Валютный контроль сумма контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль сумма контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с таможенными органами: Таможенный орган отказал в возврате платежей как излишне уплаченных из-за представления подтверждающих документов после таможенного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)ведомость банковского контроля, заявление на перевод валюты, выписка по валютному счету, акт сверки взаимных расчетов и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара и размер уплаченной за товар суммы >>>
(КонсультантПлюс, 2025)ведомость банковского контроля, заявление на перевод валюты, выписка по валютному счету, акт сверки взаимных расчетов и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара и размер уплаченной за товар суммы >>>
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2024 N 04АП-5575/2023 по делу N А10-5261/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Изучив представленные документы, таможенный орган установил, что указанные выписки по счетам и платежные поручения не могут являться подтверждением факта оплаты за товар, так как в выписках по счетам невозможно идентифицировать номера контрактов, по которым поступили денежные средства на общую сумму 24 999 600 рублей. В графе "назначение платежей" в платежных поручениях, оформленных нерезидентом 23 марта 2022 года на сумму 10 000 000 рублей и 29 марта 2022 года на сумму 10 000 000 рублей, указан внешнеторговый контракт от 21 марта 2022 года N MHQ-2022-224A. Согласно анализу базы данных валютного контроля АС "Валютный контроль" указанные платежи от 23 и 29 марта 2022 года отражены в программном средстве в ведомости банковского контроля по УНК N 22030009/3349/0059/1/1 (контракт от 21.03.2022 N MHQ-2022-224A).
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Изучив представленные документы, таможенный орган установил, что указанные выписки по счетам и платежные поручения не могут являться подтверждением факта оплаты за товар, так как в выписках по счетам невозможно идентифицировать номера контрактов, по которым поступили денежные средства на общую сумму 24 999 600 рублей. В графе "назначение платежей" в платежных поручениях, оформленных нерезидентом 23 марта 2022 года на сумму 10 000 000 рублей и 29 марта 2022 года на сумму 10 000 000 рублей, указан внешнеторговый контракт от 21 марта 2022 года N MHQ-2022-224A. Согласно анализу базы данных валютного контроля АС "Валютный контроль" указанные платежи от 23 и 29 марта 2022 года отражены в программном средстве в ведомости банковского контроля по УНК N 22030009/3349/0059/1/1 (контракт от 21.03.2022 N MHQ-2022-224A).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений и документов, представляемых в банк в рамках контроля за осуществлением валютных операций, зависит от суммы заключенного вами внешнеэкономического контракта. Для контрактов на сумму не более 1 млн руб. в эквиваленте предусмотрен упрощенный порядок валютного контроля.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень сведений и документов, представляемых в банк в рамках контроля за осуществлением валютных операций, зависит от суммы заключенного вами внешнеэкономического контракта. Для контрактов на сумму не более 1 млн руб. в эквиваленте предусмотрен упрощенный порядок валютного контроля.
Статья: Импорт основных средств
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)Внешнеторговый контракт, в том числе импортный, подлежит обязательному контролю со стороны обслуживающего банка. При этом он может быть поставлен на учет в уполномоченном банке с присвоением уникального номера контракта валютного контроля. Все зависит от суммы импортного контракта, хотя есть и другие существенные условия его постановки на учет.
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)Внешнеторговый контракт, в том числе импортный, подлежит обязательному контролю со стороны обслуживающего банка. При этом он может быть поставлен на учет в уполномоченном банке с присвоением уникального номера контракта валютного контроля. Все зависит от суммы импортного контракта, хотя есть и другие существенные условия его постановки на учет.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.11.2008 N 803
(ред. от 05.08.2025)
"Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)"н) контроль в установленном им порядке за исполнением и прекращением в полном объеме или в какой-либо части обязательств российских экспортеров и импортеров по экспортным контрактам (по поставке и оплате промышленной продукции (товаров, работ, услуг) соответственно), обязательств российских экспортеров, возникших в связи с их участием в тендерах (в зависимости от вида государственных гарантий), контроль за изменением условий экспортных контрактов, которое влечет изменение суммы или валюты обязательств импортеров по экспортным контрактам, сроков поставки промышленной продукции (товаров, работ, услуг), качественных и (или) количественных характеристик (включая наименование, ассортимент, количество) промышленной продукции (товаров, работ, услуг), подготовку соответствующих отчетов (сведений) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
(ред. от 05.08.2025)
"Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)"н) контроль в установленном им порядке за исполнением и прекращением в полном объеме или в какой-либо части обязательств российских экспортеров и импортеров по экспортным контрактам (по поставке и оплате промышленной продукции (товаров, работ, услуг) соответственно), обязательств российских экспортеров, возникших в связи с их участием в тендерах (в зависимости от вида государственных гарантий), контроль за изменением условий экспортных контрактов, которое влечет изменение суммы или валюты обязательств импортеров по экспортным контрактам, сроков поставки промышленной продукции (товаров, работ, услуг), качественных и (или) количественных характеристик (включая наименование, ассортимент, количество) промышленной продукции (товаров, работ, услуг), подготовку соответствующих отчетов (сведений) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)2(1).2. В случае если по внешнеторговому договору (контракту), договору займа, заключенному с нерезидентом и поставленному на учет в соответствии с требованиями раздела II настоящей Инструкции, резидентом от нерезидента получены наличные денежные средства и такие денежные средства не зачислены на счет в уполномоченном банке, резидент представляет в банк УК документы в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами, а также информацию об уникальном номере такого договора (контракта), о коде вида операции в зависимости от экономического содержания, цифровом коде валюты операции в соответствии с Общероссийским классификатором валют (далее - ОКВ) или Классификатором валют по межправительственным соглашениям, используемых в банковской системе Российской Федерации (далее - Классификатор клиринговых валют), и сумме операции, проведенной по такому договору (контракту), в течение сорока пяти рабочих дней после дня получения наличных денежных средств от нерезидента. Банк УК отражает указанную информацию в данных по операциям согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и в ведомости банковского контроля по контракту (приложение 4 к настоящей Инструкции) или ведомости банковского контроля по кредитному договору (приложение 5 к настоящей Инструкции).
