Валютный контроль экспортных операций
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль экспортных операций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: По какой ставке НДС облагается реализация спортивного оборудования по договору с иностранным покупателем, зарегистрированным в ОАЭ (Дубай), занимающимся строительством спорткомплекса в РФ, при этом оборудование не вывозится с территории РФ? Является ли такая операция экспортом? Подлежит ли сделка валютному контролю?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: По какой ставке НДС облагается реализация спортивного оборудования по договору с иностранным покупателем, зарегистрированным в ОАЭ (Дубай), занимающимся строительством спорткомплекса в РФ, при этом оборудование не вывозится с территории РФ? Является ли такая операция экспортом? Подлежит ли сделка валютному контролю?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: По какой ставке НДС облагается реализация спортивного оборудования по договору с иностранным покупателем, зарегистрированным в ОАЭ (Дубай), занимающимся строительством спорткомплекса в РФ, при этом оборудование не вывозится с территории РФ? Является ли такая операция экспортом? Подлежит ли сделка валютному контролю?
Статья: Криминалистические аспекты взаимодействия дознавателей таможенных органов Российской Федерации при расследовании криминальных валютных операций, предусмотренных ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ: цели и субъекты взаимодействия
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Кроме того, таможенные органы в соответствии со ст. 254 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, условиям лицензий и разрешений. Значит, таможенные органы в пределах своей компетенции являются органами валютного контроля.
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Кроме того, таможенные органы в соответствии со ст. 254 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, условиям лицензий и разрешений. Значит, таможенные органы в пределах своей компетенции являются органами валютного контроля.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, акционерным обществом "Российский экспортный центр" органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна акционерному обществу "Российский экспортный центр" при осуществлении им своих полномочий.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, акционерным обществом "Российский экспортный центр" органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна акционерному обществу "Российский экспортный центр" при осуществлении им своих полномочий.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФТС РФ от 17.07.2019 N 1171 "Об утверждении Административного регламента ФТС по осуществлению государственного контроля за валютными операциями...", согласно которому к функции ФТС РФ относится, в частности, государственный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФТС РФ от 17.07.2019 N 1171 "Об утверждении Административного регламента ФТС по осуществлению государственного контроля за валютными операциями...", согласно которому к функции ФТС РФ относится, в частности, государственный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1. Налоговый орган как территориальное подразделение органа валютного контроля (ФНС РФ) вправе запрашивать документы (информацию), связанные с проведением валютных операций, через систему "Одно окно" на базе платформы "Мой экспорт".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1. Налоговый орган как территориальное подразделение органа валютного контроля (ФНС РФ) вправе запрашивать документы (информацию), связанные с проведением валютных операций, через систему "Одно окно" на базе платформы "Мой экспорт".
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)<18> Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)".
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)<18> Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)".
Статья: Нивелирование правовых рисков института государственного финансового контроля на примере валютной политики государства
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Механизмы валютного контроля (надзора) позволяют осуществлять следующие полномочия в ситуации угрозы национальной безопасности и экономической стабильности на основе статей МВФ <14>, направленные на восстановление темпов экономического роста: регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках и лицензирование валютных операций. Благодаря внедрению механизмов валютного контроля в краткосрочной перспективе произойдет выравнивание платежного баланса и сохранение устойчивого валютного курса.
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Механизмы валютного контроля (надзора) позволяют осуществлять следующие полномочия в ситуации угрозы национальной безопасности и экономической стабильности на основе статей МВФ <14>, направленные на восстановление темпов экономического роста: регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках и лицензирование валютных операций. Благодаря внедрению механизмов валютного контроля в краткосрочной перспективе произойдет выравнивание платежного баланса и сохранение устойчивого валютного курса.
