Валютный контроль ИФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль ИФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 16-975/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица, на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Так, в ответ на запрос ИФНС России N 21 по г. Москве от 22 мая 2023 года N, направленный в соответствии с частью 2 статьи 22, пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2023 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и полученный ООО "Первая экспедиционная компания" 25 мая 2023 года, ООО "Первая экспедиционная компания" не представило в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса истребуемых документов и информации, что в свою очередь повлекло невозможность проведения проверки, тем самым совершило административное правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности должностного лица, на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Так, в ответ на запрос ИФНС России N 21 по г. Москве от 22 мая 2023 года N, направленный в соответствии с частью 2 статьи 22, пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2023 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и полученный ООО "Первая экспедиционная компания" 25 мая 2023 года, ООО "Первая экспедиционная компания" не представило в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса истребуемых документов и информации, что в свою очередь повлекло невозможность проведения проверки, тем самым совершило административное правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. Административная ответственность за недостоверные сведения в документах, представленных по запросу налогового органа в рамках валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. Административная ответственность за недостоверные сведения в документах, представленных по запросу налогового органа в рамках валютного контроля
Статья: ФНС заинтересовалась "удаленщиками"
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)При осуществлении валютного контроля налоговые органы могут истребовать документы, подтверждающие факт пребывания за пределами территории России, а также документы о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов. Перечень этих документов является открытым.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)При осуществлении валютного контроля налоговые органы могут истребовать документы, подтверждающие факт пребывания за пределами территории России, а также документы о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов. Перечень этих документов является открытым.
Нормативные акты
"Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2019 года по вопросам налогообложения"Данные выводы содержатся Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 83-КА19-2 (гражданин против ИФНС России по г. Брянску).
Постановление Правительства РФ от 26.09.2017 N 1160
"Об утверждении Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации и внесении изменений в Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля"1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля - Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу (далее - уполномоченные органы валютного контроля), в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы, инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - территориальные налоговые органы), в региональные таможенные управления и таможни (далее - территориальные таможенные органы) документов и информации, необходимых для осуществления их функций в соответствии с установленной компетенцией.
"Об утверждении Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации и внесении изменений в Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля"1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля - Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу (далее - уполномоченные органы валютного контроля), в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы, инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - территориальные налоговые органы), в региональные таможенные управления и таможни (далее - территориальные таможенные органы) документов и информации, необходимых для осуществления их функций в соответствии с установленной компетенцией.
Вопрос: О представлении физлицом-резидентом уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ, а также отчетов о движении денежных средств по этим счетам (вкладам).
(Письмо ФНС России от 17.03.2023 N ЗГ-3-17/3814@)<4> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
(Письмо ФНС России от 17.03.2023 N ЗГ-3-17/3814@)<4> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Вопрос: О налоге на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) в РФ взаимозависимому лицу.
(Письмо Минфина России от 28.06.2024 N 03-08-05/60451)Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
(Письмо Минфина России от 28.06.2024 N 03-08-05/60451)Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Вопрос: Какой код указать в отчете о движении денежных средств в банке за пределами РФ, если организация осуществила: перевод собственных средств из зарубежного банка в банк РФ; списание валюты в связи с покупкой рублей; продажу валюты за другую валюту; перевод средств из одного зарубежного банка в другой?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Резиденты представляют налоговым органам отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Резиденты представляют налоговым органам отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Вопрос: О представлении физлицом-резидентом в налоговые органы отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам), открытым за пределами РФ.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N ЗГ-2-17/699)При этом ФНС России не наделена правом разъяснения норм законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N ЗГ-2-17/699)При этом ФНС России не наделена правом разъяснения норм законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В то же время КИК - кипрская организация, учредитель ООО, резидентом не является. Как было указано в ответе на запрос от 30.06.2022, выплата прибыли кипрскому участнику из недружественного государства (к которым также относится Кипр), если размер всех выплат ООО перед всеми иностранными кредиторами превышает 10 млн руб. в месяц либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на первое число каждого месяца, осуществляется в порядке п. 2 - 9 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, а именно в рублях, на счета типа "С", открытые такому кредитору в российской кредитной организации. Такой же порядок применяется, если право на выплату дивидендов кипрский участник после 1 марта 2022 г. уступит российскому физическому лицу - "валютному" резиденту РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В то же время КИК - кипрская организация, учредитель ООО, резидентом не является. Как было указано в ответе на запрос от 30.06.2022, выплата прибыли кипрскому участнику из недружественного государства (к которым также относится Кипр), если размер всех выплат ООО перед всеми иностранными кредиторами превышает 10 млн руб. в месяц либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на первое число каждого месяца, осуществляется в порядке п. 2 - 9 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, а именно в рублях, на счета типа "С", открытые такому кредитору в российской кредитной организации. Такой же порядок применяется, если право на выплату дивидендов кипрский участник после 1 марта 2022 г. уступит российскому физическому лицу - "валютному" резиденту РФ.
Вопрос: О представлении Отчета о движении денежных средств по счету, открытому ИП за рубежом; о налоге при УСН при продаже ИП иностранной валюты по курсу выше курса Банка России.
(Письмо ФНС России от 06.10.2023 N ЗГ-3-17/12982)Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии зарубежных счетов в банках и иных организациях финансового рынка не позднее одного месяца со дня соответственно открытия таких счетов по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@ <1> (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
(Письмо ФНС России от 06.10.2023 N ЗГ-3-17/12982)Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии зарубежных счетов в банках и иных организациях финансового рынка не позднее одного месяца со дня соответственно открытия таких счетов по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@ <1> (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Вопрос: Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке для личных целей. В уведомлении об открытии он указал код 2 - физлицо-резидент. Впоследствии он регистрируется в качестве ИП и собирается использовать этот счет для предпринимательских целей. Как ИП должен уведомить налоговый орган об этом?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка в соответствии с личным законом таких организаций, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка) (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка в соответствии с личным законом таких организаций, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка) (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ)).
Вопрос: О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-08-05/1245)Вместе с тем сообщаем, что порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
(Письмо Минфина России от 12.01.2024 N 03-08-05/1245)Вместе с тем сообщаем, что порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 5)- модернизировать программные средства валютного контроля;
("Главная книга", 2025, N 5)- модернизировать программные средства валютного контроля;
Вопрос: ИП - налоговый резидент РФ, импортер, оплачивает счета иностранных организаций со своего счета, открытого в банке государства - члена ЕАЭС. Какие валютные обязательства возникают у ИП?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Обоснование: Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка), а также осуществляют переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ)).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Обоснование: Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка), а также осуществляют переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ)).