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)2(1).2. В случае если по внешнеторговому договору (контракту), договору займа, заключенному с нерезидентом и поставленному на учет в соответствии с требованиями раздела II настоящей Инструкции, резидентом от нерезидента получены наличные денежные средства и такие денежные средства не зачислены на счет в уполномоченном банке, резидент представляет в банк УК документы в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами, а также информацию об уникальном номере такого договора (контракта), о коде вида операции в зависимости от экономического содержания, цифровом коде валюты операции в соответствии с Общероссийским классификатором валют (далее - ОКВ) или Классификатором валют по межправительственным соглашениям, используемых в банковской системе Российской Федерации (далее - Классификатор клиринговых валют), и сумме операции, проведенной по такому договору (контракту), в течение сорока пяти рабочих дней после дня получения наличных денежных средств от нерезидента. Банк УК отражает указанную информацию в данных по операциям согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и в ведомости банковского контроля по контракту (приложение 4 к настоящей Инструкции) или ведомости банковского контроля по кредитному договору (приложение 5 к настоящей Инструкции).
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)для резидентов, в том числе профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, предусмотрена ответственность за невыполнение в срок обязанности исполнить (прекратить) обязательства по внешнеторговому договору (контракту), заключенному с нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и контроля, способами, разрешенными законодательством РФ (кроме отдельных случаев). Должностное лицо может быть предупреждено или оштрафовано на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб., за повторное правонарушение - дисквалифицировано на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 4.3, 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)для резидентов, в том числе профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, предусмотрена ответственность за невыполнение в срок обязанности исполнить (прекратить) обязательства по внешнеторговому договору (контракту), заключенному с нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и контроля, способами, разрешенными законодательством РФ (кроме отдельных случаев). Должностное лицо может быть предупреждено или оштрафовано на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб., за повторное правонарушение - дисквалифицировано на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 4.3, 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
Вопрос: Нужно ли ставить контракт на учет, если он заключается с иностранным исполнителем услуг, оказываемых филиалу российской организации, зарегистрированному на территории Египта?
(Консультация эксперта, 2025)При этом сумма обязательств по контракту определяется на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по курсу иностранных валют по отношению к рублю (п. 4.3 Инструкции N 181-И).
(Консультация эксперта, 2025)При этом сумма обязательств по контракту определяется на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по курсу иностранных валют по отношению к рублю (п. 4.3 Инструкции N 181-И).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В другом Определении от 25.12.2009 N ВАС-17287/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что лицо, включившее в контракт условие о том, что в случае просрочки оплаты оказанных услуг исполнитель вправе взыскать с заказчика 10% годовых от суммы, подлежащей оплате, выполнило установленную статьей 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" обязанность по обеспечению получения иностранной валюты за оказанные нерезиденту услуги.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В другом Определении от 25.12.2009 N ВАС-17287/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что лицо, включившее в контракт условие о том, что в случае просрочки оплаты оказанных услуг исполнитель вправе взыскать с заказчика 10% годовых от суммы, подлежащей оплате, выполнило установленную статьей 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" обязанность по обеспечению получения иностранной валюты за оказанные нерезиденту услуги.
Вопрос: В банке у клиента-резидента состоит на учете договор об экспорте услуг. На зарубежный банковский счет клиента денежные средства зачислены за минусом суммы удержанного НДС. Вправе ли банк принять справку о подтверждающих документах на сумму удержанного НДС или обязан отказать?