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса находился под особым контролем Генеральной прокуратуры РФ. Указанием от 4 августа 2021 г. N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования" транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Федерации, обязаны обеспечить на системной основе надзор за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту древесины при ее отгрузке, транспортировке и экспорте; систематически проводить анализ сведений об объемах и о маршрутах транспортировки древесины; наладить взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; усилить надзор за исполнением таможенными органами законодательства при проверке достоверности заявляемых декларантами сведений о происхождении, об объемах, о классификации и таможенной стоимости лесоматериалов, соблюдением экспортерами установленных запретов и ограничений, законностью получения ими льгот и преференций; пресекать факты экспорта круглого необработанного леса под видом обработанного путем его отнесения к товарам группы 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с целью вывоза за границу без лицензии и без оплаты соответствующих таможенных платежей; контролировать исполнение таможенными органами полномочий по разработке, утверждению и применению профилей рисков при экспорте древесины и лесоматериалов, оценивать эффективность применения системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля, пресекать факты незаконных грузовых операций после выпуска товаров; незамедлительно реагировать на случаи бездействия органов валютного контроля, а также необоснованного возмещения экспортерами НДС, вовлечения в ВЭД фирм-однодневок и подставных лиц; во взаимодействии с территориальными прокурорами оценивать полноту реализации органами Россельхознадзора полномочий по фитосанитарному контролю, в том числе законность выдачи фитосанитарных сертификатов.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса находился под особым контролем Генеральной прокуратуры РФ. Указанием от 4 августа 2021 г. N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования" транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Федерации, обязаны обеспечить на системной основе надзор за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту древесины при ее отгрузке, транспортировке и экспорте; систематически проводить анализ сведений об объемах и о маршрутах транспортировки древесины; наладить взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; усилить надзор за исполнением таможенными органами законодательства при проверке достоверности заявляемых декларантами сведений о происхождении, об объемах, о классификации и таможенной стоимости лесоматериалов, соблюдением экспортерами установленных запретов и ограничений, законностью получения ими льгот и преференций; пресекать факты экспорта круглого необработанного леса под видом обработанного путем его отнесения к товарам группы 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с целью вывоза за границу без лицензии и без оплаты соответствующих таможенных платежей; контролировать исполнение таможенными органами полномочий по разработке, утверждению и применению профилей рисков при экспорте древесины и лесоматериалов, оценивать эффективность применения системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля, пресекать факты незаконных грузовых операций после выпуска товаров; незамедлительно реагировать на случаи бездействия органов валютного контроля, а также необоснованного возмещения экспортерами НДС, вовлечения в ВЭД фирм-однодневок и подставных лиц; во взаимодействии с территориальными прокурорами оценивать полноту реализации органами Россельхознадзора полномочий по фитосанитарному контролю, в том числе законность выдачи фитосанитарных сертификатов.
Статья: Практика и проблематика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ на примере решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 августа 2021 г. по делу N 12-1303/2021
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций (перевода, вывоза, пересылки, продажи и др.), установленные Законом РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", иными нормативными актами.
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций (перевода, вывоза, пересылки, продажи и др.), установленные Законом РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", иными нормативными актами.
Вопрос: О зачислении на зарубежный счет резидента денежных средств, полученных от нерезидента в качестве оплаты по договору уступки требования, и их использовании.
(Письмо Банка России от 31.10.2024 N 43-7-3/694)<2> За исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
(Письмо Банка России от 31.10.2024 N 43-7-3/694)<2> За исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
Статья: ЦФА как средство платежа в международных контрактах: что изменилось в Инструкции N 181-И с 11 января
(Кулакова Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 2)Банк России продолжает совершенствовать контроль внешнеэкономических операций клиентов кредитных организаций. С марта 2024 года российские импортеры и экспортеры могут использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) во внешнеторговых операциях. А с 11 января 2025 года вступили в силу изменения в Инструкции N 181-И <1>, которые регламентируют порядок постановки соответствующих контрактов на учет и их отражение в отчетности по валютному контролю. Рассмотрим ключевые аспекты этих изменений.
(Кулакова Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 2)Банк России продолжает совершенствовать контроль внешнеэкономических операций клиентов кредитных организаций. С марта 2024 года российские импортеры и экспортеры могут использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) во внешнеторговых операциях. А с 11 января 2025 года вступили в силу изменения в Инструкции N 181-И <1>, которые регламентируют порядок постановки соответствующих контрактов на учет и их отражение в отчетности по валютному контролю. Рассмотрим ключевые аспекты этих изменений.
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Актуальность данной темы заключается в том, что Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - РФ) функции органа валютного контроля. В перечень его полномочий входит осуществление контроля и надзора за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Таможенные органы, в соответствии с п. 1 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - АП) в области таможенного дела, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ <1>.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Актуальность данной темы заключается в том, что Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - РФ) функции органа валютного контроля. В перечень его полномочий входит осуществление контроля и надзора за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Таможенные органы, в соответствии с п. 1 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - АП) в области таможенного дела, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ <1>.