Виды финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финконтроль в соответствии со ст. 269.2 БК РФ и контроль в сфере закупок в рамках Закона N 44-ФЗ являются разными и самостоятельными видами финконтроля
(КонсультантПлюс, 2025)Внутренний финконтроль в соответствии со ст. 269.2 БК РФ и контроль в сфере закупок в рамках Закона N 44-ФЗ являются разными и самостоятельными видами финконтроля
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)"Административное и муниципальное право", 2023, N 6
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)"Административное и муниципальное право", 2023, N 6
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Глава I. ЦИФРОВОЙ ПУБЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Глава I. ЦИФРОВОЙ ПУБЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"Новый метод контроля и минимум для резервного фонда: изменения в БК РФ прошли третье чтение (25.11.2025)
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)По нашему мнению, на фоне имеющихся и в настоящее время, и в прежние годы объективных сложностей в формировании системы показателей для такой оценки по видам финансового контроля и их сравнения представленный вывод скорее отражает преобладающее большинство в научной литературе субъективных оценок различных исследователей, основанных на общей позиции о независимости субъектов внешнего финансового контроля от объектов, и поэтому большей его эффективности.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)По нашему мнению, на фоне имеющихся и в настоящее время, и в прежние годы объективных сложностей в формировании системы показателей для такой оценки по видам финансового контроля и их сравнения представленный вывод скорее отражает преобладающее большинство в научной литературе субъективных оценок различных исследователей, основанных на общей позиции о независимости субъектов внешнего финансового контроля от объектов, и поэтому большей его эффективности.
Статья: Экономический субъект как объект финансового контроля
(Звягин С.А., Пономаренко Н.Ш., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Таким образом, можно констатировать, что в основных нормативно-правовых актах, используемых при решении вопросов правового характера, требующих участия органов и видов финансового контроля, фигурируют категории: "экономический субъект", "предприятие", "организация" и "юридическое лицо". Результаты проведенного сравнения отражены в табл. 1.
(Звягин С.А., Пономаренко Н.Ш., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Таким образом, можно констатировать, что в основных нормативно-правовых актах, используемых при решении вопросов правового характера, требующих участия органов и видов финансового контроля, фигурируют категории: "экономический субъект", "предприятие", "организация" и "юридическое лицо". Результаты проведенного сравнения отражены в табл. 1.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)3. Внутриорганизационный финансовый контроль (внутренний финансовый аудит) осуществляется непосредственно внутри организации и превалирует над иными видами финансового контроля, является обязательным для всех участников бюджетного процесса, в том числе образовательных организаций. Данный вид финансового контроля проводится на постоянной основе, непрерывно, при осуществлении бюджетных полномочий и неотделим от них.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)3. Внутриорганизационный финансовый контроль (внутренний финансовый аудит) осуществляется непосредственно внутри организации и превалирует над иными видами финансового контроля, является обязательным для всех участников бюджетного процесса, в том числе образовательных организаций. Данный вид финансового контроля проводится на постоянной основе, непрерывно, при осуществлении бюджетных полномочий и неотделим от них.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Глава 5. БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Глава 5. БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)В Постановлении Правительства РФ N 215 <5> представлена Методика проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Таким образом, реформирование контрольной деятельности простимулировало развитие нормотворческой деятельности в области эффективности и результативности контроля и надзора, что в дальнейшем станет базисом для развития нормативно-правовой регламентации оценки эффективности различных видов финансового контроля. При этом разработанная система справедливо критикуется в исследованиях С.М. Зырянова в связи с отсутствием накопленного опыта практического применения системы оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности [6, с. 211].
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)В Постановлении Правительства РФ N 215 <5> представлена Методика проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Таким образом, реформирование контрольной деятельности простимулировало развитие нормотворческой деятельности в области эффективности и результативности контроля и надзора, что в дальнейшем станет базисом для развития нормативно-правовой регламентации оценки эффективности различных видов финансового контроля. При этом разработанная система справедливо критикуется в исследованиях С.М. Зырянова в связи с отсутствием накопленного опыта практического применения системы оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности [6, с. 211].
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Выводы. При разработке организационно-методического обеспечения отдельных видов финансового контроля следует разграничить этапы контрольной деятельности и этапы контрольных мероприятий. При выделении этапов внешнего и внутреннего финансового контроля необходимо учитывать специфику реализации каждого из них. Особенно остро стоит проблема определения этапов внутреннего финансового контроля, так как в отличие от внешнего контроля этот вопрос не регламентируется нормативно-правовыми актами РФ, а решается каждым экономическим субъектом самостоятельно. Полученные результаты способствуют развитию организационно-методических положений финансового контроля.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Выводы. При разработке организационно-методического обеспечения отдельных видов финансового контроля следует разграничить этапы контрольной деятельности и этапы контрольных мероприятий. При выделении этапов внешнего и внутреннего финансового контроля необходимо учитывать специфику реализации каждого из них. Особенно остро стоит проблема определения этапов внутреннего финансового контроля, так как в отличие от внешнего контроля этот вопрос не регламентируется нормативно-правовыми актами РФ, а решается каждым экономическим субъектом самостоятельно. Полученные результаты способствуют развитию организационно-методических положений финансового контроля.
Статья: Влияние институтов гражданского общества на фискальную политику государства
(Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Савченко М.С., Петренко Е.Г., Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 3)1. Абрамов О.А., Жемчужников А.А. Общественный контроль как вид финансового контроля. Его место в системе финансового управления // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. N 4 (39). С. 21 - 25.
(Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Савченко М.С., Петренко Е.Г., Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 3)1. Абрамов О.А., Жемчужников А.А. Общественный контроль как вид финансового контроля. Его место в системе финансового управления // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. N 4 (39). С. 21 - 25.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Е.Ю. Грачева отмечает, что финансовый контроль - это "контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан" <1>. Рассматривая бюджетный контроль как вид финансового контроля, О.В. Болтинова и И.В. Петрова понимают под ним деятельность представительных и исполнительных органов публичной власти, а также специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования финансового плана - бюджета <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Е.Ю. Грачева отмечает, что финансовый контроль - это "контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан" <1>. Рассматривая бюджетный контроль как вид финансового контроля, О.В. Болтинова и И.В. Петрова понимают под ним деятельность представительных и исполнительных органов публичной власти, а также специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования финансового плана - бюджета <2>.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая понятия "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые полагают, что государственный аудит - это "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти" <4>, другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <5>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Рассматривая понятия "аудит" и "финансовый контроль", одни ученые полагают, что государственный аудит - это "вид финансового контроля, осуществляемый государственными органами, не зависит от органов исполнительной власти и подотчетен органам законодательной власти" <4>, другие утверждают, что понятие государственного аудита шире финансового контроля, поскольку имеет более широкий спектр задач <5>.