Величина прожиточного минимума зА 3 квартал 2017 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Величина прожиточного минимума зА 3 квартал 2017 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2021 N 5-КГ20-125-К2
Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении супруга, о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца.
Обстоятельства: Истица указывает на то, что она проживала совместно с супругом и находилась на его полном обеспечении; обратившись к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии в связи с потерей кормильца, она получила отказ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судебным инстанциям для разрешения вопроса о том, находилась ли истица на иждивении супруга, надлежало выяснить размер общих доходов и расходов супругов на содержание всей семьи, включая различные затраты. Однако эти обстоятельства судебными инстанциями не устанавливались.С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно высказав суждение о том, что муж Беловой Л.Н. - Белов Н.И нес расходы на обеспечение своей дочери, поэтому его доход был соразмерен и даже меньше размера дохода Беловой Л.Н., получающей доплату к страховой пенсии по старости для достижения прожиточного минимума, величина которого для пенсионеров в Московской области в III квартале 2017 года составляла 9 071 руб., в IV квартале 2017 года - 8 535 руб.
Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении супруга, о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца.
Обстоятельства: Истица указывает на то, что она проживала совместно с супругом и находилась на его полном обеспечении; обратившись к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии в связи с потерей кормильца, она получила отказ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судебным инстанциям для разрешения вопроса о том, находилась ли истица на иждивении супруга, надлежало выяснить размер общих доходов и расходов супругов на содержание всей семьи, включая различные затраты. Однако эти обстоятельства судебными инстанциями не устанавливались.С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно высказав суждение о том, что муж Беловой Л.Н. - Белов Н.И нес расходы на обеспечение своей дочери, поэтому его доход был соразмерен и даже меньше размера дохода Беловой Л.Н., получающей доплату к страховой пенсии по старости для достижения прожиточного минимума, величина которого для пенсионеров в Московской области в III квартале 2017 года составляла 9 071 руб., в IV квартале 2017 года - 8 535 руб.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.11.2018 N 80-КГ18-14
Требование: О признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в невынесении решения об уменьшении размера удержаний по исполнительному листу, обязании уменьшить размер удержаний из пенсии до размера, при котором остаток денежных средств составлял бы сумму, равную прожиточному минимуму.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебный пристав в силу закона должен учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав.Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 20 ноября 2017 г. N 572-П установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за III квартал 2017 г. на душу населения 9619 руб., для пенсионеров - 7889 руб. Постановлением правительства Ульяновской области от 14 марта 2018 г. N 115-П установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за IV квартал 2017 г. на душу населения 9 062 руб., для пенсионеров - 7457 руб.
Требование: О признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в невынесении решения об уменьшении размера удержаний по исполнительному листу, обязании уменьшить размер удержаний из пенсии до размера, при котором остаток денежных средств составлял бы сумму, равную прожиточному минимуму.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебный пристав в силу закона должен учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав.Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 20 ноября 2017 г. N 572-П установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за III квартал 2017 г. на душу населения 9619 руб., для пенсионеров - 7889 руб. Постановлением правительства Ульяновской области от 14 марта 2018 г. N 115-П установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за IV квартал 2017 г. на душу населения 9 062 руб., для пенсионеров - 7457 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль социальных ориентиров в определении уровня обеспечения российских граждан пособиями из государственного бюджета с учетом опыта Белоруссии и Казахстана
(Антонова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2018, N 3)<41> См., например: Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г."; Закон ЯО от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области"; Закон Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 10-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка"; Постановление Правительства Калужской области от 29 августа 2017 г. N 479 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Калужской области за II квартал 2017 года"; Указ Губернатора ЯО от 14 июля 2017 г. N 238 "Об установлении величины прожиточного минимума в Ярославской области за II квартал 2017 года".
(Антонова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2018, N 3)<41> См., например: Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г."; Закон ЯО от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области"; Закон Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 10-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка"; Постановление Правительства Калужской области от 29 августа 2017 г. N 479 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Калужской области за II квартал 2017 года"; Указ Губернатора ЯО от 14 июля 2017 г. N 238 "Об установлении величины прожиточного минимума в Ярославской области за II квартал 2017 года".
