Валютный контроль контракт с нерезидентом
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль контракт с нерезидентом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...оспариваемым постановлением таможни общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", что выразилось в невыполнении обязанности резидента по возврату в установленный срок на территорию Российской Федерации денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный товар по внешнеторговому контракту.
(КонсультантПлюс, 2025)"...оспариваемым постановлением таможни общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", что выразилось в невыполнении обязанности резидента по возврату в установленный срок на территорию Российской Федерации денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный товар по внешнеторговому контракту.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за совершение валютных операций по переводу денежных средств нерезиденту с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)при переводе средств на счета нерезидента агенту валютного контроля (банку) предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения об основаниях, целях, назначении перевода
(КонсультантПлюс, 2025)при переводе средств на счета нерезидента агенту валютного контроля (банку) предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения об основаниях, целях, назначении перевода
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валюта, резидент, нерезидент, репатриация валюты, валютная выручка, обязательная продажа валютной выручки, внешнеторговый договор (контракт), займы в иностранной валюте, административная ответственность, уголовная ответственность.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валюта, резидент, нерезидент, репатриация валюты, валютная выручка, обязательная продажа валютной выручки, внешнеторговый договор (контракт), займы в иностранной валюте, административная ответственность, уголовная ответственность.
Статья: Системные изменения валютного регулирования в период 2022 - 2025 гг.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Репатриация - обязанность участников ВЭД, установленная ст. 19, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которая предписывает при любых обстоятельствах предпринять все возможные меры, чтобы получить от нерезидента все причитающееся согласно международному контракту (деньги, товары, услуги и проч.). При этом необходимо истребовать причитающееся именно в том виде, в котором оно было установлено изначальным контрактом, - зачеты встречных требований и иные неденежные способы исполнения обязательств запрещены для большинства случаев. Если обязанность репатриации установлена для данного вида контракта, то ответственность за нарушение может достигать от 30 до 100% от суммы сделки.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Репатриация - обязанность участников ВЭД, установленная ст. 19, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которая предписывает при любых обстоятельствах предпринять все возможные меры, чтобы получить от нерезидента все причитающееся согласно международному контракту (деньги, товары, услуги и проч.). При этом необходимо истребовать причитающееся именно в том виде, в котором оно было установлено изначальным контрактом, - зачеты встречных требований и иные неденежные способы исполнения обязательств запрещены для большинства случаев. Если обязанность репатриации установлена для данного вида контракта, то ответственность за нарушение может достигать от 30 до 100% от суммы сделки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)После этого общество провело по такому контракту валютную операцию, перечислив нерезиденту иностранную валюту, что было отражено в ведомости банковского контроля, открытой в банке-2 по внешнеторговому контракту.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)После этого общество провело по такому контракту валютную операцию, перечислив нерезиденту иностранную валюту, что было отражено в ведомости банковского контроля, открытой в банке-2 по внешнеторговому контракту.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Ответ. В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено данным Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Ответ. В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено данным Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Статья: Использование криптовалют в трансграничных расчетах: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Следует отметить, что в марте 2024 г. Закон N 259-ФЗ и Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <5> были дополнены нормами, на основании которых субъекты внешнеэкономических отношений приобрели возможности использовать в своих расчетах цифровые права, прежде всего цифровые финансовые активы (далее также - ЦФА) и гибридные цифровые права (сочетающие особенности ЦФА и утилитарных цифровых прав). Указанные цифровые права признаны объектом валютного регулирования и валютного контроля, а в отношении ЦФА сделано исключение из общего правила, закрепленного в ч. 10 ст. 4 Закона N 259-ФЗ: теперь их допустимо использовать в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами <6>. В то же время еще до момента принятия соответствующие нормы обоснованно получили скептическую оценку со стороны представителей как бизнес-сообщества, так и представителей науки. Российские ЦФА могут эмитироваться только особыми субъектами - операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, зарегистрированными Банком России. Таким образом, в силу своей специфики ЦФА в том виде, в котором они существуют в нашей стране, просто не могут быть интересны в качестве встречного предоставления для зарубежных контрагентов, поскольку в итоге они столкнутся с проблемой вывода денежных средств из России.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Следует отметить, что в марте 2024 г. Закон N 259-ФЗ и Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <5> были дополнены нормами, на основании которых субъекты внешнеэкономических отношений приобрели возможности использовать в своих расчетах цифровые права, прежде всего цифровые финансовые активы (далее также - ЦФА) и гибридные цифровые права (сочетающие особенности ЦФА и утилитарных цифровых прав). Указанные цифровые права признаны объектом валютного регулирования и валютного контроля, а в отношении ЦФА сделано исключение из общего правила, закрепленного в ч. 10 ст. 4 Закона N 259-ФЗ: теперь их допустимо использовать в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами <6>. В то же время еще до момента принятия соответствующие нормы обоснованно получили скептическую оценку со стороны представителей как бизнес-сообщества, так и представителей науки. Российские ЦФА могут эмитироваться только особыми субъектами - операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, зарегистрированными Банком России. Таким образом, в силу своей специфики ЦФА в том виде, в котором они существуют в нашей стране, просто не могут быть интересны в качестве встречного предоставления для зарубежных контрагентов, поскольку в итоге они столкнутся с проблемой вывода денежных средств из России.
Последние изменения: Обязательная продажа валютной выручки
(КонсультантПлюс, 2025)Размер, в котором резиденты - участники ВЭД обязаны продавать иностранную валюту, зачисленную на их счета по внешнеторговым контрактам с нерезидентами, определяет Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Банк России имеет право выдавать разрешения резидентам - участникам ВЭД на продажу иностранной валюты в размере, отличном от установленного названной комиссией (п. 2 Указа Президента РФ от 28.02.2022 N 79, пп. "а" п. 9 Указа Президента РФ от 18.03.2022 N 126).
(КонсультантПлюс, 2025)Размер, в котором резиденты - участники ВЭД обязаны продавать иностранную валюту, зачисленную на их счета по внешнеторговым контрактам с нерезидентами, определяет Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Банк России имеет право выдавать разрешения резидентам - участникам ВЭД на продажу иностранной валюты в размере, отличном от установленного названной комиссией (п. 2 Указа Президента РФ от 28.02.2022 N 79, пп. "а" п. 9 Указа Президента РФ от 18.03.2022 N 126).
Статья: Зачет взаимных требований по импортному и экспортному контрактам
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не оговорено в названном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не оговорено в названном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)для резидентов, в том числе профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, предусмотрена ответственность за невыполнение в срок обязанности исполнить (прекратить) обязательства по внешнеторговому договору (контракту), заключенному с нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и контроля, способами, разрешенными законодательством РФ (кроме отдельных случаев). Должностное лицо может быть предупреждено или оштрафовано на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб., за повторное правонарушение - дисквалифицировано на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 4.3, 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)для резидентов, в том числе профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, предусмотрена ответственность за невыполнение в срок обязанности исполнить (прекратить) обязательства по внешнеторговому договору (контракту), заключенному с нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и контроля, способами, разрешенными законодательством РФ (кроме отдельных случаев). Должностное лицо может быть предупреждено или оштрафовано на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб., за повторное правонарушение - дисквалифицировано на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 4.3, 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Тем же Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ ст. 24 комментируемого Закона дополнена частью 4, в соответствии с которой резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования данного Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 ч. 1 комментируемой статьи, были отменены.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Тем же Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ ст. 24 комментируемого Закона дополнена частью 4, в соответствии с которой резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования данного Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 ч. 1 комментируемой статьи, были отменены.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<534> Поправки в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", по смыслу статьи 1 которого ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена частью 8 следующего содержания:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<534> Поправки в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", по смыслу статьи 1 которого ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена частью 8 следующего содержания:
Статья: Легализация майнинга и криптобиржи в России: риски и пределы правового регулирования
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Представляется, что Банк России должен прогнозировать такие угрозы перед утверждением программы экспериментального правового режима. Однако сложность подобного прогнозирования может заключаться в том, что данная программа должна предусматривать особенности использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам), права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Представляется, что Банк России должен прогнозировать такие угрозы перед утверждением программы экспериментального правового режима. Однако сложность подобного прогнозирования может заключаться в том, что данная программа должна предусматривать особенности использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам), права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Поскольку закон требует выражения денежных обязательств в национальной валюте - рублях (ст. 140 и п. 1 ст. 317 ГК РФ), то, как правило, цена договора и сумма договора указываются в договоре в рублях. Но в тех случаях, когда по Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> платежи могут осуществляться в иностранной валюте (например, валютные операции между резидентами и нерезидентами), цена в контрактах может указываться в соответствующей иностранной валюте. Вместе с тем Закон дозволяет и в договоре между лицами - резидентами выражать цену договора в иностранной валюте или в ее эквиваленте, например в условных денежных единицах, хотя сами платежи должны производиться в рублях. "В этом случае, - как сказано в п. 2 ст. 317 ГК РФ, - подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон". Но следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" торгующие субъекты обязаны указывать цены продаваемых в розничной сети товаров в рублях <2>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Поскольку закон требует выражения денежных обязательств в национальной валюте - рублях (ст. 140 и п. 1 ст. 317 ГК РФ), то, как правило, цена договора и сумма договора указываются в договоре в рублях. Но в тех случаях, когда по Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> платежи могут осуществляться в иностранной валюте (например, валютные операции между резидентами и нерезидентами), цена в контрактах может указываться в соответствующей иностранной валюте. Вместе с тем Закон дозволяет и в договоре между лицами - резидентами выражать цену договора в иностранной валюте или в ее эквиваленте, например в условных денежных единицах, хотя сами платежи должны производиться в рублях. "В этом случае, - как сказано в п. 2 ст. 317 ГК РФ, - подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон". Но следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" торгующие субъекты обязаны указывать цены продаваемых в розничной сети товаров в рублях <2>.
Вопрос: Об отражении в ведомостях банковского контроля операций по внешнеторговому импортному контракту с использованием услуг агента-нерезидента и подтверждении факта оказания таких услуг.
(Письмо Банка России от 17.10.2024 N 43-8-3/125)Служба финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрела обращение ООО, поступившее через интернет-приемную Банка России 25.09.2024, и сообщает следующее.
(Письмо Банка России от 17.10.2024 N 43-8-3/125)Служба финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрела обращение ООО, поступившее через интернет-приемную Банка России 25.09.2024, и сообщает следующее.