Вид градостроительной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Вид градостроительной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" ЗК РФ"Кроме того, из анализа положений пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 38 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)В статье анализируются различные виды градостроительной деятельности, которые могут привести к созданию нового объекта капитального строительства и нового объекта недвижимости с позиции публичного и гражданского законодательства. По мнению автора, не каждый новый объект капитального строительства становится новым объектом недвижимости. Решающее значение имеет регистрационное законодательство, благодаря которому завершается процесс создания нового объекта недвижимости путем трансформации нового объекта капитального строительства в новый объект недвижимости. Однако в регулировании процесса создания недвижимости не всегда присутствует преемственность между градостроительным и регистрационным законодательством, а с введением в ГК РФ главы 6.1 "Недвижимые вещи" возникли новые вопросы, ответить на которые пытается автор.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)В статье анализируются различные виды градостроительной деятельности, которые могут привести к созданию нового объекта капитального строительства и нового объекта недвижимости с позиции публичного и гражданского законодательства. По мнению автора, не каждый новый объект капитального строительства становится новым объектом недвижимости. Решающее значение имеет регистрационное законодательство, благодаря которому завершается процесс создания нового объекта недвижимости путем трансформации нового объекта капитального строительства в новый объект недвижимости. Однако в регулировании процесса создания недвижимости не всегда присутствует преемственность между градостроительным и регистрационным законодательством, а с введением в ГК РФ главы 6.1 "Недвижимые вещи" возникли новые вопросы, ответить на которые пытается автор.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)При этом практически все виды градостроительной деятельности предполагают создание или физическую трансформацию (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства. Благоустройство территории выделяется в данном ряду: хотя его объектами могут выступать и объекты капитального строительства, например фасады зданий, оно в большей степени связано с облагораживанием территорий муниципальных образований, прежде всего территорий общего пользования, иных земельных участков, с качественным улучшением среды в целом, повышением комфортности условий проживания граждан.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)При этом практически все виды градостроительной деятельности предполагают создание или физическую трансформацию (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства. Благоустройство территории выделяется в данном ряду: хотя его объектами могут выступать и объекты капитального строительства, например фасады зданий, оно в большей степени связано с облагораживанием территорий муниципальных образований, прежде всего территорий общего пользования, иных земельных участков, с качественным улучшением среды в целом, повышением комфортности условий проживания граждан.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)При решении вопроса о нарушении собственником зданий, оформившим занятый ими земельный участок на праве аренды, правового режима такого участка необходимо установить, противоречит ли осуществляемый вид деятельности и способ использования зданий их целевому назначению и видам разрешенного использования, закрепленным в нормативных актах. Арендатор, использующий участок по основному виду разрешенного использования, вправе осуществлять в принадлежащих ему объектах капитального строительства на таком участке вспомогательный вид деятельности, предусмотренный градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Площадь объектов, переданных для этой деятельности исходя из нормативных актов г. Москвы, должна составлять не более 25% площади всех капитальных объектов. В таком случае отсутствуют основания для вывода об использовании участка не по целевому назначению или о несоответствии фактического вида использования целям предоставления участка и необходимость пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)При решении вопроса о нарушении собственником зданий, оформившим занятый ими земельный участок на праве аренды, правового режима такого участка необходимо установить, противоречит ли осуществляемый вид деятельности и способ использования зданий их целевому назначению и видам разрешенного использования, закрепленным в нормативных актах. Арендатор, использующий участок по основному виду разрешенного использования, вправе осуществлять в принадлежащих ему объектах капитального строительства на таком участке вспомогательный вид деятельности, предусмотренный градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Площадь объектов, переданных для этой деятельности исходя из нормативных актов г. Москвы, должна составлять не более 25% площади всех капитальных объектов. В таком случае отсутствуют основания для вывода об использовании участка не по целевому назначению или о