Ведомственный контроль орд
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведомственный контроль орд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии оптимальности для устранения противоречий в практике применения метода анализа ситуации в оперативно-разыскной деятельности
(Смирнов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 8)<8> Чупров Н.А., Захарчук С.Д. Ведомственный контроль за оперативно-разыскной деятельностью как элемент обеспечения законности в деятельности оперативных подразделений полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. N 4 (40). С. 168.
(Смирнов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 8)<8> Чупров Н.А., Захарчук С.Д. Ведомственный контроль за оперативно-разыскной деятельностью как элемент обеспечения законности в деятельности оперативных подразделений полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. N 4 (40). С. 168.
Статья: Требования прокурора о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий
(Заика А.М., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2022, N 2)Ключевые слова: полномочия прокурора, оперативно-розыскная деятельность, эффективность раскрытия преступлений, тактика оперативно-розыскной деятельности, ведомственный контроль, предложения об изменении практики прокурорского надзора.
(Заика А.М., Нуриев Т.М.)
("Законность", 2022, N 2)Ключевые слова: полномочия прокурора, оперативно-розыскная деятельность, эффективность раскрытия преступлений, тактика оперативно-розыскной деятельности, ведомственный контроль, предложения об изменении практики прокурорского надзора.
Нормативные акты
Указание Генпрокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23.07.2020
"Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ МВД России от 31.03.2023 N 199
"Об утверждении Перечня оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74840)3. Полномочия по организации работы оперативных подразделений в части ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью также реализуют:
"Об утверждении Перечня оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74840)3. Полномочия по организации работы оперативных подразделений в части ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью также реализуют:
Статья: Организация прокурорского надзора за законностью уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Указание Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2017 г. N 815/36 (ред. от 25 ноября 2022 г.) "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" и указание Генерального прокурора РФ N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности" предусматривают надзорное сопровождение деятельности органов предварительного расследования и оперативных подразделений с момента поступления информации о преступлении в сфере предпринимательской деятельности или преступлении, совершенном хозяйствующим субъектом. При этом надзирающим прокурорам предписывается давать оценку таким процессуальным решениям, как возбуждение уголовного дела и привлечение в качестве обвиняемого, составлять письменное заключение об их законности, а в случае согласия с возбуждением уголовного дела - направлять заключение об этом вышестоящему прокурору. Предусмотрено ведение реестра уголовных дел, срок расследования которых превышает три месяца.
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Указание Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2017 г. N 815/36 (ред. от 25 ноября 2022 г.) "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" и указание Генерального прокурора РФ N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности" предусматривают надзорное сопровождение деятельности органов предварительного расследования и оперативных подразделений с момента поступления информации о преступлении в сфере предпринимательской деятельности или преступлении, совершенном хозяйствующим субъектом. При этом надзирающим прокурорам предписывается давать оценку таким процессуальным решениям, как возбуждение уголовного дела и привлечение в качестве обвиняемого, составлять письменное заключение об их законности, а в случае согласия с возбуждением уголовного дела - направлять заключение об этом вышестоящему прокурору. Предусмотрено ведение реестра уголовных дел, срок расследования которых превышает три месяца.
Статья: Разграничение компетенции органов прокуратуры и суда по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Оперативно-розыскная деятельность (далее также - ОРД) должна носить законный характер, она представляет собой важную задачу государственного управления, поскольку при ее осуществлении могут затрагиваться фундаментальные права и свободы человека и гражданина, интересы юридических лиц, общества и государства. Специфика этой деятельности обусловлена действием принципа конспирации, а также принципа сочетания гласных и негласных методов и средств. Деятельность оперативно-розыскных служб во многом построена на работе с конфиденциальными источниками информации, с необходимостью сохранения в тайне полученных оперативных сведений, ведением особого (секретного) делопроизводства и соблюдением режима секретности. Это ограничивает возможности установления ее законности традиционными способами и предполагает использование специальных институтов внешнего контроля и надзора. Учитывая наличие правовых гарантий законности ОРД, включая соблюдение конституционных прав граждан при ее осуществлении, закрепленных на конституционно-правовом и специально-отраслевом уровнях, требуется формирование реального механизма их обеспечения, который, как представляется, до настоящего времени находится в процессе становления. Так, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> (далее - Закон об ОРД) к числу институциональных гарантий законности ОРД помимо ведомственного контроля (ст. 22) относит вневедомственные институты судебного контроля и прокурорского надзора (ст. 5, 8, 9 и 21). Как отмечают специалисты, при достаточных средствах и высоких потенциальных возможностях ведомственного контроля его эффективность недостаточно высока по причине отсутствия прямой заинтересованности у соответствующих руководителей оперативно-розыскных органов и нижестоящих руководителей отдельных оперативных подразделений выявлять и устранять нарушения, допускаемые подчиненными сотрудниками, поскольку обычно приоритетом в их работе является повышение уровня выявляемости и раскрываемости преступлений по оперативным данным, решение иных задач ОРД, а не обеспечение ее законности <2>.
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Оперативно-розыскная деятельность (далее также - ОРД) должна носить законный характер, она представляет собой важную задачу государственного управления, поскольку при ее осуществлении могут затрагиваться фундаментальные права и свободы человека и гражданина, интересы юридических лиц, общества и государства. Специфика этой деятельности обусловлена действием принципа конспирации, а также принципа сочетания гласных и негласных методов и средств. Деятельность оперативно-розыскных служб во многом построена на работе с конфиденциальными источниками информации, с необходимостью сохранения в тайне полученных оперативных сведений, ведением особого (секретного) делопроизводства и соблюдением режима секретности. Это ограничивает возможности установления ее законности традиционными способами и предполагает использование специальных институтов внешнего контроля и надзора. Учитывая наличие правовых гарантий законности ОРД, включая соблюдение конституционных прав граждан при ее осуществлении, закрепленных на конституционно-правовом и специально-отраслевом уровнях, требуется формирование реального механизма их обеспечения, который, как представляется, до настоящего времени находится в процессе становления. Так, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> (далее - Закон об ОРД) к числу институциональных гарантий законности ОРД помимо ведомственного контроля (ст. 22) относит вневедомственные институты судебного контроля и прокурорского надзора (ст. 5, 8, 9 и 21). Как отмечают специалисты, при достаточных средствах и высоких потенциальных возможностях ведомственного контроля его эффективность недостаточно высока по причине отсутствия прямой заинтересованности у соответствующих руководителей оперативно-розыскных органов и нижестоящих руководителей отдельных оперативных подразделений выявлять и устранять нарушения, допускаемые подчиненными сотрудниками, поскольку обычно приоритетом в их работе является повышение уровня выявляемости и раскрываемости преступлений по оперативным данным, решение иных задач ОРД, а не обеспечение ее законности <2>.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: п. 2.2 указания Генеральной прокуратуры РФ N 387/49, МВД России N 1/7985, Следственного комитета России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: п. 2.2 указания Генеральной прокуратуры РФ N 387/49, МВД России N 1/7985, Следственного комитета России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности".