Валютный контроль 2020 изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль 2020 изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<525> См. дополнения, внесенные в ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле ст. 73 Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<525> См. дополнения, внесенные в ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле ст. 73 Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. будет действовать Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", который представляет собой обновленную редакцию применявшегося ранее Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Трансформация белорусского валютного законодательства связана с завершением процесса либерализации валютной сферы государства, закреплением уже реализованных на практике мер и с фактической отменой существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. будет действовать Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", который представляет собой обновленную редакцию применявшегося ранее Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Трансформация белорусского валютного законодательства связана с завершением процесса либерализации валютной сферы государства, закреплением уже реализованных на практике мер и с фактической отменой существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля с использованием информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля с использованием информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.
Вопрос: О порядке внесения сведений в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестр операторов майнинговой инфраструктуры.
(Письмо ФНС России от 14.01.2025 N КВ-16-14/8@)Согласно части 7 статьи 14.2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ) ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры, включая внесение в них сведений, изменение сведений, исключение сведений из указанных реестров, принятие решения об отказе во внесении в указанные реестры сведений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - оператор реестра), в порядке и по основаниям, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Письмо ФНС России от 14.01.2025 N КВ-16-14/8@)Согласно части 7 статьи 14.2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ) ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры, включая внесение в них сведений, изменение сведений, исключение сведений из указанных реестров, принятие решения об отказе во внесении в указанные реестры сведений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - оператор реестра), в порядке и по основаниям, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" граждане Российской Федерации обязаны уведомлять налоговую службу по месту своего учета об открытии (закрытии) зарубежных счетов и об изменении реквизитов в течение 1 месяца со дня наступления такой ситуации. В 2023 году уведомления подаются по установленной форме, которая утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2020 года N ЕД-7-14/272@, в срок до 1 июня следующего за отчетным периодом года.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" граждане Российской Федерации обязаны уведомлять налоговую службу по месту своего учета об открытии (закрытии) зарубежных счетов и об изменении реквизитов в течение 1 месяца со дня наступления такой ситуации. В 2023 году уведомления подаются по установленной форме, которая утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2020 года N ЕД-7-14/272@, в срок до 1 июня следующего за отчетным периодом года.
Статья: Особенности надзора за исполнением законов в кредитно-банковской сфере в условиях цифровой экономики
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Необходимо отметить практически полное отсутствие инструментов защиты прав потребителей соответствующих финансовых услуг, осуществления должного контроля в сфере оборота цифровых валют. Легальная дефиниция цифровой валюты на сегодняшний день имеется в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА).
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Необходимо отметить практически полное отсутствие инструментов защиты прав потребителей соответствующих финансовых услуг, осуществления должного контроля в сфере оборота цифровых валют. Легальная дефиниция цифровой валюты на сегодняшний день имеется в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Оператор информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена цифровых финансовых активов также являются относительно новыми объектами контроля, правовое положение которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Предварительный контроль со стороны Банка России заключается в процедуре включения указанных лиц в реестры соответственно операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена цифровых финансовых активов, что позволяет на стадии до начала осуществления ими деятельности обеспечить их соответствие требованиям законодательства в силу особого характера деятельности и наличия риска причинить ущерб интересам пользователей платформы.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Оператор информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена цифровых финансовых активов также являются относительно новыми объектами контроля, правовое положение которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Предварительный контроль со стороны Банка России заключается в процедуре включения указанных лиц в реестры соответственно операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена цифровых финансовых активов, что позволяет на стадии до начала осуществления ими деятельности обеспечить их соответствие требованиям законодательства в силу особого характера деятельности и наличия риска причинить ущерб интересам пользователей платформы.
Статья: Денежное обращение и его организация в Российской Федерации как публичные потребность и интерес
(Крылов О.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)- обращение объектов права, выполняющих отдельные функции денег. Публичный интерес применительно к этой потребности состоит в организации обращения этих объектов права, заключающейся в установление видов объектов права, выполняющих отдельные функции денег, виды операций и запретов на их совершение, устанавливающие пределы выполняемых функций денег, органов управления организацией их обращения и т.д. (Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.);
(Крылов О.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)- обращение объектов права, выполняющих отдельные функции денег. Публичный интерес применительно к этой потребности состоит в организации обращения этих объектов права, заключающейся в установление видов объектов права, выполняющих отдельные функции денег, виды операций и запретов на их совершение, устанавливающие пределы выполняемых функций денег, органов управления организацией их обращения и т.д. (Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.);
Статья: Криминологические исследования блокчейнов криптовалют в российской антиотмывочной системе
(Красинский В.В., Норкина А.Н.)