несоответствии фактического вида использования целям предоставления участка и необходимость пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Уполномоченный орган (далее - департамент) и организация заключили договор аренды земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, для использования административно-учебного здания организации, согласно которому при определении размера арендной платы за пользование земельным участком используется формула расчета арендной платы, установленная Положением о порядке определения базовых размеров арендной платы за землю в г. Ростове-на-Дону, утвержденным постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 15 апреля 2004 г. N 555 (в редакции от 11 мая 2005 г.), с применением коэффициентов, действовавших на момент заключения договора. В формуле расчета применены следующие коэффициенты: индексации ставок земельного налога, кратности, учитывающий вид использования земель, зоны градостроительной деятельности, а также средняя ставка земельного налога. Размер годовой платы - 4951 руб. определен путем перемножения значений соответствующих спорному участку коэффициентов, ставки земельного налога и площади участка. Арендная плата подлежит внесению арендатором ежеквартально равными частями (1/4) от общей суммы платы за один год не позднее 20 числа последнего месяца квартала. Первый платеж вносится арендатором до 20 числа последнего месяца квартала, в котором заключен договор. За нарушение срока внесения арендной платы договором предусмотрена ответственность арендатора в виде пеней из расчета 1/300 ставки рефинансирования Банка России от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Уполномоченный орган (далее - департамент) и организация заключили договор аренды земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, для использования административно-учебного здания организации, согласно которому при определении размера арендной платы за пользование земельным участком используется формула расчета арендной платы, установленная Положением о порядке определения базовых размеров арендной платы за землю в г. Ростове-на-Дону, утвержденным постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 15 апреля 2004 г. N 555 (в редакции от 11 мая 2005 г.), с применением коэффициентов, действовавших на момент заключения договора. В формуле расчета применены следующие коэффициенты: индексации ставок земельного налога, кратности, учитывающий вид использования земель, зоны градостроительной деятельности, а также средняя ставка земельного налога. Размер годовой платы - 4951 руб. определен путем перемножения значений соответствующих спорному участку коэффициентов, ставки земельного налога и площади участка. Арендная плата подлежит внесению арендатором ежеквартально равными частями (1/4) от общей суммы платы за один год не позднее 20 числа последнего месяца квартала. Первый платеж вносится арендатором до 20 числа последнего месяца квартала, в котором заключен договор. За нарушение срока внесения арендной платы договором предусмотрена ответственность арендатора в виде пеней из расчета 1/300 ставки рефинансирования Банка России от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Комплексное развитие территории (далее также - КРТ) урегулировано гл. 10 ГрК РФ, введенной Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" <3> (далее - Закон N 494-ФЗ), и в настоящее время рассматривается как ключевой вид градостроительной деятельности, направленный на достижение целей новой градостроительной политики в рамках Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <4>.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Комплексное развитие территории (далее также - КРТ) урегулировано гл. 10 ГрК РФ, введенной Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" <3> (далее - Закон N 494-ФЗ), и в настоящее время рассматривается как ключевой вид градостроительной деятельности, направленный на достижение целей новой градостроительной политики в рамках Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <4>.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В научной литературе дифференциация субъектов градостроительных отношений проводится в зависимости от их роли в данных отношениях. Выделяются "пассивные" и "активные" субъекты градостроительных отношений. К первой категории относят лиц, не принимающих участие в каком-либо из видов градостроительной деятельности, но интересы которых такая деятельность затрагивает - это могут быть любые лица, в том числе граждане, проживающие на территории, где ведется градостроительная деятельность <21>. С данными субъектами могут согласовываться отдельные решения, связанные с градостроительством, эти субъекты могут обжаловать градостроительные решения, которые затрагивают их права и законные интересы, они вправе предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного им при осуществлении градостроительной деятельности. Вторая группа субъектов активно участвует в градостроительной деятельности как на стадии принятия градостроительных решений, так и в процессе их реализации и контроля исполнения. Такими субъектами могут быть государственные и муниципальные органы и организации, выполняющие свои публично-правовые функции, а также коммерческие организации и частные лица, ведущие предусмотренные Градостроительным кодексом РФ виды градостроительной деятельности.