Валютное законодательство РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютное законодательство РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Зарплата работникам-иностранцам
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам проведенной административным органом проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации административным органом выявлены указанные нарушения... В отношении организации вынесены отдельные постановления о назначении административного наказания в отношении каждой выплаты заработной платы работнику-нерезиденту...
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам проведенной административным органом проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации административным органом выявлены указанные нарушения... В отношении организации вынесены отдельные постановления о назначении административного наказания в отношении каждой выплаты заработной платы работнику-нерезиденту...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Вправе ли банк безакцептно списать со счетов заемщика суммы, подлежащие уплате по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)12) пунктом 4.2.7 кредитных договоров от 27.07.2012 N 55842-ИК/12, от 21.05.2012 N 51843-ИК/12, от 01.06.2012 N 52603-ИКД/12, от 30.10.2012 N 61966-ИКД/12, от 19.11.2012 N 63247-И1К/12, пунктом 4.2.3 кредитных договоров от 11.09.2012 N 27723-AKV/12, от 18.02.2013 N 31043-АКФ/13, от 28.02.2013 N 31282-АКФ/13, от 20.09.2012 N 27942-АКФ/12, от 21.01.2013 N 30442-АКФ/13, от 23.04.2012 N 53625-Ф/12, от 05.09.2012 N 60670-КФ/12, от 30.10.2012 N 63867-КФ/12, от 20.08.2012 N 59747-КФ/12, от 13.02.2013 N 69327-КФ/12 установлено, что кредитор имеет право списывать в безакцептном порядке денежные средства с любых счетов любого из заемщиков, открытых у кредитора, в том числе со счетов, открытых для совершения операций с использованием банковских карт (специальных карточных счетов), для погашения задолженности, вытекающей из настоящего договора (в том числе задолженности по возврату кредита, уплате процентов за пользование кредитом, уплате пеней и неустоек, возмещению издержек, связанных со взысканием задолженности с заемщика), со дня возникновения задолженности (независимо от наличия просрочки). В случае, если у любого из заемщиков имеются счета, открытые у кредитора, ведущиеся в валюте, отличной от той, в которой был предоставлен кредит (валюта кредита), кредитор имеет право в безакцептном порядке списать и с такого счета денежные средства в погашение задолженности по настоящему договору (если это не противоречит валютному законодательству Российской Федерации), при этом: списанная сумма конвертируется кредитором в валюту кредита по курсу/кросс-курсу, установленному Банком России на день списания денежных средств со счетов любого из заемщиков, задолженность заемщика по настоящему договору считается погашенной в части, соответствующей сумме, полученной в результате конвертации, с момента списания проконвертированных денежных средств со счета любого из заемщиков, ведущегося в валюте иной, чем валюта кредита.
Вправе ли банк безакцептно списать со счетов заемщика суммы, подлежащие уплате по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)12) пунктом 4.2.7 кредитных договоров от 27.07.2012 N 55842-ИК/12, от 21.05.2012 N 51843-ИК/12, от 01.06.2012 N 52603-ИКД/12, от 30.10.2012 N 61966-ИКД/12, от 19.11.2012 N 63247-И1К/12, пунктом 4.2.3 кредитных договоров от 11.09.2012 N 27723-AKV/12, от 18.02.2013 N 31043-АКФ/13, от 28.02.2013 N 31282-АКФ/13, от 20.09.2012 N 27942-АКФ/12, от 21.01.2013 N 30442-АКФ/13, от 23.04.2012 N 53625-Ф/12, от 05.09.2012 N 60670-КФ/12, от 30.10.2012 N 63867-КФ/12, от 20.08.2012 N 59747-КФ/12, от 13.02.2013 N 69327-КФ/12 установлено, что кредитор имеет право списывать в безакцептном порядке денежные средства с любых счетов любого из заемщиков, открытых у кредитора, в том числе со счетов, открытых для совершения операций с использованием банковских карт (специальных карточных счетов), для погашения задолженности, вытекающей из настоящего договора (в том числе задолженности по возврату кредита, уплате процентов за пользование кредитом, уплате пеней и неустоек, возмещению издержек, связанных со взысканием задолженности с заемщика), со дня возникновения задолженности (независимо от наличия просрочки). В случае, если у любого из заемщиков имеются счета, открытые у кредитора, ведущиеся в валюте, отличной от той, в которой был предоставлен кредит (валюта кредита), кредитор имеет право в безакцептном порядке списать и с такого счета денежные средства в погашение задолженности по настоящему договору (если это не противоречит валютному законодательству Российской Федерации), при этом: списанная сумма конвертируется кредитором в валюту кредита по курсу/кросс-курсу, установленному Банком России на день списания денежных средств со счетов любого из заемщиков, задолженность заемщика по настоящему договору считается погашенной в части, соответствующей сумме, полученной в результате конвертации, с момента списания проконвертированных денежных средств со счета любого из заемщиков, ведущегося в валюте иной, чем валюта кредита.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
Вопрос: О понятии "иностранная валюта" в рамках валютного законодательства.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-11-12/40509)Вопрос: О понятии "иностранная валюта" в рамках валютного законодательства.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-11-12/40509)Вопрос: О понятии "иностранная валюта" в рамках валютного законодательства.
Статья: Понятие цифровой валюты в российском законодательстве и ее правовая природа
(Ионцев М.А.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 1)"Евразийский юридический журнал", 2025, N 1
(Ионцев М.А.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 1)"Евразийский юридический журнал", 2025, N 1
Статья: Криминалистические аспекты взаимодействия дознавателей таможенных органов Российской Федерации при расследовании криминальных валютных операций, предусмотренных ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ: цели и субъекты взаимодействия
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)На стадии предварительной проверки сообщения о преступлении либо в ходе проводимого дознания по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ, сотрудник подразделения валютного контроля может быть привлечен в качестве специалиста к участию в процессуальных действиях на основании ст. 58 УПК РФ. Целью привлечения указанного должностного лица в качестве специалиста является подтверждение наличия признаков нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации, которые образуют состав преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ.
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)На стадии предварительной проверки сообщения о преступлении либо в ходе проводимого дознания по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ, сотрудник подразделения валютного контроля может быть привлечен в качестве специалиста к участию в процессуальных действиях на основании ст. 58 УПК РФ. Целью привлечения указанного должностного лица в качестве специалиста является подтверждение наличия признаков нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации, которые образуют состав преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ.
Статья: Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)Общим для объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 193 и 193.1 УК РФ, является следующее - при их совершении нарушается валютное законодательство Российской Федерации. При этом, безусловно, суть обоих уголовно-правовых запретов сводится к противодействию неподконтрольному вывозу капитала и его изъятию из налоговой базы.
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)Общим для объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 193 и 193.1 УК РФ, является следующее - при их совершении нарушается валютное законодательство Российской Федерации. При этом, безусловно, суть обоих уголовно-правовых запретов сводится к противодействию неподконтрольному вывозу капитала и его изъятию из налоговой базы.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица несут ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ).
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения (см., например, Комовкина Л.С., Власова В.С. К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства // Российский следователь. 2014. N 4. С. 43 - 47). Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения (см., например, Комовкина Л.С., Власова В.С. К вопросу административной ответственности за нарушения валютного законодательства // Российский следователь. 2014. N 4. С. 43 - 47). Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).
Вопрос: В августе 2022 г. организация открыла рублевый счет в белорусском банке и перевела на него средства. После конвертации рублей в доллары она предоставила валютный заем белорусскому банку. Соответствуют ли указанные действия валютному законодательству РФ? Возможно ли привлечение к ответственности?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В августе 2022 г. организация открыла рублевый счет в белорусском банке и перевела средства со своего рублевого счета в российском банке на свой рублевый счет, открытый в белорусском в банке. После конвертации российской валюты в доллары организация предоставила краткосрочный процентный валютный заем белорусскому банку. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчет о движении денежных средств на счета представлялись в налоговый орган своевременно.
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В августе 2022 г. организация открыла рублевый счет в белорусском банке и перевела средства со своего рублевого счета в российском банке на свой рублевый счет, открытый в белорусском в банке. После конвертации российской валюты в доллары организация предоставила краткосрочный процентный валютный заем белорусскому банку. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчет о движении денежных средств на счета представлялись в налоговый орган своевременно.