(Консультация эксперта, 2025)- разд. IV "Сведения об исполнении резидентом требований ст. 19 и ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
(Консультация эксперта, 2025)- разд. IV "Сведения об исполнении резидентом требований ст. 19 и ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Однако важно помнить, что уполномоченный банк контролирует исполнение обязательств по поставленному на учет внешнеторговому контракту, поэтому отмена требований о репатриации и возможность осуществления расчетов через счета в зарубежных банках не снимает с ИП обязанностей по постановке внешнеторгового договора (контракта) на учет в уполномоченном банке в случаях, указанных в Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, представлению в этот банк подтверждающих документов по операциям и завершению расчетов по контракту (при любой сумме контракта).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Однако важно помнить, что уполномоченный банк контролирует исполнение обязательств по поставленному на учет внешнеторговому контракту, поэтому отмена требований о репатриации и возможность осуществления расчетов через счета в зарубежных банках не снимает с ИП обязанностей по постановке внешнеторгового договора (контракта) на учет в уполномоченном банке в случаях, указанных в Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, представлению в этот банк подтверждающих документов по операциям и завершению расчетов по контракту (при любой сумме контракта).
Вопрос: Как составить внешнеторговый контракт на поставку товара (импорт товара)?
(Консультация эксперта, 2025)В нем указывается цена поставляемой единицы товара, а также общая сумма контракта и валюта расчетов между сторонами контракта с указанием наименования и кода валюты в соответствии с Классификатором валют, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378. Указанный раздел является особенно важным для валютного и таможенного контроля.
(Консультация эксперта, 2025)В нем указывается цена поставляемой единицы товара, а также общая сумма контракта и валюта расчетов между сторонами контракта с указанием наименования и кода валюты в соответствии с Классификатором валют, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378. Указанный раздел является особенно важным для валютного и таможенного контроля.
Статья: Разграничение единой продолжаемой преступной деятельности и реальной совокупности преступлений, предусмотренных ст. 193.1 УК РФ: общетеоретический и практико-прикладной аспекты
(Василькова Е.В.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 2)В ином примере действия подсудимых расценены судом как единая продолжаемая преступная деятельность: О.А. Грищенко, Е.И. Костицына и А.В. Штанев признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 193.1 УК РФ, за производство 306 переводов денежных средств в долларах США с банковского счета одной организации-отправителя (ООО "Кубань-Снаб") на банковские счета различных нерезидентов (фирм, зарегистрированных в Китайской Народной Республике, Турецкой Республике, Чешской Республике, Государстве Израиль и Республике Монголия) с предоставлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля (филиалу "Краснодарский" ООО "КБ "Нэклис-банк"), копий внешнеторговых контрактов и инвойсов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении переводов, на общую сумму 9 406 038,99 доллара США, что по официальному курсу Центрального банка РФ составляло 555 177 342,32 рубля, т.е. в особо крупном размере [13].
(Василькова Е.В.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 2)В ином примере действия подсудимых расценены судом как единая продолжаемая преступная деятельность: О.А. Грищенко, Е.И. Костицына и А.В. Штанев признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 193.1 УК РФ, за производство 306 переводов денежных средств в долларах США с банковского счета одной организации-отправителя (ООО "Кубань-Снаб") на банковские счета различных нерезидентов (фирм, зарегистрированных в Китайской Народной Республике, Турецкой Республике, Чешской Республике, Государстве Израиль и Республике Монголия) с предоставлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля (филиалу "Краснодарский" ООО "КБ "Нэклис-банк"), копий внешнеторговых контрактов и инвойсов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении переводов, на общую сумму 9 406 038,99 доллара США, что по официальному курсу Центрального банка РФ составляло 555 177 342,32 рубля, т.е. в особо крупном размере [13].
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Официальным разъяснением Банка России от 27 июня 2022 г. N 7-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" <225> сообщено, что с учетом решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 г. <226>, разрешающего осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере нуля процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на счета резидентов - участников внешнеэкономической деятельности в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с 10 июня 2022 г. обязательная продажа указанной иностранной валюты, в том числе зачисленной на указанные счета в период с 28 февраля 2022 г. по 9 июня 2022 г. и непроданной, не осуществляется.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Официальным разъяснением Банка России от 27 июня 2022 г. N 7-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" <225> сообщено, что с учетом решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 г. <226>, разрешающего осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере нуля процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на счета резидентов - участников внешнеэкономической деятельности в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с 10 июня 2022 г. обязательная продажа указанной иностранной валюты, в том числе зачисленной на указанные счета в период с 28 февраля 2022 г. по 9 июня 2022 г. и непроданной, не осуществляется.