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В научной литературе дифференциация субъектов градостроительных отношений проводится в зависимости от их роли в данных отношениях. Выделяются "пассивные" и "активные" субъекты градостроительных отношений. К первой категории относят лиц, не принимающих участие в каком-либо из видов градостроительной деятельности, но интересы которых такая деятельность затрагивает - это могут быть любые лица, в том числе граждане, проживающие на территории, где ведется градостроительная деятельность <21>. С данными субъектами могут согласовываться отдельные решения, связанные с градостроительством, эти субъекты могут обжаловать градостроительные решения, которые затрагивают их права и законные интересы, они вправе предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного им при осуществлении градостроительной деятельности. Вторая группа субъектов активно участвует в градостроительной деятельности как на стадии принятия градостроительных решений, так и в процессе их реализации и контроля исполнения. Такими субъектами могут быть государственные и муниципальные органы и организации, выполняющие свои публично-правовые функции, а также коммерческие организации и частные лица, ведущие предусмотренные Градостроительным кодексом РФ виды градостроительной деятельности.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Соответствующие требования содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в Федеральном законе от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в Земельном кодексе РФ, в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Градостроительном кодексе РФ, в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Правилах проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, в санитарных нормах и правилах, документах по стандартизации и др.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Соответствующие требования содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в Федеральном законе от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в Земельном кодексе РФ, в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Градостроительном кодексе РФ, в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Правилах проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, в санитарных нормах и правилах, документах по стандартизации и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9. Установленные комментируемой статьей правила применяются для определения последствий перехода права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, включенном на условиях и в порядке, которые предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации, в решение о комплексном развитии территории жилой застройки. Под последним понимается вид градостроительной деятельности, направленный на обновление и развитие территорий застройки. Решение о комплексном развитии территории принимается:
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9. Установленные комментируемой статьей правила применяются для определения последствий перехода права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, включенном на условиях и в порядке, которые предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации, в решение о комплексном развитии территории жилой застройки. Под последним понимается вид градостроительной деятельности, направленный на обновление и развитие территорий застройки. Решение о комплексном развитии территории принимается:
Статья: Градостроительные отношения как сфера муниципального регулирования
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Правовые отношения, составляющие территориальное планирование, лежат в основе второго блока видов градостроительной деятельности. Ведь территориальное планирование занимает ведущее место среди структурных элементов градостроительной деятельности, поскольку благодаря территориальному планированию определяются основа территориальной организации муниципалитетов, функциональные зоны и места размещения объектов, которые имеют публичное значение.
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Правовые отношения, составляющие территориальное планирование, лежат в основе второго блока видов градостроительной деятельности. Ведь территориальное планирование занимает ведущее место среди структурных элементов градостроительной деятельности, поскольку благодаря территориальному планированию определяются основа территориальной организации муниципалитетов, функциональные зоны и места размещения объектов, которые имеют публичное значение.
Статья: Комплексное развитие территорий населенных пунктов: правовые механизмы реализации
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Комплексное развитие территорий (далее также - КРТ) с 2020 года (см. [1]) признано видом градостроительной деятельности, направленной на создание благоприятных условий проживания и обновление среды жизнедеятельности граждан (подп. 34 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - далее ГрК РФ, Кодекс). В отдельной главе Кодекса определяются цели и виды этой деятельности, а также порядок принятия и реализации решений о комплексном развитии территорий.
