Ветеран труда Хабаровского края
Подборка наиболее важных документов по запросу Ветеран труда Хабаровского края (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2025 N 58-КГ24-12-К9 (УИД 27RS0001-01-2023-001323-73)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании ежемесячной денежной выплаты; 2) О признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, возврате полученной суммы.
Обстоятельства: По мнению истца, решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты кассационный суд общей юрисдикции проверку правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела по иску не осуществил.Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 октября 2015 г. N 358-пр (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 1 сентября 2019 г.) утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края, который в силу его пункта 1 регулирует отношения, возникающие при назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в соответствии с законами Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 253 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", от 29 мая 2013 г. N 283 "О присвоении звания "Ветеран труда Хабаровского края" (далее также - Порядок от 30 октября 2015 г.).
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании ежемесячной денежной выплаты; 2) О признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, возврате полученной суммы.
Обстоятельства: По мнению истца, решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты кассационный суд общей юрисдикции проверку правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела по иску не осуществил.Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 октября 2015 г. N 358-пр (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 1 сентября 2019 г.) утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края, который в силу его пункта 1 регулирует отношения, возникающие при назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в соответствии с законами Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 253 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", от 29 мая 2013 г. N 283 "О присвоении звания "Ветеран труда Хабаровского края" (далее также - Порядок от 30 октября 2015 г.).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2023 N 58-КГ23-16-К9 по делу N 2-228/2022 (УИД 27RS0007-01-2021-006644-56)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки; 2) О признании права на предоставление мер социальной поддержки; 3) О возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, указывает на отсутствие задолженности по оплате ЖКУ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, т.к. судами не установлены юридически значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства.В Хабаровском крае предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, предусмотрено Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и иных категорий граждан" и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр, которым утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края (далее также - Порядок).
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки; 2) О признании права на предоставление мер социальной поддержки; 3) О возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, указывает на отсутствие задолженности по оплате ЖКУ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, т.к. судами не установлены юридически значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства.В Хабаровском крае предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, предусмотрено Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и иных категорий граждан" и осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр, которым утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края (далее также - Порядок).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовое регулирование обеспечения безопасности социальной сферы от коррупции
(Полукаров А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 1)<42> Напомним, что в соответствии с судебной практикой Конституционного Суда России Конституция Российской Федерации "...не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя..." См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Александра Кирилловича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан". Как следствие, меры социальной защиты, услуги здравоохранения и образования могут предоставляться на платной основе с последующим возмещением гражданину расходов, понесенных им на получение данных услуг.
(Полукаров А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 1)<42> Напомним, что в соответствии с судебной практикой Конституционного Суда России Конституция Российской Федерации "...не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя..." См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Александра Кирилловича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан". Как следствие, меры социальной защиты, услуги здравоохранения и образования могут предоставляться на платной основе с последующим возмещением гражданину расходов, понесенных им на получение данных услуг.
"Все о пенсиях"
(Сергеева Т.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)В соответствии с законодательными актами Правительства Хабаровского края отдельным категориям граждан (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным и репрессированным гражданам) предоставлено право на получение мер социальной поддержки на региональном уровне. В связи с этим граждане, одновременно имеющие право на ЕДВ по федеральным законам и на получение мер социальной поддержки по законодательству субъекта Федерации, могут обратиться с заявлением об отказе в предоставлении им ежемесячной денежной выплаты, являющейся расходным обязательством Российской Федерации. То есть, если гражданин является получателем ЕДВ как инвалид (федеральный льготник) и имеет также категории "ветеран труда" или "труженик тыла" (региональный льготник), он по желанию может выбрать, по какой из категорий ему выгоднее и целесообразнее получать набор социальных услуг. Торопиться в этом вопросе не надо, необходимо все взвесить и принять обоснованное решение.
(Сергеева Т.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)В соответствии с законодательными актами Правительства Хабаровского края отдельным категориям граждан (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным и репрессированным гражданам) предоставлено право на получение мер социальной поддержки на региональном уровне. В связи с этим граждане, одновременно имеющие право на ЕДВ по федеральным законам и на получение мер социальной поддержки по законодательству субъекта Федерации, могут обратиться с заявлением об отказе в предоставлении им ежемесячной денежной выплаты, являющейся расходным обязательством Российской Федерации. То есть, если гражданин является получателем ЕДВ как инвалид (федеральный льготник) и имеет также категории "ветеран труда" или "труженик тыла" (региональный льготник), он по желанию может выбрать, по какой из категорий ему выгоднее и целесообразнее получать набор социальных услуг. Торопиться в этом вопросе не надо, необходимо все взвесить и принять обоснованное решение.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Аналогичная абзацу первому ч. 2 ст. 2 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" норма содержится в ч. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Аналогичная абзацу первому ч. 2 ст. 2 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" норма содержится в ч. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".
Указ Президента РФ от 12.04.2023 N 263
"О награждении государственными наградами Российской Федерации"ЗАИЧЕНКО Михаила Михайловича - члена Межрегиональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России на Дальневосточной железной дороге Общероссийской общественной организации "Организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России", Хабаровский край
"О награждении государственными наградами Российской Федерации"ЗАИЧЕНКО Михаила Михайловича - члена Межрегиональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России на Дальневосточной железной дороге Общероссийской общественной организации "Организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России", Хабаровский край
"Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты"
(Андреев Ю.Н.)
