Валютные ограничения
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютные ограничения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Оплата по договору, произведенная в иностранной валюте в нарушение правил осуществления валютных операций, сама по себе не влечет недействительности договора
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 5225/09 по делу N А60-3497/2008-С11 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 140, 317 ГК РФПримечание. Суд исходил в том числе из положений Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", утратившего силу. В настоящее время ограничения на осуществление валютных операций установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 5225/09 по делу N А60-3497/2008-С11 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 140, 317 ГК РФПримечание. Суд исходил в том числе из положений Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", утратившего силу. В настоящее время ограничения на осуществление валютных операций установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""При этом доводы ФИО1 о том, что абз. 1 ч. 8 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" освобождает ее от соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации, поскольку она не является налоговым резидентом Российской Федерации, постоянно проживает в Германии, суд отклонил, указав, что ст. 12 указанного Федерального закона освобождает резидентов Российской Федерации, находящихся за ее пределами более 183 дней в году, от ограничений при осуществлении валютных операций с банками-нерезидентами и разрешает проведение определенных валютных операций с нерезидентами по счетам резидентов за рубежом, однако не освобождает их от ограничений и явно выраженного запрета на валютные операции между валютными резидентами Российской Федерации, установленного ст. 9 Федерального закона. Кроме того, суд учел, что вторая сторона сделки ФИО3 является валютным резидентом Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничения на наличную валюту снова продлили
("Главная книга", 2023, N 6)"Главная книга", 2023, N 6
("Главная книга", 2023, N 6)"Главная книга", 2023, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 4.2 статьи 5, статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 4.2 статьи 5, статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение порядка проведения валютных операций, включая предоставление валютных займов и переводы денежных средств, изменение порядка проведения расчетов по финансовым инструментам, а также расчетов с иностранными кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)Изменение порядка проведения валютных операций, включая предоставление валютных займов и переводы денежных средств, изменение порядка проведения расчетов по финансовым инструментам, а также расчетов с иностранными кредиторами
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
Статья: Общие организационно-правовые аспекты международных платежей и расчетов
(Стеванович Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 1)В ст. I Договора о МВФ закреплены в качестве целей Фонда: развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере; расширение и сбалансированный рост международной торговли; содействие созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям; способствование стабильности валют; устранение валютных ограничений; поддержание равновесия платежных балансов. Некоторые статьи Договора о МВФ, значимые для международных платежей и расчетов, выполняют ключевые функции в реализации этих цели.
(Стеванович Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 1)В ст. I Договора о МВФ закреплены в качестве целей Фонда: развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере; расширение и сбалансированный рост международной торговли; содействие созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям; способствование стабильности валют; устранение валютных ограничений; поддержание равновесия платежных балансов. Некоторые статьи Договора о МВФ, значимые для международных платежей и расчетов, выполняют ключевые функции в реализации этих цели.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Правовой режим совместного счета определен положениями п. 5 ст. 845 "Договор банковского счета" гл. 45 "Банковский счет" части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ): в случае заключения договора банковского счета с несколькими клиентами (совместный счет) такими клиентами могут быть только физические лица с учетом ограничений, установленных валютным законодательством РФ; права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими таким лицам в долях, определяемых пропорционально суммам денежных средств, внесенных каждым из клиентов или третьими лицами в пользу каждого из клиентов, если иное не предусмотрено договором банковского счета (договором установлена непропорциональность); в случае, когда договор банковского счета заключен клиентами-супругами, права на денежные средства, находящиеся на совместном счете, являются общими правами клиентов-супругов (ст. 256 части первой ГК РФ), если иное не предусмотрено брачным договором, о заключении которого клиенты-супруги уведомили банк.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Правовой режим совместного счета определен положениями п. 5 ст. 845 "Договор банковского счета" гл. 45 "Банковский счет" части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ): в случае заключения договора банковского счета с несколькими клиентами (совместный счет) такими клиентами могут быть только физические лица с учетом ограничений, установленных валютным законодательством РФ; права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими таким лицам в долях, определяемых пропорционально суммам денежных средств, внесенных каждым из клиентов или третьими лицами в пользу каждого из клиентов, если иное не предусмотрено договором банковского счета (договором установлена непропорциональность); в случае, когда договор банковского счета заключен клиентами-супругами, права на денежные средства, находящиеся на совместном счете, являются общими правами клиентов-супругов (ст. 256 части первой ГК РФ), если иное не предусмотрено брачным договором, о заключении которого клиенты-супруги уведомили банк.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Комментируемая статья декларирует, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 комментируемого Закона. При этом предусмотрено, что в отношении указанных валютных операций ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты России, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Комментируемая статья декларирует, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 комментируемого Закона. При этом предусмотрено, что в отношении указанных валютных операций ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты России, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.
Готовое решение: На какие цели можно расходовать наличные деньги из кассы
(КонсультантПлюс, 2025)Еще есть ограничения, установленные валютным законодательством на выплаты из кассы нерезидентам, и ограничения, установленные корпоративным законодательством на выплату из кассы дивидендов.
(КонсультантПлюс, 2025)Еще есть ограничения, установленные валютным законодательством на выплаты из кассы нерезидентам, и ограничения, установленные корпоративным законодательством на выплату из кассы дивидендов.
Статья: Новости от 21.03.2025
("Главная книга", 2025, N 7)Снова продлены ограничения на снятие наличной валюты
("Главная книга", 2025, N 7)Снова продлены ограничения на снятие наличной валюты
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
Статья: Направление судебных и арбитражных (третейских) решений в порядке правовой помощи для целей их исполнения в иностранном государстве
(Костин А.А.)
("Закон", 2025, N 2)Более того, ввиду валютных ограничений, действовавших в СССР, самостоятельная оплата государственной пошлины и услуг иностранных юристов для советских граждан оказалась бы невозможной. В свою очередь, обращение в иностранный суд посредством специализированной коллегии адвокатов "Инюрколлегия" предполагало несение расходов со стороны советских взыскателей на оплату услуг как иностранных юристов, так и собственно адвокатов "Инюрколлегии", не говоря уже о транспортных расходах и расходах на проживание в тех случаях, когда взыскатель проживал вне Москвы <28>.
(Костин А.А.)
("Закон", 2025, N 2)Более того, ввиду валютных ограничений, действовавших в СССР, самостоятельная оплата государственной пошлины и услуг иностранных юристов для советских граждан оказалась бы невозможной. В свою очередь, обращение в иностранный суд посредством специализированной коллегии адвокатов "Инюрколлегия" предполагало несение расходов со стороны советских взыскателей на оплату услуг как иностранных юристов, так и собственно адвокатов "Инюрколлегии", не говоря уже о транспортных расходах и расходах на проживание в тех случаях, когда взыскатель проживал вне Москвы <28>.
Вопрос: Об административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля в условиях введенных недружественными странами ограничительных мер.
(Письмо Минфина России от 08.05.2024 N 05-11-08/42528)Вопрос: Об административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля в условиях введенных недружественными странами ограничительных мер.
(Письмо Минфина России от 08.05.2024 N 05-11-08/42528)Вопрос: Об административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля в условиях введенных недружественными странами ограничительных мер.
Вопрос: Об оценке риска концентрации дебетовых оборотов по корреспондентским счетам "НОСТРО" в иностранных валютах в условиях санкционных ограничений при формировании резервов на возможные потери.
(Письмо Банка России от 06.02.2025 N 611-P-2025/1)Вопрос: Вправе ли кредитная организация не применять абз. 12 п. 2.2 Положения Банка России N 611-П в части оценки риска концентрации дебетовых оборотов по корреспондентским счетам "НОСТРО" в иностранных валютах в условиях санкционных ограничений, введение которых привело к сокращению/остановке расчетов через кредитные организации - резиденты стран, имеющих страновые оценки по классификации экспортных кредитных агентств, участвующих в Соглашении стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития "Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку", "0", "1"?
(Письмо Банка России от 06.02.2025 N 611-P-2025/1)Вопрос: Вправе ли кредитная организация не применять абз. 12 п. 2.2 Положения Банка России N 611-П в части оценки риска концентрации дебетовых оборотов по корреспондентским счетам "НОСТРО" в иностранных валютах в условиях санкционных ограничений, введение которых привело к сокращению/остановке расчетов через кредитные организации - резиденты стран, имеющих страновые оценки по классификации экспортных кредитных агентств, участвующих в Соглашении стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития "Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку", "0", "1"?