Валютный контроль договор займа
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль договор займа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заем в иностранной валюте
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии со статьей 9 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами запрещены.
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии со статьей 9 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами запрещены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организации погасить регистрационную запись об ипотеке (прекратить ипотеку)
(КонсультантПлюс, 2025)ведомость банковского контроля. Ее оформляет уполномоченный банк по законодательству РФ о валютном регулировании и валютном контроле в РФ. В ней указывается, что кредитный договор (договор займа) снят с учета на основании полного исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой.
(КонсультантПлюс, 2025)ведомость банковского контроля. Ее оформляет уполномоченный банк по законодательству РФ о валютном регулировании и валютном контроле в РФ. В ней указывается, что кредитный договор (договор займа) снят с учета на основании полного исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечено в Письме ФНС России от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@ "О направлении разъяснений" <231>, данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями; в частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.; таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных комментируемым Законом случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечено в Письме ФНС России от 11 января 2021 г. N ВД-4-17/10@ "О направлении разъяснений" <231>, данные случаи предусмотрены законом с целью обеспечения деятельности российских компаний на внешнем рынке, в том числе конкурентоспособности и обеспечения для них равных условий с иностранными организациями; в частности, соответствующие исключения предусмотрены для транспортных организаций на рынке международных перевозок, резидентов, осуществляющих сооружение (реконструкцию, модернизацию) объектов за рубежом, организаций, осуществляющих за рубежом рыбный промысел, страховых организаций и др.; таким образом, налоговые органы в случае наличия признаков нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа в ходе проведения мероприятий валютного контроля в обязательном порядке должны исследовать имеющиеся материалы, полученные в том числе на основании истребования документов и информации, на предмет разрешенных комментируемым Законом случаев нерепатриации резидентами средств по внешнеторговым договорам и договорам займа.
Нормативные акты
Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации уполномоченным банком ведомости банковского контроля, содержащей информацию о снятии кредитного договора (договора займа) с учета на основании полного исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой, в том числе если такое обязательство полностью или частично исполнено в соответствии с утвержденным указом Президента Российской Федерации временным порядком исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами.
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации уполномоченным банком ведомости банковского контроля, содержащей информацию о снятии кредитного договора (договора займа) с учета на основании полного исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой, в том числе если такое обязательство полностью или частично исполнено в соответствии с утвержденным указом Президента Российской Федерации временным порядком исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа от общества в уполномоченный банк не поступили заявление, документы и информация, которые необходимы для переоформления паспорта сделки в срок, установленный п. 8.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", а именно не позднее 29 января 2016 г. (пятница).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа от общества в уполномоченный банк не поступили заявление, документы и информация, которые необходимы для переоформления паспорта сделки в срок, установленный п. 8.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", а именно не позднее 29 января 2016 г. (пятница).
Путеводитель по судебной практике: Заем.
Может ли иностранная валюта быть объектом договора займа
(КонсультантПлюс, 2025)"...Установив, что договор займа от 30.01.2008 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9, пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в силу которых платежным средством на территории Российской Федерации является рубль, а валютные операции между резидентами запрещены, суд апелляционной инстанции правомерно признал договор займа от 30.01.2008, предметом которого является евро, ничтожной сделкой..."
Может ли иностранная валюта быть объектом договора займа
(КонсультантПлюс, 2025)"...Установив, что договор займа от 30.01.2008 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9, пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в силу которых платежным средством на территории Российской Федерации является рубль, а валютные операции между резидентами запрещены, суд апелляционной инстанции правомерно признал договор займа от 30.01.2008, предметом которого является евро, ничтожной сделкой..."
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ст. ст. 140 и 141 ГК РФ говорится о возможности использования иностранной валюты в том числе путем совершения сделок с ней на территории РФ. Виды имущества, признаваемого валютными ценностями (иностранная валюта является частью валютных ценностей), и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Указанный Закон определяет валютные ценности как иностранную валюту и внешние ценные бумаги (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Статья 9 указанного Закона разрешает договор займа, предметом которого являются валютные ценности, между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ст. ст. 140 и 141 ГК РФ говорится о возможности использования иностранной валюты в том числе путем совершения сделок с ней на территории РФ. Виды имущества, признаваемого валютными ценностями (иностранная валюта является частью валютных ценностей), и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Указанный Закон определяет валютные ценности как иностранную валюту и внешние ценные бумаги (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Статья 9 указанного Закона разрешает договор займа, предметом которого являются валютные ценности, между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение валютного законодательства?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
Вопрос: О вопросах, связанных с осуществлением резидентами сделок (операций) с зарубежной недвижимостью, а также получением и предоставлением кредитов (займов) с участием лиц из недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 05-11-12/77683)Также сообщаем, что решениями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - подкомиссия Правительственной комиссии) от 23 мая 2022 г. N 52/2 и от 23 июня 2022 г. N 65/1, действующими без ограничения срока, резидентам - физическим лицам разрешено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением иностранной валюты по договорам займа в пользу нерезидентов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 05-11-12/77683)Также сообщаем, что решениями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - подкомиссия Правительственной комиссии) от 23 мая 2022 г. N 52/2 и от 23 июня 2022 г. N 65/1, действующими без ограничения срока, резидентам - физическим лицам разрешено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением иностранной валюты по договорам займа в пользу нерезидентов.
