Вертикальные соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Вертикальные соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выявление вертикальных антиконкурентных соглашений
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)"Законность", 2022, N 10
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)"Законность", 2022, N 10
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"26. Антимонопольным законодательством, по общему правилу, запрещаются ограничивающие конкуренцию "вертикальные" соглашения - соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар, целью и (или) результатом исполнения которых является ограничение конкуренции (пункт 19 статьи 4, части 2 и 4 статьи 11 Закона).
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"26. Антимонопольным законодательством, по общему правилу, запрещаются ограничивающие конкуренцию "вертикальные" соглашения - соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар, целью и (или) результатом исполнения которых является ограничение конкуренции (пункт 19 статьи 4, части 2 и 4 статьи 11 Закона).
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Наиболее полное описание взаимосвязей субъектов, нуждающихся в учете и контроле, в том числе при "согласованных действиях", "вертикальных соглашениях", "координации экономической деятельности" и др., дает законодательство о защите конкуренции <1>. Закон о банкротстве избрал иной подход, требующий установить именно "заинтересованность" того или иного лица по отношению к должнику. При этом заинтересованными предполагаются лишь отдельные лица (п. 2 ст. 19); но суд не обязан, а "вправе" признать этих лиц заинтересованными.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Наиболее полное описание взаимосвязей субъектов, нуждающихся в учете и контроле, в том числе при "согласованных действиях", "вертикальных соглашениях", "координации экономической деятельности" и др., дает законодательство о защите конкуренции <1>. Закон о банкротстве избрал иной подход, требующий установить именно "заинтересованность" того или иного лица по отношению к должнику. При этом заинтересованными предполагаются лишь отдельные лица (п. 2 ст. 19); но суд не обязан, а "вправе" признать этих лиц заинтересованными.
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Другой особенностью является то, что в отличие от норм Закона о защите конкуренции, рассматриваемый запрет ст. 18 Закона об иностранных инвестициях не содержит каких-либо исключений из сферы его применения, в том числе условий допустимости. В то же время Закон о защите конкуренции (ч. 7 ст. 11, ч. 2 ст. 12) предусматривает запреты на отдельные виды антиконкурентных соглашений только при наличии у их участников определенной доли на товарном рынке (20% - для "вертикальных" соглашений, либо изъятия из запретов на такие соглашения для участников картеля, входящих в одну группу лиц, если одним из таких участников в отношении другого установлен контроль.
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Другой особенностью является то, что в отличие от норм Закона о защите конкуренции, рассматриваемый запрет ст. 18 Закона об иностранных инвестициях не содержит каких-либо исключений из сферы его применения, в том числе условий допустимости. В то же время Закон о защите конкуренции (ч. 7 ст. 11, ч. 2 ст. 12) предусматривает запреты на отдельные виды антиконкурентных соглашений только при наличии у их участников определенной доли на товарном рынке (20% - для "вертикальных" соглашений, либо изъятия из запретов на такие соглашения для участников картеля, входящих в одну группу лиц, если одним из таких участников в отношении другого установлен контроль.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Думается, что указанная норма, с учетом формулировки "промышленникам с продавцами", скорее является прообразом действующего запрета на вертикальные антиконкурентные соглашения. Правда, спустя 60 лет в новой редакции Свода законов Российской империи 1892 года рассматриваемое положение претерпевает изменения и излагается уже в следующей редакции: "...запрещалось торговцам или промышленникам производить стачки, сделки или другие соглашения для возвышения цены на предметы продовольствия или для непомернаго понижения сей цены в намерении стеснить действия привозящих или доставляющих сии товары, а через то препятствовать и дальнейшее в большем количестве привозу оных" (пункт 121) <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Думается, что указанная норма, с учетом формулировки "промышленникам с продавцами", скорее является прообразом действующего запрета на вертикальные антиконкурентные соглашения. Правда, спустя 60 лет в новой редакции Свода законов Российской империи 1892 года рассматриваемое положение претерпевает изменения и излагается уже в следующей редакции: "...запрещалось торговцам или промышленникам производить стачки, сделки или другие соглашения для возвышения цены на предметы продовольствия или для непомернаго понижения сей цены в намерении стеснить действия привозящих или доставляющих сии товары, а через то препятствовать и дальнейшее в большем количестве привозу оных" (пункт 121) <1>.
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)в виде штрафа в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификации на срок до одного года за заключение юрлицом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством "вертикального" соглашения либо участие в нем (ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)в виде штрафа в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификации на срок до одного года за заключение юрлицом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством "вертикального" соглашения либо участие в нем (ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ);
Статья: Антимонопольные иммунитеты и их статус в современном законодательстве и антимонопольном правоприменении
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Статья 12 Закона о защите конкуренции допускает "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
(Борзило Е.Ю.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Статья 12 Закона о защите конкуренции допускает "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)По причине различной интерпретации дилерских и дистрибьюторских контрактов с точки зрения антимонопольного регулирования Президиум ФАС России издала разъяснения по вопросу вертикальных соглашений <1>, в соответствии с которыми ключевую роль в определении допустимости таких соглашений играют такие характеристики, как доля субъекта на рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения, которая в определенных географических границах не должна превышать 20%. При превышении указанного показателя положения ст. 13 не применяются. В другом деле <2> ФАС России, руководствуясь разумным подходом к допустимости, определила положительный эффект от сделок, направленных на получение контроля над акционерным обществом "Радиофизика", через повышение качества товара и понижение его стоимости, а также увеличение конкурентоспособности товара на мировом рынке. При этом было отмечено, что действия, направленные на получение контроля, не затронули права третьих лиц.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)По причине различной интерпретации дилерских и дистрибьюторских контрактов с точки зрения антимонопольного регулирования Президиум ФАС России издала разъяснения по вопросу вертикальных соглашений <1>, в соответствии с которыми ключевую роль в определении допустимости таких соглашений играют такие характеристики, как доля субъекта на рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения, которая в определенных географических границах не должна превышать 20%. При превышении указанного показателя положения ст. 13 не применяются. В другом деле <2> ФАС России, руководствуясь разумным подходом к допустимости, определила положительный эффект от сделок, направленных на получение контроля над акционерным обществом "Радиофизика", через повышение качества товара и понижение его стоимости, а также увеличение конкурентоспособности товара на мировом рынке. При этом было отмечено, что действия, направленные на получение контроля, не затронули права третьих лиц.
Последние изменения: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)разграничена ответственность за заключение недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений (в том числе соглашений, приводящих к повышению, понижению или поддержанию цен на торгах, соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов, приводящих к ограничению конкуренции, а также "вертикальных соглашений") либо участие в них, а также за осуществление недопустимых согласованных действий (ч. 2 - 4, 6 ст. 14.32 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)разграничена ответственность за заключение недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений (в том числе соглашений, приводящих к повышению, понижению или поддержанию цен на торгах, соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов, приводящих к ограничению конкуренции, а также "вертикальных соглашений") либо участие в них, а также за осуществление недопустимых согласованных действий (ч. 2 - 4, 6 ст. 14.32 КоАП РФ);
Статья: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Антимонопольная практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)VII. Разграничение "вертикальных" соглашений и координации
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Антимонопольная практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)VII. Разграничение "вертикальных" соглашений и координации
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 52. О "вертикальных" соглашениях и их отграничении
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 52. О "вертикальных" соглашениях и их отграничении