("Юридический центр Пресс", 2013)Гражданин Ч. обратился в суд с жалобой на Постановление главы администрации Хабаровского края от 3 мая 2000 г. "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" и просил признать недействительным п. 1.3.3 этого Постановления в части предоставления льготного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах в пределах административного района проживания и ограничения права бесплатного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах не более чем тремя местами. Истец сослался в своем исковом заявлении на то, что установленное краевым Постановлением ограничение прав ветеранов труда на льготный проезд только по району административного проживания и только в пределах трех мест на рейс противоречит Федеральному закону "О ветеранах", который устанавливает право бесплатного проезда ветеранов на междугородных автобусах независимо от места жительства и не ограничивает это право числом мест на один рейс. Это право не может быть ограничено под предлогом того, что реализация этого законного права возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке и на условиях, определяемых этими органами власти на местах. Истец просил, кроме того, взыскать в его пользу с администрации Хабаровского края 1 млн. руб. в счет компенсации морального вреда. Суд удовлетворил его требование в части признания недействительным п. 1.3.3 Постановления главы Хабаровского края как противоречащего Федеральному закону "О ветеранах", отметил, что оспариваемые положения Постановления главы администрации края непосредственно нарушают интересы заявителя, поскольку он является ветераном труда и имеет право на льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. ст. 22 и 23 этого Федерального закона. В то же время суд отказал в иске о компенсации морального вреда, указав при этом, что заявителем не представлены доказательства в обоснование доводов о причинении ему физических или нравственных страданий по вине губернатора и правительства, при разбирательстве дела в судебном заседании не установлено нарушения личных имущественных прав заявителя оспариваемыми положениями постановления главы администрации края. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда <1>.
(Андреев Ю.Н.)
("Юридический центр Пресс", 2013)Гражданин Ч. обратился в суд с жалобой на Постановление главы администрации Хабаровского края от 3 мая 2000 г. "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" и просил признать недействительным п. 1.3.3 этого Постановления в части предоставления льготного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах в пределах административного района проживания и ограничения права бесплатного проезда ветеранам труда на междугородных автобусах не более чем тремя местами. Истец сослался в своем исковом заявлении на то, что установленное краевым Постановлением ограничение прав ветеранов труда на льготный проезд только по району административного проживания и только в пределах трех мест на рейс противоречит Федеральному закону "О ветеранах", который устанавливает право бесплатного проезда ветеранов на междугородных автобусах независимо от места жительства и не ограничивает это право числом мест на один рейс. Это право не может быть ограничено под предлогом того, что реализация этого законного права возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке и на условиях, определяемых этими органами власти на местах. Истец просил, кроме того, взыскать в его пользу с администрации Хабаровского края 1 млн. руб. в счет компенсации морального вреда. Суд удовлетворил его требование в части признания недействительным п. 1.3.3 Постановления главы Хабаровского края как противоречащего Федеральному закону "О ветеранах", отметил, что оспариваемые положения Постановления главы администрации края непосредственно нарушают интересы заявителя, поскольку он является ветераном труда и имеет право на льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. ст. 22 и 23 этого Федерального закона. В то же время суд отказал в иске о компенсации морального вреда, указав при этом, что заявителем не представлены доказательства в обоснование доводов о причинении ему физических или нравственных страданий по вине губернатора и правительства, при разбирательстве дела в судебном заседании не установлено нарушения личных имущественных прав заявителя оспариваемыми положениями постановления главы администрации края. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда <1>.
Статья: Конституционно-правовые основы регулирования отношений в сфере предоставления государственных услуг органами власти субъектов Российской Федерации
(Кандрина Н.А.)
("Российская юстиция", 2016, N 11)Вторую группу представляют основные законы ряда субъектов РФ, в которых термины "услуги", "социальные услуги" рассматриваются как разновидности публичных услуг в социальной сфере <9>. Кроме того, среди основных принципов социальной защиты населения называются повышение качества и расширение сферы социальных услуг <10>, предоставление льгот и услуг инвалидам, ветеранам войны и труда и иным лицам <11>; а стимулирование конкуренции в сфере оказания бюджетных услуг, защиту прав и интересов потребителей услуг относят к принципам социально-экономического развития регионов <12> и др.
(Кандрина Н.А.)
("Российская юстиция", 2016, N 11)Вторую группу представляют основные законы ряда субъектов РФ, в которых термины "услуги", "социальные услуги" рассматриваются как разновидности публичных услуг в социальной сфере <9>. Кроме того, среди основных принципов социальной защиты населения называются повышение качества и расширение сферы социальных услуг <10>, предоставление льгот и услуг инвалидам, ветеранам войны и труда и иным лицам <11>; а стимулирование конкуренции в сфере оказания бюджетных услуг, защиту прав и интересов потребителей услуг относят к принципам социально-экономического развития регионов <12> и др.
"Налоги для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: возможности снижения"
(выпуск 16)
(Григорьева Л.Г.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Закон от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае"
(выпуск 16)
(Григорьева Л.Г.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Закон от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае"