели, ради которых они создавались (очевидно, туристическая деятельность могла бы относиться к одному из таких направлений). В отношении данных фондов должны осуществляться основные виды государственного (муниципального) финансового контроля: внешний государственный или муниципальный финансовый контроль, а также внутренний государственный или публичный, вневедомственный муниципальный финансовый контроль и внутренний непубличный, внутриведомственный финансовый контроль. В связи с тем что данные фонды имеют обособленный характер и их введение требует внесения дополнительных изменений в Бюджетный кодекс РФ, вопрос возможности и адекватности применения основных начал бюджетного контроля возможно закрепить на уровне отдельной главы данного Кодекса.
Статья: Актуальные аспекты развития налогового контроля
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)18. Селиванов А.С. Налоговый контроль как вид государственного финансового контроля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. N 1. С. 276 - 279. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-kontrol-kak-vid-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)18. Селиванов А.С. Налоговый контроль как вид государственного финансового контроля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. N 1. С. 276 - 279. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-kontrol-kak-vid-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Практически 30 лет этот вид государственного финансового контроля существовал обособленно, и его регулирование (за исключением Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП РФ)) не включалось в кодифицированные либо иные нормативные правовые акты, регламентирующие другие сферы деятельности.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Практически 30 лет этот вид государственного финансового контроля существовал обособленно, и его регулирование (за исключением Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП РФ)) не включалось в кодифицированные либо иные нормативные правовые акты, регламентирующие другие сферы деятельности.
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Следует иметь в виду, что рассматриваемые элементы (компоненты) системы финансового контроля присущи как государственному, так и негосударственному финансовому контролю. Что касается государственного финансового контроля, то он достаточно регламентирован. Так, согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации "государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". В соответствии с этим нормативным документом "государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий" <7>.
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Следует иметь в виду, что рассматриваемые элементы (компоненты) системы финансового контроля присущи как государственному, так и негосударственному финансовому контролю. Что касается государственного финансового контроля, то он достаточно регламентирован. Так, согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации "государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". В соответствии с этим нормативным документом "государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий" <7>.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Таким образом, в современной отечественной финансово-правовой доктрине не сложилось устойчивое понимание финансового контроля в сфере закупок как самостоятельного вида государственного финансового контроля со своими задачами, целями, функциями и инструментарием. Среди прочего, не предоставляется и достаточная автономия контролю над государственной закупочной деятельностью как сферой, где осуществляется распоряжение бюджетными средствами и их расходование.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Таким образом, в современной отечественной финансово-правовой доктрине не сложилось устойчивое понимание финансового контроля в сфере закупок как самостоятельного вида государственного финансового контроля со своими задачами, целями, функциями и инструментарием. Среди прочего, не предоставляется и достаточная автономия контролю над государственной закупочной деятельностью как сферой, где осуществляется распоряжение бюджетными средствами и их расходование.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Тем не менее некоторые авторы выводят доктринальное определение бюджетного контроля. Например, Н.А. Саттарова под бюджетным контролем понимает вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса <461>. М.В. Романовский и О.В. Врублевская бюджетный контроль понимают как составную часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины <462>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Тем не менее некоторые авторы выводят доктринальное определение бюджетного контроля. Например, Н.А. Саттарова под бюджетным контролем понимает вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса <461>. М.В. Романовский и О.В. Врублевская бюджетный контроль понимают как составную часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины <462>.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая понятия "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые полагают, что государственный аудит - это "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти" <4>, другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <5>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая понятия "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые полагают, что государственный аудит - это "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти" <4>, другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <5>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетный контроль является одним из видов государственного финансового контроля и существует наряду с налоговым, валютным, банковским и другими видами финансового контроля. Он имеет особое значение, поскольку охватывает вопросы эффективного целевого использования бюджетных средств, исполнения бюджета как основного централизованного фонда денежных средств соответствующего публично-правового образования.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетный контроль является одним из видов государственного финансового контроля и существует наряду с налоговым, валютным, банковским и другими видами финансового контроля. Он имеет особое значение, поскольку охватывает вопросы эффективного целевого использования бюджетных средств, исполнения бюджета как основного централизованного фонда денежных средств соответствующего публично-правового образования.