Вопрос: Как оформляется валютный заем от иностранной организации?
(Консультация эксперта, 2025)Приобретение иностранной валюты по договору займа - валютная операция, подлежащая валютному контролю. Заемщику следует учитывать соответствующие нормы валютного законодательства, в том числе принятые в рамках временных мер, и порядок документального оформления указанных отношений. Общие порядок оформления и особенности валютного контроля представлены в обосновании.
(Консультация эксперта, 2025)Приобретение иностранной валюты по договору займа - валютная операция, подлежащая валютному контролю. Заемщику следует учитывать соответствующие нормы валютного законодательства, в том числе принятые в рамках временных мер, и порядок документального оформления указанных отношений. Общие порядок оформления и особенности валютного контроля представлены в обосновании.
Вопрос: О применении специальных экономических мер при приобретении резидентами номинированных в иностранной валюте векселей и облигаций эмитентов дружественных государств при первичном размещении.
(Письмо Банка России от 25.11.2024 N 08-43/11032)Вместе с тем согласно подпункту "а" пункта 3 Указа N 79 с 01.03.2022 запрещено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.
(Письмо Банка России от 25.11.2024 N 08-43/11032)Вместе с тем согласно подпункту "а" пункта 3 Указа N 79 с 01.03.2022 запрещено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.
Статья: Как снизить риски банка-кредитора, если валюта долга и валюта платежа не совпадают
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Пример 3. Первый кассационный суд общей юрисдикции, оставив в силе решение суда первой инстанции и апелляционное определение, разъяснил, что "суды обоснованно взыскали сумму основного долга, эквивалентную 170 000 долларов США в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на дату фактического исполнения решения суда, определив проценты и штрафные санкции в рублях, при этом условия договора займа не противоречат Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <10>.
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Пример 3. Первый кассационный суд общей юрисдикции, оставив в силе решение суда первой инстанции и апелляционное определение, разъяснил, что "суды обоснованно взыскали сумму основного долга, эквивалентную 170 000 долларов США в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на дату фактического исполнения решения суда, определив проценты и штрафные санкции в рублях, при этом условия договора займа не противоречат Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <10>.
Статья: Финансовые активы и электронные средства платежа за пределами Российской Федерации: особенности валютного регулирования
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Российское валютное законодательство устанавливает запрет на прием электронных средств платежа на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также на совершение операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и расчетов по договорам займа, за исключением расчетов с использованием банковских карт иностранных платежных систем, таких как Mastercard и Visa <11>. Кроме того, российские резиденты обязаны отчитываться перед органом валютного контроля о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. За непредставление отчета предусмотрен штраф в размере от 20 до 40% от суммы средств, зачисленных на электронный кошелек.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Российское валютное законодательство устанавливает запрет на прием электронных средств платежа на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также на совершение операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и расчетов по договорам займа, за исключением расчетов с использованием банковских карт иностранных платежных систем, таких как Mastercard и Visa <11>. Кроме того, российские резиденты обязаны отчитываться перед органом валютного контроля о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. За непредставление отчета предусмотрен штраф в размере от 20 до 40% от суммы средств, зачисленных на электронный кошелек.
Вопрос: Могут ли в случае прощения долга иностранному лицу быть применены меры административной ответственности по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ к российскому заимодавцу за нерепатриацию валютного займа?
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты при предоставлении иностранной валюты в виде займов нерезидентам обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами или договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты при предоставлении иностранной валюты в виде займов нерезидентам обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами или договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
Вопрос: О вопросах, связанных с проведением микрофинансовой организацией идентификации в целях ПОД/ФТ в части проверки действительности документов, удостоверяющих личность идентифицируемого лица.
(Письмо Банка России от 05.12.2023 N 12-4-2/8972)5) вправе ли микрофинансовые организации поручать кредитным организациям, а кредитные организации осуществлять для микрофинансовых организаций проверки российских паспортов на действительность с использованием СМЭВ в части сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов как с целью идентификации для заключения договора займа, так и для целей актуализации сведений о клиентах (выгодоприобретателях, бенефициарах) или целей идентификации третьего лица при погашении займа;
(Письмо Банка России от 05.12.2023 N 12-4-2/8972)5) вправе ли микрофинансовые организации поручать кредитным организациям, а кредитные организации осуществлять для микрофинансовых организаций проверки российских паспортов на действительность с использованием СМЭВ в части сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов как с целью идентификации для заключения договора займа, так и для целей актуализации сведений о клиентах (выгодоприобретателях, бенефициарах) или целей идентификации третьего лица при погашении займа;