Валютный контроль изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)111. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)111. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Санкции, введенные против Российской Федерации недружественными государствами, привели к необходимости принятия мер противодействия дестабилизации валютной и банковской системы. Эти меры включают и ряд изменений в сфере валютного регулирования и валютного контроля за операциями российских участников внешнеэкономической деятельности. В то же время не только санкции, но и сами меры противодействия им зачастую налагают на участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности и создают для них дополнительные риски, в том числе в плане валютного контроля. При этом принимаемые для стабилизации ситуации меры не всегда достаточно проработаны, что объясняется в основном срочностью их принятия, но также и отсутствием достаточного контакта с российским предпринимательским сообществом, интересы которого не всегда учитываются. Это, безусловно, требует дальнейшей доработки нормативно-правовой и методологической базы, в том числе и той, которая составляет базу валютного регулирования и валютного контроля.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Санкции, введенные против Российской Федерации недружественными государствами, привели к необходимости принятия мер противодействия дестабилизации валютной и банковской системы. Эти меры включают и ряд изменений в сфере валютного регулирования и валютного контроля за операциями российских участников внешнеэкономической деятельности. В то же время не только санкции, но и сами меры противодействия им зачастую налагают на участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности и создают для них дополнительные риски, в том числе в плане валютного контроля. При этом принимаемые для стабилизации ситуации меры не всегда достаточно проработаны, что объясняется в основном срочностью их принятия, но также и отсутствием достаточного контакта с российским предпринимательским сообществом, интересы которого не всегда учитываются. Это, безусловно, требует дальнейшей доработки нормативно-правовой и методологической базы, в том числе и той, которая составляет базу валютного регулирования и валютного контроля.
Статья: Финансовые активы и электронные средства платежа за пределами Российской Федерации: особенности валютного регулирования
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)За последние несколько лет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <2> претерпел множество изменений. Понятийный аппарат валютного права был дополнен такими терминами, как "финансовый актив", "организация финансового рынка" и "электронное средство платежа", была расширена сфера регулирования операций по счетам, открываемым российскими резидентами за пределами страны <3>. Юридические и физические лица - владельцы счетов в банках и иных организациях финансового рынка за пределами Российской Федерации обязаны соблюдать валютные ограничения, а также исполнять дополнительные процессуальные обязанности. Указанные обязанности включают уведомление налоговых органов (выполняющих в том числе функции органов валютного контроля) об открытии, закрытии и изменении реквизитов иностранных счетов в течение одного календарного месяца; представление отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам, а также документов, подтверждающих совершение валютных операций. Физические лица представляют налоговым органам отчеты ежегодно до 1 июня следующего календарного года, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - ежеквартально в течение 30 дней после окончания отчетного квартала.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)За последние несколько лет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <2> претерпел множество изменений. Понятийный аппарат валютного права был дополнен такими терминами, как "финансовый актив", "организация финансового рынка" и "электронное средство платежа", была расширена сфера регулирования операций по счетам, открываемым российскими резидентами за пределами страны <3>. Юридические и физические лица - владельцы счетов в банках и иных организациях финансового рынка за пределами Российской Федерации обязаны соблюдать валютные ограничения, а также исполнять дополнительные процессуальные обязанности. Указанные обязанности включают уведомление налоговых органов (выполняющих в том числе функции органов валютного контроля) об открытии, закрытии и изменении реквизитов иностранных счетов в течение одного календарного месяца; представление отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам, а также документов, подтверждающих совершение валютных операций. Физические лица представляют налоговым органам отчеты ежегодно до 1 июня следующего календарного года, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - ежеквартально в течение 30 дней после окончания отчетного квартала.
Информация: Применение Указов Президента Российской Федерации, устанавливающих меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
("Официальный сайт Банка России", 2023)В отношении физических лиц - резидентов отмечаем, что Федеральным законом от 28.12.2017 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения в Федеральный закон N 173-ФЗ, исключающие обязанность физических лиц - резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомление налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
("Официальный сайт Банка России", 2023)В отношении физических лиц - резидентов отмечаем, что Федеральным законом от 28.12.2017 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения в Федеральный закон N 173-ФЗ, исключающие обязанность физических лиц - резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомление налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Аналогично в абз. 2 ч. 8.1 комментируемой статьи установлено, что представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, АО "РЭЦ" органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна АО "РЭЦ" при осуществлении им своих полномочий. Данный абзац (как и абз. 2 ч. 8 данной статьи) введен с 1 января 2021 г. упомянутым выше Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 446-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности. Первоначально в данном абзаце говорилось о представлении и передаче документов и информации не только органам, но и агентам валютного контроля. Изменение внесено с 14 июля 2022 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Аналогично в абз. 2 ч. 8.1 комментируемой статьи установлено, что представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, АО "РЭЦ" органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна АО "РЭЦ" при осуществлении им своих полномочий. Данный абзац (как и абз. 2 ч. 8 данной статьи) введен с 1 января 2021 г. упомянутым выше Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 446-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности. Первоначально в данном абзаце говорилось о представлении и передаче документов и информации не только органам, но и агентам валютного контроля. Изменение внесено с 14 июля 2022 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
Статья: Правовое регулирование цифрового рубля
(Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)24 июля 2023 г. в России был принят Федеральный закон N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7>, которым внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "О национальной платежной системе", "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряд других. Указанные изменения в соответствии со ст. 8 вступили в силу с 1 августа 2023 г. (за исключением отдельных положений), после чего начали осуществляться первые операции с цифровым рублем.
(Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)24 июля 2023 г. в России был принят Федеральный закон N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7>, которым внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "О национальной платежной системе", "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряд других. Указанные изменения в соответствии со ст. 8 вступили в силу с 1 августа 2023 г. (за исключением отдельных положений), после чего начали осуществляться первые операции с цифровым рублем.
Статья: Системные изменения валютного регулирования в период 2022 - 2025 гг.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 отменил требования о репатриации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности разрешив проводить таким лицам зачеты с иностранными нерезидентами. При этом в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" должны быть внесены соответствующие изменения. На сегодня изменения отсутствуют, а неопределенность норм порождает дополнительные риски.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 отменил требования о репатриации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности разрешив проводить таким лицам зачеты с иностранными нерезидентами. При этом в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" должны быть внесены соответствующие изменения. На сегодня изменения отсутствуют, а неопределенность норм порождает дополнительные риски.