Статья: Финансовые активы и электронные средства платежа за пределами Российской Федерации: особенности валютного регулирования
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Валютное законодательство РФ содержит условия, освобождающие отдельных резидентов от выполнения процессуальных обязанностей. Например, физические лица, срок пребывания которых за пределами страны в истекшем календарном году в совокупности составил более 183 дней, вправе не направлять в налоговые органы отчет о движении средств по счету. Отчет также может не представляться физическим лицом, если счет открыт в банке или иной организации финансового рынка на территории государства - члена ЕАЭС или государства, которое осуществляет обмен с Российской Федерацией налоговой информацией в автоматическом режиме, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на счет за отчетный год, не превышает 600 тыс. рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте либо остаток денежных средств на конец года не превышает указанную сумму.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Валютное законодательство РФ содержит условия, освобождающие отдельных резидентов от выполнения процессуальных обязанностей. Например, физические лица, срок пребывания которых за пределами страны в истекшем календарном году в совокупности составил более 183 дней, вправе не направлять в налоговые органы отчет о движении средств по счету. Отчет также может не представляться физическим лицом, если счет открыт в банке или иной организации финансового рынка на территории государства - члена ЕАЭС или государства, которое осуществляет обмен с Российской Федерацией налоговой информацией в автоматическом режиме, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на счет за отчетный год, не превышает 600 тыс. рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте либо остаток денежных средств на конец года не превышает указанную сумму.
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)При этом необходимо отметить фактическое наличие в российской правовой системе норм административного законодательства Российской Федерации, которые являются отсылочными и поэтому предопределяют возможность конкретизации отдельных административно-правовых функций публичной администрации посредством норм административного права, имплементированных (встроенных) в иные национальные правовые акты. В этой связи необходимо различать нормы административного права, имплементированные (встроенные): 1) в нормативные правовые акты, составляющие иные виды отраслевого законодательства, которые установлены ч. "о" ст. 71, п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ (например, нормы административного права, имплементированные в гражданское законодательство либо трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство); 2) нормативные правовые акты, образующие отдельные виды отраслевого законодательства, которые установлены специальными нормами федеральных законов отраслевого регулирования (например, нормы административного права, имплементированные в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах или законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, установленные ст. 1 НК РФ; антимонопольное законодательство Российской Федерации, установленное ст. 2 Федерального закона "О защите конкуренции", валютное законодательство Российской Федерации, установленное ст. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"); 3) нормативные муниципальные правовые акты, регулирующие статус органов местного самоуправления в рамках административно-правовых функций, осуществляемых данными органами (например, нормы административного права, имплементированные в нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, которые приняты в рамках функций государственного контроля (надзора), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также в рамках муниципального контроля); 4) отдельные договоры с нормативным содержанием (например, нормы административного права, имплементированные в Договор о Евразийском экономическом союзе); 5) нормативные правовые акты организаций, имеющих статус государственных или иных органов (например, нормы административного права, имплементированные в нормативные правовые акты Центрального банка РФ, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос").
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)При этом необходимо отметить фактическое наличие в российской правовой системе норм административного законодательства Российской Федерации, которые являются отсылочными и поэтому предопределяют возможность конкретизации отдельных административно-правовых функций публичной администрации посредством норм административного права, имплементированных (встроенных) в иные национальные правовые акты. В этой связи необходимо различать нормы административного права, имплементированные (встроенные): 1) в нормативные правовые акты, составляющие иные виды отраслевого законодательства, которые установлены ч. "о" ст. 71, п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ (например, нормы административного права, имплементированные в гражданское законодательство либо трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство); 2) нормативные правовые акты, образующие отдельные виды отраслевого законодательства, которые установлены специальными нормами федеральных законов отраслевого регулирования (например, нормы административного права, имплементированные в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах или законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, установленные ст. 1 НК РФ; антимонопольное законодательство Российской Федерации, установленное ст. 2 Федерального закона "О защите конкуренции", валютное законодательство Российской Федерации, установленное ст. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"); 3) нормативные муниципальные правовые акты, регулирующие статус органов местного самоуправления в рамках административно-правовых функций, осуществляемых данными органами (например, нормы административного права, имплементированные в нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, которые приняты в рамках функций государственного контроля (надзора), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также в рамках муниципального контроля); 4) отдельные договоры с нормативным содержанием (например, нормы административного права, имплементированные в Договор о Евразийском экономическом союзе); 5) нормативные правовые акты организаций, имеющих статус государственных или иных органов (например, нормы административного права, имплементированные в нормативные правовые акты Центрального банка РФ, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос").