Ведомственный контроль ФТС
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведомственный контроль ФТС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация гражданской обороны в таможенных органах Российской Федерации
(Молчанов А.Е.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)Внутренний (ведомственный) контроль в области ГО в ФТС России организовывается и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий по ГО, а также в ходе функциональных, комплексных инспекторских проверок, учений, тренировок и занятий.
(Молчанов А.Е.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)Внутренний (ведомственный) контроль в области ГО в ФТС России организовывается и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий по ГО, а также в ходе функциональных, комплексных инспекторских проверок, учений, тренировок и занятий.
Статья: Административно-процедурные тенденции развития механизма обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Особо следует остановиться на оспаривании решений таможенного органа об отмене в порядке ведомственного контроля решений нижестоящих таможенных органов при проведении таможенного контроля <29>. По сути, речь идет о нескольких уровнях контроля за решениями, действиями (бездействием) таможенных органов: контроль со стороны вышестоящего таможенного органа (ведомственный контроль) и судебный контроль за деятельностью таможенного органа. По официальным данным ФТС России, из общего количества решений (заключений), подготовленных в 2020 г. по результатам ведомственного контроля, более одной трети решений (заключений) направлены на отмену (признание не соответствующими положениям права ЕАЭС и российского законодательства о таможенном регулировании) решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела <30>.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Особо следует остановиться на оспаривании решений таможенного органа об отмене в порядке ведомственного контроля решений нижестоящих таможенных органов при проведении таможенного контроля <29>. По сути, речь идет о нескольких уровнях контроля за решениями, действиями (бездействием) таможенных органов: контроль со стороны вышестоящего таможенного органа (ведомственный контроль) и судебный контроль за деятельностью таможенного органа. По официальным данным ФТС России, из общего количества решений (заключений), подготовленных в 2020 г. по результатам ведомственного контроля, более одной трети решений (заключений) направлены на отмену (признание не соответствующими положениям права ЕАЭС и российского законодательства о таможенном регулировании) решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела <30>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636
(ред. от 15.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"6.14. при наличии поводов проводить ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа.
(ред. от 15.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"6.14. при наличии поводов проводить ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа.
Приказ ФТС России от 28.01.2019 N 103
"Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2019 N 53888)88. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения положений Административного регламента должностными лицами, в компетенцию которых входит включение Заявителей в Реестр и ведение Реестра, а также в рамках ведомственного контроля в соответствии со статьей 263 Федерального закона.
"Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2019 N 53888)88. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения положений Административного регламента должностными лицами, в компетенцию которых входит включение Заявителей в Реестр и ведение Реестра, а также в рамках ведомственного контроля в соответствии со статьей 263 Федерального закона.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: п. 2.2 указания Генеральной прокуратуры РФ N 387/49, МВД России N 1/7985, Следственного комитета России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: п. 2.2 указания Генеральной прокуратуры РФ N 387/49, МВД России N 1/7985, Следственного комитета России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности".
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К тому же п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26.03.2014 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях" <67> на начальников органов дознания и начальников подразделений дознания возложена обязанность обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок, а также за приобщением к материалам проверки сведений, подтверждающих выполнение требований части четвертой статьи 148 УПК РФ.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К тому же п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26.03.2014 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях" <67> на начальников органов дознания и начальников подразделений дознания возложена обязанность обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок, а также за приобщением к материалам проверки сведений, подтверждающих выполнение требований части четвертой статьи 148 УПК РФ.
Статья: О противодействии коррупции в российских таможенных органах
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)ФТС России 20 августа 2018 г. утвержден Перечень коррупционно-опасных функций ФТС России. Это 41 функция, связанная как с контрольной, так и с правоохранительной деятельностью таможенных органов. В Перечне - процедуры включения участников ВЭД в различные реестры и ведения этих реестров, таможенное оформление товаров для личного пользования с использованием пассажирской таможенной декларации; принятие таможенными органами других решений, от которых зависит размер платежей и порядок их уплаты; таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, контроль после выпуска товаров. Это также правоохранительные функции: возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования, производство дознания по уголовным делам, организация работы по исполнению судебных постановлений (решений), оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Кроме того, в этом Перечне подготовка решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных закупок, хранение и распределение материально-технических ресурсов, разработка и ведение годового плана контрольных мероприятий внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, плана проверок деятельности таможенных органов, кадровая работа, рассмотрение жалоб, работа со служебной информацией, прием и регистрация поступивших документов и др.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)ФТС России 20 августа 2018 г. утвержден Перечень коррупционно-опасных функций ФТС России. Это 41 функция, связанная как с контрольной, так и с правоохранительной деятельностью таможенных органов. В Перечне - процедуры включения участников ВЭД в различные реестры и ведения этих реестров, таможенное оформление товаров для личного пользования с использованием пассажирской таможенной декларации; принятие таможенными органами других решений, от которых зависит размер платежей и порядок их уплаты; таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, контроль после выпуска товаров. Это также правоохранительные функции: возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования, производство дознания по уголовным делам, организация работы по исполнению судебных постановлений (решений), оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Кроме того, в этом Перечне подготовка решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных закупок, хранение и распределение материально-технических ресурсов, разработка и ведение годового плана контрольных мероприятий внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, плана проверок деятельности таможенных органов, кадровая работа, рассмотрение жалоб, работа со служебной информацией, прием и регистрация поступивших документов и др.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Казначейство России, ФНС России и ФТС России находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), осуществляющего координацию и контроль деятельности упомянутых ведомств <33>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Казначейство России, ФНС России и ФТС России находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), осуществляющего координацию и контроль деятельности упомянутых ведомств <33>.
Статья: Вопросы защиты прав предпринимателей и пути их решения в уголовном судопроизводстве
(Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в том числе с участием заинтересованных ведомств, подготовлены организационно-распорядительные документы, направленные на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности: Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 01.12.2017 N 815/36 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", указание Генерального прокурора Российской Федерации N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23.07.2020 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности", указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности".
(Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в том числе с участием заинтересованных ведомств, подготовлены организационно-распорядительные документы, направленные на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности: Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 01.12.2017 N 815/36 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", указание Генерального прокурора Российской Федерации N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23.07.2020 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности", указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности".
Статья: Использование мер процессуального принуждения в отношении предпринимателей
(Михеенкова М.А.)
("Закон", 2021, N 5)<8> Пункты 2.8 - 2.10 указания Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Следственного комитета РФ, ФСБ России и ФТС от 23.07.2020 N 387/49/1/7985/1/218/23/266-р "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности".
(Михеенкова М.А.)
("Закон", 2021, N 5)<8> Пункты 2.8 - 2.10 указания Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Следственного комитета РФ, ФСБ России и ФТС от 23.07.2020 N 387/49/1/7985/1/218/23/266-р "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности".
Статья: Системные проблемы защиты по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности: процедурные аспекты
(Клевцов К.К.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)<6> Несмотря на отсутствие легального понятия "преступления в сфере предпринимательской деятельности" и их перечня, автор в настоящем исследовании под таковыми подразумевает преступления, перечисленные в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. Кроме того, данный подход используется и правоприменителями (см.: Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 387/49/17985/1/218/23/266-р "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности").
(Клевцов К.К.)
("Адвокатская практика", 2022, N 1)<6> Несмотря на отсутствие легального понятия "преступления в сфере предпринимательской деятельности" и их перечня, автор в настоящем исследовании под таковыми подразумевает преступления, перечисленные в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. Кроме того, данный подход используется и правоприменителями (см.: Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 387/49/17985/1/218/23/266-р "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности").
Статья: Прокурорский надзор и роль адвокатов в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности в досудебном производстве по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности
(Шагунова В.М.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)Видимо, поэтому 23 июля 2020 г. было издано совместное Указание Генпрокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности" <2> (далее - Указание). Принимая во внимание, что это - ведомственный (информационный) акт, он все же детализирует с учетом практики применения некоторые уголовно-процессуальные нормы в части обеспечения прав, свобод и интересов хозяйствующих субъектов, поскольку, как отмечено в приведенном документе, нарушения требований законодательства Российской Федерации при выявлении и расследовании преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, по-прежнему носят распространенный характер. В этой связи дадим краткую характеристику положений, содержащихся в нем, с учетом их корреляции уголовно-процессуальным нормам, а по итогам сделаем некоторые выводы их юридической жизнеспособности.
(Шагунова В.М.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)Видимо, поэтому 23 июля 2020 г. было издано совместное Указание Генпрокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности" <2> (далее - Указание). Принимая во внимание, что это - ведомственный (информационный) акт, он все же детализирует с учетом практики применения некоторые уголовно-процессуальные нормы в части обеспечения прав, свобод и интересов хозяйствующих субъектов, поскольку, как отмечено в приведенном документе, нарушения требований законодательства Российской Федерации при выявлении и расследовании преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, по-прежнему носят распространенный характер. В этой связи дадим краткую характеристику положений, содержащихся в нем, с учетом их корреляции уголовно-процессуальным нормам, а по итогам сделаем некоторые выводы их юридической жизнеспособности.
"Обвиняемый. Комментарий к ст. 47 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<2> См., к примеру: Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: Указание Генеральной прокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<2> См., к примеру: Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: Указание Генеральной прокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования использования информационных технологий в деятельности таможенных органов
(Виеру К.)
("Таможенное дело", 2024, N 3)В рамках цифровой трансформации ФТС запустила главный ведомственный дата-центр в Твери и внедрила технологию ведения контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях в электронном виде через АИС "Правоохрана". Также была доработана ИТ-система "Таможня и право" для выработки типовых решений при разработке и правовой экспертизе проектов правовых актов, а также автоматизации процессов ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного регулирования.
(Виеру К.)
("Таможенное дело", 2024, N 3)В рамках цифровой трансформации ФТС запустила главный ведомственный дата-центр в Твери и внедрила технологию ведения контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях в электронном виде через АИС "Правоохрана". Также была доработана ИТ-система "Таможня и право" для выработки типовых решений при разработке и правовой экспертизе проектов правовых актов, а также автоматизации процессов ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного регулирования.