Валютный контроль налоговыми органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль налоговыми органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет3.1. Нарушает ли банковскую тайну предоставление банком налоговому органу документов валютного контроля в отношении налогоплательщика в ходе его проверки
Нормативные акты
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют валютный контроль (в пределах компетенции налоговых органов), а также другие контрольные функции в отношении иностранных организаций - плательщиков "налога на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют валютный контроль (в пределах компетенции налоговых органов), а также другие контрольные функции в отношении иностранных организаций - плательщиков "налога на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
Статья: Государственные функции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (ФНС России), согласно п. 1 которого ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (ФНС России), согласно п. 1 которого ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)По мнению налоговых органов, указанные полномочия реализуются ими в рамках предпроверочного анализа в целях реализации концепции риск-ориентированного подхода в отношении проведения контрольных мероприятий, провозглашенного в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок <19>. Раздел 3 указанной Концепции устанавливает основные подходы к структуре отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на базе всестороннего анализа всей поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников информации в отношении как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. В частности, налоговыми органами должен проводиться анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков (в том числе сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей, показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, противоречия и искажения между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган, и др.). Изначально предпроверочный анализ как раз и должен был стать аналитической работой по оценке состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетом <20>. По крайней мере именно такое понимание усматривается из Административного регламента по осуществлению налоговыми органами валютного контроля.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)По мнению налоговых органов, указанные полномочия реализуются ими в рамках предпроверочного анализа в целях реализации концепции риск-ориентированного подхода в отношении проведения контрольных мероприятий, провозглашенного в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок <19>. Раздел 3 указанной Концепции устанавливает основные подходы к структуре отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на базе всестороннего анализа всей поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников информации в отношении как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. В частности, налоговыми органами должен проводиться анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков (в том числе сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей, показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, противоречия и искажения между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган, и др.). Изначально предпроверочный анализ как раз и должен был стать аналитической работой по оценке состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетом <20>. По крайней мере именно такое понимание усматривается из Административного регламента по осуществлению налоговыми органами валютного контроля.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. Административная ответственность за недостоверные сведения в документах, представленных по запросу налогового органа в рамках валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. Административная ответственность за недостоверные сведения в документах, представленных по запросу налогового органа в рамках валютного контроля
Статья: Правовой статус банков как субъектов таможенных отношений
(Агамагомедова С.А.)
("Банковское право", 2023, N 3)В рамках первого уровня действует целый ряд нормативно-правовых и иных актов, среди которых выделим Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" <15>; Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" <16>; Положение Банка России от 30 ноября 2020 г. N 741-П "О порядке направления таможенным органом в банк отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, направления банком в таможенный орган сообщений, содержащих сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и сведения об остатках электронных денежных средств, а также об установлении даты получения банком отдельных решений таможенного органа" <17>; Приказ ФТС России от 25 октября 2021 г. N 928 "Об утверждении форматов и структур отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов)" <18> и другие.
(Агамагомедова С.А.)
("Банковское право", 2023, N 3)В рамках первого уровня действует целый ряд нормативно-правовых и иных актов, среди которых выделим Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" <15>; Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" <16>; Положение Банка России от 30 ноября 2020 г. N 741-П "О порядке направления таможенным органом в банк отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, направления банком в таможенный орган сообщений, содержащих сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и сведения об остатках электронных денежных средств, а также об установлении даты получения банком отдельных решений таможенного органа" <17>; Приказ ФТС России от 25 октября 2021 г. N 928 "Об утверждении форматов и структур отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов)" <18> и другие.
Статья: 4 варианта списания зависшей дебиторки по валютному контракту
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2022, N 24)Нарушение обязательства по репатриации выявить несложно. Ведь вся информация о сроках исполнения обязательств, установленных контрактом, и сроках их фактического исполнения у банка есть. При проведении внешнеторговой деятельности резиденты РФ обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения контрактов и расчетах. Банки, в свою очередь, передают ее органам валютного контроля - налоговым или таможенным органам, которые назначают и проводят проверки. И если правила по передаче информации и по исполнению в срок обязательств, установленных контрактом, соблюдаются, претензий к резиденту РФ быть не должно.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2022, N 24)Нарушение обязательства по репатриации выявить несложно. Ведь вся информация о сроках исполнения обязательств, установленных контрактом, и сроках их фактического исполнения у банка есть. При проведении внешнеторговой деятельности резиденты РФ обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения контрактов и расчетах. Банки, в свою очередь, передают ее органам валютного контроля - налоговым или таможенным органам, которые назначают и проводят проверки. И если правила по передаче информации и по исполнению в срок обязательств, установленных контрактом, соблюдаются, претензий к резиденту РФ быть не должно.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)необходимо учитывать, что при проведении мероприятий валютного контроля, налоговые органы могут использовать для проверки либо оригиналы документов, либо заверенные в установленном порядке копии с этих документов, которые в дальнейшем должны в обязательном порядке прилагаться к протоколу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства. При этом зачастую только уполномоченные банки являются единственным источником получения документов и информации о проводимых резидентами и нерезидентами валютных операциях, например, когда проверяемое лицо не находится по своему месту нахождения, указанному в регистрационных документах или уклоняется от представления запрашиваемых агентом валютного контроля документов и информации;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)необходимо учитывать, что при проведении мероприятий валютного контроля, налоговые органы могут использовать для проверки либо оригиналы документов, либо заверенные в установленном порядке копии с этих документов, которые в дальнейшем должны в обязательном порядке прилагаться к протоколу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства. При этом зачастую только уполномоченные банки являются единственным источником получения документов и информации о проводимых резидентами и нерезидентами валютных операциях, например, когда проверяемое лицо не находится по своему месту нахождения, указанному в регистрационных документах или уклоняется от представления запрашиваемых агентом валютного контроля документов и информации;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения: