Валютный контроль еаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль еаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 325 "Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"После получения таможенным органом КДТ должностным лицом ЦЭД в тот же день 30.08.2022 начато проведение предусмотренной статьей 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) формы таможенного контроля (в адрес таможенного представителя направлено требование (запрос) о представлении документов), в результате которой таможенный орган установил, что таможенным представителем при подаче в таможенный орган ДТ заявлены недостоверные сведения о валюте счета и таможенной стоимости товаров, в связи с чем 01.09.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10228000-929/2022 в отношении ответчика по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования, принято решение о применении к ним меры обеспечения производства по делу в виде изъятия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственный контроль и надзор в области экономики в условиях ее интеграции
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)2. Формирование определенного соотношения национальной и наднациональной компетенции в сфере контроля и надзора. Формула подобного соотношения будет разной для различных сфер регулирования, тем более что разграничение данных сфер в большинстве случаев является достаточно условным, а часть сфер имеет сквозной характер (например, контроль в области конкуренции). Для осуществления валютного контроля в ЕАЭС подобное соотношение будет одно, для контроля в области миграции - другое и т.д.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)2. Формирование определенного соотношения национальной и наднациональной компетенции в сфере контроля и надзора. Формула подобного соотношения будет разной для различных сфер регулирования, тем более что разграничение данных сфер в большинстве случаев является достаточно условным, а часть сфер имеет сквозной характер (например, контроль в области конкуренции). Для осуществления валютного контроля в ЕАЭС подобное соотношение будет одно, для контроля в области миграции - другое и т.д.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.1.2. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2018, N 31, ст. 4852)) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.1.2. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2018, N 31, ст. 4852)) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);
Вопрос: О зачислении на зарубежный счет резидента денежных средств, полученных от нерезидента в качестве оплаты по договору уступки требования, и их использовании.
(Письмо Банка России от 31.10.2024 N 43-7-3/694)<2> За исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
(Письмо Банка России от 31.10.2024 N 43-7-3/694)<2> За исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
Вопрос: Какие страны входят в Таможенный (Евразийский экономический) союз и какими правилами регулируется перемещение товаров между его участниками?
(Консультация эксперта, Евразийская экономическая комиссия, 2025)Необходимо также учитывать, что валютный контроль в отношении внешнеэкономических сделок с нерезидентами из государств - членов Союза осуществляется в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
(Консультация эксперта, Евразийская экономическая комиссия, 2025)Необходимо также учитывать, что валютный контроль в отношении внешнеэкономических сделок с нерезидентами из государств - членов Союза осуществляется в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
Вопрос: Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Армению?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе признается экспортом товаров, что относится к внешнеторговой деятельности (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), которая, в свою очередь, в части валютного законодательства регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе признается экспортом товаров, что относится к внешнеторговой деятельности (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), которая, в свою очередь, в части валютного законодательства регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Готовое решение: НДС при экспорте в страны ЕАЭС: Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию
(КонсультантПлюс, 2025)документы для валютного контроля. В определенных случаях нужно подать справку в банк о подтверждающих документах и эти документы.
(КонсультантПлюс, 2025)документы для валютного контроля. В определенных случаях нужно подать справку в банк о подтверждающих документах и эти документы.
Вопрос: О получении организацией-резидентом от организации-нерезидента денежных средств на зарубежные счета по договору уступки права требования долга.
(Письмо ФНС России от 01.11.2024 N 19-3-02/0077@)Вместе с тем контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, относится к компетенции ФТС России (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
(Письмо ФНС России от 01.11.2024 N 19-3-02/0077@)Вместе с тем контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, относится к компетенции ФТС России (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза валюты государств - членов Евразийского экономического союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков и т.д.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза валюты государств - членов Евразийского экономического союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков и т.д.