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Комплексное развитие территорий (далее также - КРТ) с 2020 года (см. [1]) признано видом градостроительной деятельности, направленной на создание благоприятных условий проживания и обновление среды жизнедеятельности граждан (подп. 34 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - далее ГрК РФ, Кодекс). В отдельной главе Кодекса определяются цели и виды этой деятельности, а также порядок принятия и реализации решений о комплексном развитии территорий.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 5 ст. 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия. Однако следует учитывать, что их участие является ограниченным, поскольку не по всем видам градостроительной деятельности оно возможно. В частности, участие жителей возможно как на этапах подготовки проекта, так и на этапах его обсуждения и контроля только в таком направлении градостроительной деятельности, как планировка территорий применительно к территории поселения, территории городского округа. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 ГрК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 5 ст. 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия. Однако следует учитывать, что их участие является ограниченным, поскольку не по всем видам градостроительной деятельности оно возможно. В частности, участие жителей возможно как на этапах подготовки проекта, так и на этапах его обсуждения и контроля только в таком направлении градостроительной деятельности, как планировка территорий применительно к территории поселения, территории городского округа. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 ГрК РФ).
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Этот вывод находит подтверждение в законах и юридической практике. ГрК РФ рассматривает благоустройство территории именно как вид осуществления градостроительной деятельности (п. 1 ст. 1), отношения в сфере благоустройства являются неотъемлемой частью градостроительных отношений. Усилия судебных органов способны решить частные задачи проверки муниципальных правил благоустройства на предмет их вторжения в сферу гражданского права, технического регулирования или иных предметов ведения Федерального центра, но не выработать универсальный подход к разграничению отношений благоустройства, с одной стороны, и градостроительных, земельных, санитарных, природоохранных, дорожных и иных правоотношений, с другой стороны.
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Этот вывод находит подтверждение в законах и юридической практике. ГрК РФ рассматривает благоустройство территории именно как вид осуществления градостроительной деятельности (п. 1 ст. 1), отношения в сфере благоустройства являются неотъемлемой частью градостроительных отношений. Усилия судебных органов способны решить частные задачи проверки муниципальных правил благоустройства на предмет их вторжения в сферу гражданского права, технического регулирования или иных предметов ведения Федерального центра, но не выработать универсальный подход к разграничению отношений благоустройства, с одной стороны, и градостроительных, земельных, санитарных, природоохранных, дорожных и иных правоотношений, с другой стороны.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако по результатам изменений, внесенных в августе 2018 года в ГрК РФ <1>, снос ОКС стал самостоятельным видом градостроительной деятельности (п. 1 ст. 1 ГрК РФ) и получил соответствующее регулирование в положениях главы 6.4 ГрК РФ, определившей, в частности, основания осуществления сноса; основания подготовки проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих подготовку проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих работы по сносу, и требования к ним; порядок направления уведомления о планируемом сносе; особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями; особенности сноса объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако по результатам изменений, внесенных в августе 2018 года в ГрК РФ <1>, снос ОКС стал самостоятельным видом градостроительной деятельности (п. 1 ст. 1 ГрК РФ) и получил соответствующее регулирование в положениях главы 6.4 ГрК РФ, определившей, в частности, основания осуществления сноса; основания подготовки проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих подготовку проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих работы по сносу, и требования к ним; порядок направления уведомления о планируемом сносе; особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями; особенности сноса объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)По каким же видам градостроительной деятельности, которые закреплены в ст. 1 ГрК РФ, возможно соучаствующее проектирование? Согласно нормам ГрК РФ не по всем видам градостроительной деятельности возможно соучаствующее проектирование жителей муниципального образования. Анализ ГрК РФ показывает, что участие жителей как на этапах подготовки проекта, так и на этапах его обсуждения и контроля возможно только в таком направлении градостроительной деятельности, как планировка территорий применительно к территории поселения, территории городского округа.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)По каким же видам градостроительной деятельности, которые закреплены в ст. 1 ГрК РФ, возможно соучаствующее проектирование? Согласно нормам ГрК РФ не по всем видам градостроительной деятельности возможно соучаствующее проектирование жителей муниципального образования. Анализ ГрК РФ показывает, что участие жителей как на этапах подготовки проекта, так и на этапах его обсуждения и контроля возможно только в таком направлении градостроительной деятельности, как планировка территорий применительно к территории поселения, территории городского округа.