Статья: К вопросу о пенсионном обеспечении детей-инвалидов в Российской Федерации
(Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2018, N 3)Одним из основных показателей эффективности пенсионной системы является то, что в настоящее время в России более 90% инвалидов имеют доходы, сравнимые с прожиточным минимумом, не учитывающим их специфические потребности <9>. Величина прожиточного минимума по Российской Федерации за III квартал 2017 г. на детей составила 10 181 рубль. Данная величина рассчитывается на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации должна определяться ежеквартально на основании потребительской корзины и данных статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам <10>. Существуют методические рекомендации <11> для определения необходимых составляющих потребительской корзины для трех категорий граждан (основных социально-демографических групп населения), в которые не входят дети-инвалиды, нужды которых кардинально отличаются от нужд трудоспособного населения, пенсионеров и детей от 0 до 15 лет. В этот список также входят инвалиды, объединенные под названием "лица, получающие пенсию по инвалидности и приравненные к потребностям пенсионеров". При этом не ясно, к какой категории стоит относить детей-инвалидов: либо это ребенок, и он относится к категории здоровых детей до 15 лет, либо лицо, получающее пенсию по инвалидности, и, соответственно, его потребности приравнены к потребностям пенсионеров, которые существенно занижены из-за "возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания".
(Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2018, N 3)Одним из основных показателей эффективности пенсионной системы является то, что в настоящее время в России более 90% инвалидов имеют доходы, сравнимые с прожиточным минимумом, не учитывающим их специфические потребности <9>. Величина прожиточного минимума по Российской Федерации за III квартал 2017 г. на детей составила 10 181 рубль. Данная величина рассчитывается на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации должна определяться ежеквартально на основании потребительской корзины и данных статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам <10>. Существуют методические рекомендации <11> для определения необходимых составляющих потребительской корзины для трех категорий граждан (основных социально-демографических групп населения), в которые не входят дети-инвалиды, нужды которых кардинально отличаются от нужд трудоспособного населения, пенсионеров и детей от 0 до 15 лет. В этот список также входят инвалиды, объединенные под названием "лица, получающие пенсию по инвалидности и приравненные к потребностям пенсионеров". При этом не ясно, к какой категории стоит относить детей-инвалидов: либо это ребенок, и он относится к категории здоровых детей до 15 лет, либо лицо, получающее пенсию по инвалидности, и, соответственно, его потребности приравнены к потребностям пенсионеров, которые существенно занижены из-за "возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания".
Нормативные акты
Приказ Росстата от 30.09.2025 N 544
"Об утверждении Официальной статистической методологии по подготовке, проведению и формированию итогов Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах"До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" величина прожиточного минимума устанавливалась ежеквартально в целом по Российской Федерации Минтрудом России (начиная с IV квартала 2017 г., с 2000 г. по III квартал 2017 года - Правительством Российской Федерации); в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
"Об утверждении Официальной статистической методологии по подготовке, проведению и формированию итогов Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах"До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" величина прожиточного минимума устанавливалась ежеквартально в целом по Российской Федерации Минтрудом России (начиная с IV квартала 2017 г., с 2000 г. по III квартал 2017 года - Правительством Российской Федерации); в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статья: Грядущее изменение размера МРОТ: что учесть в работе?
(Вронская Л.)
("Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии", 2018, N 10)Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве в динамике выглядит так:
(Вронская Л.)
("Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии", 2018, N 10)Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве в динамике выглядит так:
Вопрос: ...Какой размер минимальной заработной платы применяется в Костромской области после вступления в силу нормативного акта, установившего величину прожиточного минимума? С какой даты?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2018)Вопрос: В соответствии с п. 3.30 Соглашения о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2017 - 2018 г. г. от 15.01.2014 N 3-д минимальная месячная заработная плата работников в организациях внебюджетной сферы устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Костромской области. При этом в регионе произошло снижение величины прожиточного минимума:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2018)Вопрос: В соответствии с п. 3.30 Соглашения о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2017 - 2018 г. г. от 15.01.2014 N 3-д минимальная месячная заработная плата работников в организациях внебюджетной сферы устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Костромской области. При этом в регионе произошло снижение величины прожиточного минимума:
Статья: Индексация "твердых" алиментов целиком легла на работодателей (комментарий к Закону от 14.11.2017 N 321-ФЗ)
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2017, N 23)Дело в том, что величина регионального прожиточного минимума на конкретный квартал становится известна, как правило, уже по прошествии этого квартала. К примеру, большинство регионов утвердили свой минимум на III квартал 2017 г. лишь в конце октября - в начале ноября, то есть уже в IV квартале.
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2017, N 23)Дело в том, что величина регионального прожиточного минимума на конкретный квартал становится известна, как правило, уже по прошествии этого квартала. К примеру, большинство регионов утвердили свой минимум на III квартал 2017 г. лишь в конце октября - в начале ноября, то есть уже в IV квартале.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и Постановлению Правительства РФ от 30.12.2017 N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации"
(Дегтяренко А.С.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2018, N 3)Последний период, за который была исчислена величина прожиточного минимума в целом по России, - III квартал 2017 года. За этот период прожиточный минимум в целом по России составил (п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2017 N 1490):
(Дегтяренко А.С.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2018, N 3)Последний период, за который была исчислена величина прожиточного минимума в целом по России, - III квартал 2017 года. За этот период прожиточный минимум в целом по России составил (п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2017 N 1490):
"Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Л.В. Чистяковой, А.В. Касьянова)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена за III квартал 2017 г. на душу населения в размере 10 328 рублей, для трудоспособного населения в размере 11 160 рублей, пенсионеров в размере 8 496 рублей, детей - 10 181 рубль (Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1490).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Л.В. Чистяковой, А.В. Касьянова)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена за III квартал 2017 г. на душу населения в размере 10 328 рублей, для трудоспособного населения в размере 11 160 рублей, пенсионеров в размере 8 496 рублей, детей - 10 181 рубль (Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1490).
Статья: Роструд об оплате труда
(Козлов М.А., Коковкина А.Г.)
("Советник в сфере образования", 2018, N 2)Например, величина прожиточного минимума в целом по РФ за III квартал 2017 г. установлена на душу населения 10 328 руб., для трудоспособного населения - 11 160 руб., пенсионеров - 8 496 руб., детей - 10 181 руб. (Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 N 1490).
(Козлов М.А., Коковкина А.Г.)
("Советник в сфере образования", 2018, N 2)Например, величина прожиточного минимума в целом по РФ за III квартал 2017 г. установлена на душу населения 10 328 руб., для трудоспособного населения - 11 160 руб., пенсионеров - 8 496 руб., детей - 10 181 руб. (Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 N 1490).
"Права и обязанности граждан - собственников жилых помещений в многоквартирных домах: Учебное пособие"
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
("Юстицинформ", 2019)Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1490 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г." установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г. на душу населения 10 328 рублей, для трудоспособного населения - 11 160 рублей, пенсионеров - 8 496 рублей, детей - 10 181 рубль.
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
("Юстицинформ", 2019)Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1490 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г." установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г. на душу населения 10 328 рублей, для трудоспособного населения - 11 160 рублей, пенсионеров - 8 496 рублей, детей - 10 181 рубль.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(постатейный)
(Аверина К.Н., Куропацкая Е.Г., Ситкова О.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1490 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г." установлена величина прожиточного минимума на душу населения за III квартал 2017 года: на душу населения 10 328 рублей, для трудоспособного населения - 11 160 рублей, пенсионеров - 8 496 рублей, детей - 10 181 рубль (во II квартале 2016 г. - 10 329 рублей, 11 163 рубля, 8 506 рублей и 10 160 рублей соответственно).
(постатейный)
(Аверина К.Н., Куропацкая Е.Г., Ситкова О.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1490 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г." установлена величина прожиточного минимума на душу населения за III квартал 2017 года: на душу населения 10 328 рублей, для трудоспособного населения - 11 160 рублей, пенсионеров - 8 496 рублей, детей - 10 181 рубль (во II квартале 2016 г. - 10 329 рублей, 11 163 рубля, 8 506 рублей и 10 160 рублей соответственно).