Статья: Формирование и реализация регуляторной политики в Евразийском экономическом союзе
(Емельянов А.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В статье 2 скоординированная политика определяется как политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения целей ЕАЭС, предусмотренных Договором об ЕАЭС. В свою очередь, согласованная политика - это политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования в том числе на основе решений органов ЕАЭС в такой степени, которая необходима для достижения целей ЕАЭС, предусмотренных Договором о ЕАЭС. При этом государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором о ЕАЭС и международными договорами, заключенными в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями ЕАЭС. Для этого решением ВЕЭС могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям и (или) даваться поручения ЕЭК по координации взаимодействия в соответствующих сферах. Скоординированная политика в рамках ЕАЭС формируется и реализуется в сферах энергетики, транспорта, сельского хозяйства, информатизации и информационных технологий, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, защиты прав потребителей, макроэкономики, валютного регулирования и валютного контроля, защиты конкуренции, технического регулирования, трудовой миграции.
(Емельянов А.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В статье 2 скоординированная политика определяется как политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения целей ЕАЭС, предусмотренных Договором об ЕАЭС. В свою очередь, согласованная политика - это политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования в том числе на основе решений органов ЕАЭС в такой степени, которая необходима для достижения целей ЕАЭС, предусмотренных Договором о ЕАЭС. При этом государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором о ЕАЭС и международными договорами, заключенными в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями ЕАЭС. Для этого решением ВЕЭС могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям и (или) даваться поручения ЕЭК по координации взаимодействия в соответствующих сферах. Скоординированная политика в рамках ЕАЭС формируется и реализуется в сферах энергетики, транспорта, сельского хозяйства, информатизации и информационных технологий, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, защиты прав потребителей, макроэкономики, валютного регулирования и валютного контроля, защиты конкуренции, технического регулирования, трудовой миграции.
Статья: Применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости методом по цене сделки с ввозимыми товарами при несовпадении валюты контракта и валюты платежа
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Rd - курс валют, действующий на дату исполнения платежного обязательства в том государстве ЕАЭС, таможенный орган которого осуществляет контроль точной (окончательной) величины таможенной стоимости товаров и корректирует сумму таможенных платежей по сравнению с суммой таможенных пошлин, налогов, исчисленной исходя из предварительной величины таможенной стоимости товаров.
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Rd - курс валют, действующий на дату исполнения платежного обязательства в том государстве ЕАЭС, таможенный орган которого осуществляет контроль точной (окончательной) величины таможенной стоимости товаров и корректирует сумму таможенных платежей по сравнению с суммой таможенных пошлин, налогов, исчисленной исходя из предварительной величины таможенной стоимости товаров.
Статья: Таможенная оценка: объект, субъект, методы, цели
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)Таможенная оценка товаров осуществляется в целях тарифного регулирования товарных потоков, перемещаемых через евразийскую таможенную границу (исчисление ввозных и вывозных таможенных пошлин), проведения таможенно-валютного контроля с использованием системы управления рисками, в том числе направленного на обеспечение мер противодействия незаконным валютным операциям, осуществление нетарифного регулирования товарооборота на внутреннем (общем) рынке Евразийского экономического союза (исчисление и уплата таможенного акцизного налога, таможенного налога на добавленную стоимость и таможенных сборов), применения мер торговой защиты Единого евразийского пространства от недобросовестной конкуренции со стороны компаний экспортирующих государств (введение, исчисление и уплата специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин), а также ведения таможенной статистики (рис. 4).
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)Таможенная оценка товаров осуществляется в целях тарифного регулирования товарных потоков, перемещаемых через евразийскую таможенную границу (исчисление ввозных и вывозных таможенных пошлин), проведения таможенно-валютного контроля с использованием системы управления рисками, в том числе направленного на обеспечение мер противодействия незаконным валютным операциям, осуществление нетарифного регулирования товарооборота на внутреннем (общем) рынке Евразийского экономического союза (исчисление и уплата таможенного акцизного налога, таможенного налога на добавленную стоимость и таможенных сборов), применения мер торговой защиты Единого евразийского пространства от недобросовестной конкуренции со стороны компаний экспортирующих государств (введение, исчисление и уплата специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин), а также ведения таможенной статистики (рис. 4).