("Современное право", 2024, N 8)В соответствии с указанием Банка России от 20.10.2020 N 5599-У внесены изменения в правила внутреннего контроля кредитных организаций <7>. При этом перечень признаков подозрительных операций в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма был дополнен кодами признаков: "операции, связанные с обращением цифровых прав, которые характеризуются однонаправленностью, регулярностью, на крупные суммы" (код 1137) и "операции, связанные с оборотом цифровой валюты" (код 1190).
(Красинский В.В., Норкина А.Н.)
("Современное право", 2024, N 8)В соответствии с указанием Банка России от 20.10.2020 N 5599-У внесены изменения в правила внутреннего контроля кредитных организаций <7>. При этом перечень признаков подозрительных операций в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма был дополнен кодами признаков: "операции, связанные с обращением цифровых прав, которые характеризуются однонаправленностью, регулярностью, на крупные суммы" (код 1137) и "операции, связанные с оборотом цифровой валюты" (код 1190).
Статья: Цифровизация имущественного оборота: доктринальные трактовки и законодательная практика
(Одинцов С.В., Миронов Э.Ю.)
("Современное право", 2020, N 11)Считается, что исправить ситуацию с защитой цифровых прав в системе блокчейн может введение уполномоченного оператора, на которого возложены функции по идентификации пользователей (участников) системы, ведению реестра транзакций и их валидации, контролю за фактом нарушения цифровых прав, предупреждению нарушений и др. Законом об инвестиционных платформах и Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу с 01.01.2021) предусматривается введение такого профессионального оператора информационной системы. Полученные же персональные данные, иная конфиденциальная информация, в том числе финансового характера, и сведения о фактах нарушения цифровых прав могут предоставляться заинтересованным лицам по постановлению (запросу) суда; в таком случае затруднения в применении некоторых способов защиты гражданских прав (взыскание убытков, неосновательного обогащения) должны исключаться.
(Одинцов С.В., Миронов Э.Ю.)
("Современное право", 2020, N 11)Считается, что исправить ситуацию с защитой цифровых прав в системе блокчейн может введение уполномоченного оператора, на которого возложены функции по идентификации пользователей (участников) системы, ведению реестра транзакций и их валидации, контролю за фактом нарушения цифровых прав, предупреждению нарушений и др. Законом об инвестиционных платформах и Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу с 01.01.2021) предусматривается введение такого профессионального оператора информационной системы. Полученные же персональные данные, иная конфиденциальная информация, в том числе финансового характера, и сведения о фактах нарушения цифровых прав могут предоставляться заинтересованным лицам по постановлению (запросу) суда; в таком случае затруднения в применении некоторых способов защиты гражданских прав (взыскание убытков, неосновательного обогащения) должны исключаться.
"Постатейный комментарий к Примерным условиям договора о срочных сделках на финансовых рынках 2011 г."
(Аничкин А.В., Буркова А.Ю., Вильданова Л.И., Дистлер Н.А., Захарова О.А., Комолов А.Л., Липовцев В.Н., Муровец Р.Н., Нерсесян А.Г., Сушко Р.В., Хлыстова Е.В., Чугунов Н.Д.)
(под ред. Л.И. Вильдановой, Р.Н. Муровца, Н.Д. Чугунова)
("Статут", 2021)11. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 22.12.2020).
(Аничкин А.В., Буркова А.Ю., Вильданова Л.И., Дистлер Н.А., Захарова О.А., Комолов А.Л., Липовцев В.Н., Муровец Р.Н., Нерсесян А.Г., Сушко Р.В., Хлыстова Е.В., Чугунов Н.Д.)
(под ред. Л.И. Вильдановой, Р.Н. Муровца, Н.Д. Чугунова)
("Статут", 2021)11. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 22.12.2020).
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Также из таблицы 1 видно, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло резкое сокращение дел об АП, возбужденных таможенными органами по итогам проведения валютного контроля (по ст. 15.25 КоАП РФ). Это было связано с тем, что из-за карантинных ограничений и усложнения перемещения товаров во внешнеторговом обороте Правительство РФ приняло решение о смягчении мер ответственности за нерепатриацию иностранной валюты. В частности, был ратифицирован Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который дает участникам ВЭД право на продление репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам на срок до 45 дней с момента исполнения обязанности по нему.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Также из таблицы 1 видно, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло резкое сокращение дел об АП, возбужденных таможенными органами по итогам проведения валютного контроля (по ст. 15.25 КоАП РФ). Это было связано с тем, что из-за карантинных ограничений и усложнения перемещения товаров во внешнеторговом обороте Правительство РФ приняло решение о смягчении мер ответственности за нерепатриацию иностранной валюты. В частности, был ратифицирован Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который дает участникам ВЭД право на продление репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам на срок до 45 дней с момента исполнения обязанности по нему.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе".